Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс).
Цели:
- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
- совершенствование навыков анализа текста, развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- компьютер, демонстрационный экран;
- слайды;
- индивидуальные листы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по применению технологии интерактивного обучения с элементами интерактивных технологий
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс).
Цели:
- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
- совершенствование навыков анализа текста, развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- компьютер, демонстрационный экран;
- слайды;
- индивидуальные листы с текстом.
Ход урока
I Организационный момент
Слово учителя: с какого задания КИМ-ов ЕГЭ по русскому языку начинается работа по написанию сочинения-рассуждения? Правильно, с 27-го. Это задание по тексту. Выполняя задание части С, необходимо написать сочинение по прочитанному тексту. Мы сегодня будем учиться создавать сочинение-рассуждение
II Условия для успешного выполнения задания:
Важнейшим условием успешного выполнения задания является:
- понимание предложенного текста;
- умение находить тему, определять основную мысль;
- выявление, формулирование, комментирование проблемы;
- понимание авторской позиции.
III Повторение изученного материала. Основные понятия о тексте. (устные ответы учащихся затем подкрепляются слайдами с правильными ответами):
- Что такое текст?
(Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов). Текст – это связная речь.
- Что связывает текст воедино? (Тема).
- Что такое тема? (Тема – то, о чём говорится в тексте). В основном тема отражается в заглавии.
Основная мысль текста – это отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя. Чаще всего основную мысль читатель уясняет самостоятельно из того, о чём пишет автор. Нередко в самом тексте бывают слова или предложение, содержащие основную мысль. Обычно они находятся в начале или в конце текста.
Микротема – тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.
_ Что такое ирония, сарказм, оксюморон, риторический вопрос, парцелляция (ирония – скрытая насмешка; сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка; риторический
вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение; оксюморон – сочетание контрастных по значению слов; парцелляция – стилистический приём расчленения предложения на части).
IV Демонстрация текста на экране + тексты на партах:
(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? (2) Мне было двенадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпичи в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах. (8) В те времена в Кремль не пускали. (9) Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! (11) Потом я много раз бывал у Кремля. (12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. (13) Можно ли представить эту площадь без храм Василия Блаженного? (14) Скажу сейчас об удивительном факте. (15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей страны. (17) Перед войной вызвали его в одну высокую инстанцию и сказали, что хотят сносить собор, чтобы просторнее было на Красной площади. (18) «Вам поручаем сделать обмеры», - сказали ему. (19) У него тогда комок в горле застрял. (20) Не мог говорить, не мог поверить… (21) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (22) Не сломали… (23) Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям.
V Примерный план сочинения-рассуждения (демонстрация на слайде):
- Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.
- Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
- Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает её (их)
- Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
- Собственная позиция (обосновать своё согласие или несогласие с автором, привести не менее трёх аргументов, доказывая собственную позицию).
VI Стандартные выражения для оформления сочинения-рассуждения (демонстрация на слайде):
- Для передачи содержательной стороны текста: текст посвящён…; в тексте (статье, очерке и т.д.) поднимается (затронута) проблема (вопрос)…; текст, предложенный для анализа, представляет собой… - один из жанров…стиля; задача автора – убедить читателя в… (сформировать определённое отношение к…); автор пытается убедить читателей в том, что…;
- Для анализа языковых средств: с целью эффективного воздействия на читателей (создания образа…) автор использует следующие средства выразительности: …: синтаксическая оформленность текста соответствует… стилю: …;
- Для характеристики достоинств текста: следует отметить убедительность авторской позиции (образность, эмоциональность и другие достоинства текста); на мой взгляд, автору удалось…; к достоинствам текста следует отнести…
- Включение работы со стандартными выражениями в процессе подготовки к выполнению самой сложной части контрольных измерительных материалов ЕГЭ способствует формированию умения не только последовательно излагать свои мысли, но и правильно, точно. Убедительно выражать их в соответствии с выбранным жанром.
VII Работа с текстом. Модель написания сочинения-рассуждения.
- О чём писать?
А) Определение темы текста. Выделение ключевых слов.
В данном тексте это: огромная человеческая любовь; Родина; потрогать кирпичи; потрогать камни; «сколько людей прошло!»; не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия; без храма Василия Блаженного; хотят сносить собор; комок в горле застрял; не сломали.
Выделив ключевые слова, можно определить тему текста: это текст о бережном отношении к историческим памятникам, идущем от любви к Родине. Из этого вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина.
Для помощи учащимся при формулировании темы, можно предложить стандартные выражения (на экране):
- Эта статья о …
- Автор обращается к актуальной теме …
- Этот текст о …
Б) Формулирование проблемы текста (вопрос, над которым задумывается автор).
Проблема предложенного текста сформулирована самим В. Песковым уже в начале статьи: Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Стандартные выражения для формулирования проблемы (на экране слайд)
- …? Над этим вопросом задумывается автор текста.
- В. Пескова интересует вопрос: …
В) Комментарий проблемы. Комментируя проблему, её можно отнести к разряду «вечных». Можно написать о том, что многие писатели-публицисты обращались к этой проблеме, каждый решал её по-своему. Комментируя проблему, нужно выявить авторское отношение к ней.
Комментарий к проблеме данного текста может быть таким:
Автор сам формулирует проблему. Как и многие писатели-публицисты, он обращается к пониманию смысла Родины для российского человека. Писатель размеренно и логично говорит о том, что же кроется за выражением «любовь к Родине» в сердцах российских людей. Он пытается понять. В чём она состоит, из каких поступков складывается, что помогает ей сформироваться.
В Песков с замиранием сердца идёт по Красной площади, осматривает камни на лестнице, трогает кирпичи в стене и удивляется тому, что многие прохожие идут по площади торопливо, говорят о погоде и каких-то других делах. Отношение автора передаётся с помощью риторических вопросов и риторических восклицаний: «Сколько людей прошло»!
Г) Определение авторской позиции, идеи текста.
Выявляя авторскую позицию, необходимо сказать, как автор решает проблему, какие аргументы приводит в защиту своей позиции, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
Стандартные выражения для формулирования идеи текста:
- Автор подводит читателя к мысли о том, что …
- Идея текста состоит в том …
- Автор пытается убедить читателя в том, что …
- … - вот главная мысль текста.
- Решая проблему, автор приходит к такому выводу: …
Сформулируем идею данного текста:
Решая проблему, автор приводит читателя к мысли о том, что только любящий свою Родину человек может понять смысл сохранения исторических памятников, ценностей культуры и искусства. Доказывая эту мысль, В. Песков приводит пример того, как перед войной по определению одной высокой инстанции чуть было не снесли храм Василия Блаженного. И мы понимаем, насколько часто судьба российских памятников зависит от самодурства невежественных и недалёких начальников. И ведь снесли бы храм, если бы на этого начальника не нашёлся другой, слава Богу, умный.
Цель автора – убедить нас в том, что чем выше и ответственнее пост, который ты занимаешь, тем мудрее и осторожнее должны быть твои поступки, чтобы не пришлось другим переделывать то, что натворил ты. ведь может так случиться, что исправить будет нельзя, поздно.
- Как начать сочинение?
Начать сочинение можно конструкцией «именительной темы». Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинения по данному тексту. В нём автор обращается к «вечной» теме.
Например: Любовь к Родине… Из чего она складывается? Какую ответственность за её судьбу несёт рядовой человек и человек, наделённый властью. Эта тема интересует многих. Поэтому данный текст В. Песков также посвящает этой теме.
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Стандартные выражения, которые помогут написать сочинение:
- когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т.д.) …
- Наверное, многие из нас (задумывались, размышляли, наблюдали, чувствовали) …
- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т.д.).
Вступление к сочинению.
Когда читаешь текст В. Пескова, понимаешь, как уязвимы памятники искусства, творения человеческого гения, как зависят они от человека, его желаний и действий, как хрупок мир, который нас окружает, как ему не хватает любви, внимания, заботы.
- Как закончить сочинение?
Сочинение-рассуждение заканчивается выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести на менее трёх аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту).
Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность. Например, в случае несогласия с автором не следует писать «автор неправ», лучше употребить выражение «с автором трудно согласиться».
Стандартные выражения, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
- Нельзя не согласиться с автором в том, что …
- С автором можно поспорить:
- Автор прав в том, что …
- Я разделяю позицию автора в том, …
Сочинение по тексту В. Пескова можно закончить так:
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, немало на Руси памятников, которые поражают своей красотой и величественностью. На ша задача – сохранить их. Как хорошо, что в последнее время возвращаются к жизни старинные храмы, дворянские усадьбы. Святое дело совершают те, кто занимается их восстановлением.
Автор прав в том, что любовь к Родине – это не чувство к какому-то абстрактному понятию, а любовь к вполне материальным ценностям, которые мало просто любить, нужно относиться к ним бережно, особенно тогда, когда тебе предоставлена возможность вершить судьбы людей и памятников культуры. Ведь по мановению руки чуть не был загублен храм Василия Блаженного, разрушен храм Христа-спасителя, а ведь это шедевры русского зодчества! Что уж говорить о менее известных памятниках?
Есть такое модное высказывание: «Родина – это такая штука, которой ты всегда что-то должен, а она тебе ничего не должна». Она ничего и не должна, она ведь не человек, а святыня, и на то мы и люди, чтобы реставрировать, восстанавливать, спасать, чтобы «не снесли». А то вдруг какому-то тупоголовому начальнику захочется с ветерком проехать по Красной площади?
VIII Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по тексту (индивидуальные тексты).
(1)Наш язык болеет. (2) Об этом с тревогой пишут сегодня и учёны, и социологи, и педагоги, и журналисты. (3) Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась и на состоянии языка. (4) Его наполнили арготизмы, элементы уголовного жаргона, варваризмы, неуклюжие похожие на протезы заимствования. (5) Конечно, язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться, и появление новых слов, расширение семантических полей – это естественный процесс. (6) Плохо другое. (7) Плохо, когда этот естественный процесс оборачивается разрушением.
(8) Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. (9) количество этих отходов строго регламентируется специальным контрольным ведомством, оно строго следит за тем, чтобы загрязнение не превышало допустимые пределы, в противном случае может произойти экологическая катастрофа.
(10) Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами, да и кто сказал, что они вредные, теперь это «сопутствующие основному производству продукты». (11) Лей эти «продукты», сколько душа пожелает. (12) Чем окончится такая безответственность? (13) Гибелью реки!
(14) Понимаю. Что всякое, в том числе и это сравнение, хромает, дескать, река – это тебе не язык… (15) Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную, многоуровневую систему, занимает определённое место.
(16) Систему разрушает хаос. (17) Так, например, всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». (18) Но если в современном языке эти слова начинают активно функционировать, звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы, то есть всё равно как называть человека: «мужик» или «чувак». (19) А вот это и есть разрушение согласованных языковых отношений: ваше речевое действие уже невозможно адекватно понять и правильно оценить. (20) Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. (21) Язык теряет надёжность и универсальность средства общения и начинает функционировать со сбоями, как компьютерная программа, заражённая вирусом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему в 9 классе.
Материал данного урока даёт возможность повторить и закрепить знания по орфографии. Учащиеся могут познакомиться с особенностями текста- рассуждения, а также с краткой биограф...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....
Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс
Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...
Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...