Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ольга Сергеевна Ефимова

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvist._analiz.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

9 класс

Ефимова Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 8 г.Старая Русса

Тема: «Лингвистический анализ текста»

Цели:  

  • развивающая: создание условий для развития универсальных учебных действий  при анализе текста, развитие творческих способностей учащихся;
  • обучающая: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме с целью подготовки к ГИА
  • воспитательная: создание условий для воспитания  чувства любви к родному языку

       

Структура урока:

  • Стадия вызова
  • Стадия осмысления
  • Стадия рефлексии

Этап деятельности

Задачи  этапа

Формирование УУД

Методический инструментарий

методы и приемы

форма

1. Стадия вызова

Пробуждение познавательного интереса, обращение к личному опыту учащихся, актуализация имеющихся знаний.

Определение темы и цели урока.

Личностные:  смыслообразование (активизация творческого отношения   к учению)

Познавательные: логические (анализ, подведение под понятие)

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование, оценка)

Словесные: беседа, постановка учебной задачи

фронтальная, индивидуальная

2. Стадия осмысления

Получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме,  анализ текста»Первый снег» с целью подготовки к ГИА.

Познавательные логические (анализ, сравнение, обоснавание ответа)

Общеучебные (смысловое чтение , поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание)                                       

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

Регулятивные (прогнозирование,коррекция,оценка)

Гностический (поисковый)

Анализ художествен-ного текста

Инсерт

Работа в группах, индивидуальная.

3. Стадия рефлексии

Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности.

Регулятивные (самоанализ и самооценка)

Познавательные (логические - сравнение, анализ)

«Ответ- итог»

анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся

Фронтальная индивидуальная

Домашнее задание

Содержание задания

УУД

Приемы

На выбор:             - шуточное сочинение с использованием фразеологизмов;

-составить синквейн;

- мини – сочинение «Первый снег».

Познавательные – общеучебные (умение строить речевое высказывание) Регулятивные-целеполагание, планирование

сочинение

синквейн

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

Слово учителя:

- Я приведу вам высказывание Н.В.Гоголя «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право иное название еще драгоценнее самой вещи.»

- О чем так мудро и красиво сказал великий писатель?

- Какой подарок от поэта С.А.Есенина  обнаружили вы в его стихотворении «С добрым утром!» (Это было домашнее задание)

 

Работа с текстом

Обобщение: это стихотворение красиво, музыкально. Поэт постоянно сравнивает явления природы с одушевленными предметами, используя развернутую метафору.

Запись в словари понятия «Развернутая метафора».

В русском языке много различных оттенков значений слов. Чтобы придать речи большую выразительность, эмоциональность, надо найти нужное слово.

- Сформулируйте цель рока.

- В какой форме представим результат?

Слушают

Отвечают

Ученик читает наизусть стихотворение

Высказывания учеников

Учитель

Ученики

Стадия осмысления

- Работать сегодня вы будете в группах. Какие правила сотрудничества вы должны помнить?

Задания:

1. Подберите к выделенным словам в предложениях синонимы, выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее.

    - Возле Ялты пошел грозовой дождь (хлынул)

    - Глаза его расширились от страха (от ужаса)

    -Лето стояло жаркое (знойное)

    -В кухне скоро возникла ссора (вспыхнула)

    -  С волнением следили за нашими действиями ребята (с замиранием сердца)

 Вопросы учителя:

- Как называется средство выразительности речи, которое вы сейчас назвали?

- Вспомните, что такое «фразеологизм?»

В рабочих тестах вы затруднялись найти фразеологизмы ,поэтому сегодня закрепляем знания.

2. Найдите   фразеологизмы в предложениях и замните и менее выразительными словами:

  - Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.

  - Он вовремя прикусил язык, чуть не проговорившись брату.

  - Немало было забот у отца, пока не поставил сына на ноги.

  - Весна уж не за горами.

  - Нам не давали покоя ни днем, ни ночью.

Какой вывод можно сделать, сравнивая данные записи?

3. Составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения:

  - На руках носить

  - Много воды утекло

  - Намылить голову

  - Спустя рукава

  - Заварить кашу

Вопрос:

-  Нужны ли фразеологизмы в речи? Их назначение?

От слов к тексту. Чем обладает  текст в отличие от слова? Каждой группе дан один и тот же текст «Первый снег». Выполните анализ текста, его языковых особенностей.

   - Чтение текста вслух

   - Анализ текста:

1 группа. Озаглавить текст. Определить тип и стиль текста, его тему и основную мысль.

2 группа. Определить микротемы (составить цитатный план)

3 группа. Найти в тексте тропы. Какое значение имеет фразеологизм?

4 группа. Определить фигуры речи.

5 группа. Сочинение-рассуждение с опорой на текст «Какое настроение передает автор?»

Выступления учащихся по заданной теме. Корректировка результатов ,анализ и оценка собственной деятельности.

Работа в группах

Ученики

Учащиеся повторяют понятие

Практическое применение теоретического материала

Делают свои выводы

Применение нового знания в новых условиях

Выразительное чтение текста

Работа в группах

Презентация работы в группах

Стадия рефлексии

 

 - Анализируя все, что мы сегодня делали на уроке, скажите, зачем нужны средства выразительности речи?

 - Надо ли  их  включать в нашу разговорную речь?

 -  Какова была цель урока?

 - Каков результат?

- Домашнее задание (на выбор):

    -  Сочинение-описание»Первый снег»

    - Шуточное сочинение с использованием фразеологизмов

   - Синквейн

Вывод учащихся о значимости данной работы при подготовке к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"

Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Урок русского языка для 8 класса «Анализ текста. Тема и основная мысль»

Урок разработан в рамках подготовки учащихся к ВПР...

Урок русского языка по теме "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный са...