Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvist._analiz.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
9 класс
Ефимова Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 8 г.Старая Русса
Тема: «Лингвистический анализ текста»
Цели:
- развивающая: создание условий для развития универсальных учебных действий при анализе текста, развитие творческих способностей учащихся;
- обучающая: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме с целью подготовки к ГИА
- воспитательная: создание условий для воспитания чувства любви к родному языку
Структура урока:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Этап деятельности | Задачи этапа | Формирование УУД | Методический инструментарий | |||
методы и приемы | форма | |||||
1. Стадия вызова | Пробуждение познавательного интереса, обращение к личному опыту учащихся, актуализация имеющихся знаний. Определение темы и цели урока. | Личностные: смыслообразование (активизация творческого отношения к учению) Познавательные: логические (анализ, подведение под понятие) Регулятивные (целеполагание, прогнозирование, оценка) | Словесные: беседа, постановка учебной задачи | фронтальная, индивидуальная | ||
2. Стадия осмысления | Получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме, анализ текста»Первый снег» с целью подготовки к ГИА. | Познавательные логические (анализ, сравнение, обоснавание ответа) Общеучебные (смысловое чтение , поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера) Регулятивные (прогнозирование,коррекция,оценка) | Гностический (поисковый) Анализ художествен-ного текста Инсерт | Работа в группах, индивидуальная. | ||
3. Стадия рефлексии | Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности. | Регулятивные (самоанализ и самооценка) Познавательные (логические - сравнение, анализ) | «Ответ- итог» анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся | Фронтальная индивидуальная | ||
Домашнее задание | Содержание задания | УУД | Приемы | |||
На выбор: - шуточное сочинение с использованием фразеологизмов; -составить синквейн; - мини – сочинение «Первый снег». | Познавательные – общеучебные (умение строить речевое высказывание) Регулятивные-целеполагание, планирование | сочинение синквейн | ||||
Ход урока: | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Стадия вызова | Слово учителя: - Я приведу вам высказывание Н.В.Гоголя «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право иное название еще драгоценнее самой вещи.» - О чем так мудро и красиво сказал великий писатель? - Какой подарок от поэта С.А.Есенина обнаружили вы в его стихотворении «С добрым утром!» (Это было домашнее задание)
Работа с текстом Обобщение: это стихотворение красиво, музыкально. Поэт постоянно сравнивает явления природы с одушевленными предметами, используя развернутую метафору. Запись в словари понятия «Развернутая метафора». В русском языке много различных оттенков значений слов. Чтобы придать речи большую выразительность, эмоциональность, надо найти нужное слово. - Сформулируйте цель рока. - В какой форме представим результат? | Слушают Отвечают Ученик читает наизусть стихотворение Высказывания учеников Учитель Ученики | ||||
Стадия осмысления | - Работать сегодня вы будете в группах. Какие правила сотрудничества вы должны помнить? Задания: 1. Подберите к выделенным словам в предложениях синонимы, выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее. - Возле Ялты пошел грозовой дождь (хлынул) - Глаза его расширились от страха (от ужаса) -Лето стояло жаркое (знойное) -В кухне скоро возникла ссора (вспыхнула) - С волнением следили за нашими действиями ребята (с замиранием сердца) Вопросы учителя: - Как называется средство выразительности речи, которое вы сейчас назвали? - Вспомните, что такое «фразеологизм?» В рабочих тестах вы затруднялись найти фразеологизмы ,поэтому сегодня закрепляем знания. 2. Найдите фразеологизмы в предложениях и замните и менее выразительными словами: - Они трудились, не разгибая спины до самого вечера. - Он вовремя прикусил язык, чуть не проговорившись брату. - Немало было забот у отца, пока не поставил сына на ноги. - Весна уж не за горами. - Нам не давали покоя ни днем, ни ночью. Какой вывод можно сделать, сравнивая данные записи? 3. Составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения: - На руках носить - Много воды утекло - Намылить голову - Спустя рукава - Заварить кашу Вопрос: - Нужны ли фразеологизмы в речи? Их назначение? От слов к тексту. Чем обладает текст в отличие от слова? Каждой группе дан один и тот же текст «Первый снег». Выполните анализ текста, его языковых особенностей. - Чтение текста вслух - Анализ текста: 1 группа. Озаглавить текст. Определить тип и стиль текста, его тему и основную мысль. 2 группа. Определить микротемы (составить цитатный план) 3 группа. Найти в тексте тропы. Какое значение имеет фразеологизм? 4 группа. Определить фигуры речи. 5 группа. Сочинение-рассуждение с опорой на текст «Какое настроение передает автор?» Выступления учащихся по заданной теме. Корректировка результатов ,анализ и оценка собственной деятельности. | Работа в группах Ученики Учащиеся повторяют понятие Практическое применение теоретического материала Делают свои выводы Применение нового знания в новых условиях Выразительное чтение текста Работа в группах Презентация работы в группах | ||||
Стадия рефлексии |
- Анализируя все, что мы сегодня делали на уроке, скажите, зачем нужны средства выразительности речи? - Надо ли их включать в нашу разговорную речь? - Какова была цель урока? - Каков результат? - Домашнее задание (на выбор): - Сочинение-описание»Первый снег» - Шуточное сочинение с использованием фразеологизмов - Синквейн | Вывод учащихся о значимости данной работы при подготовке к ГИА. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"
Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)
Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...
Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...
Урок русского языка для 8 класса «Анализ текста. Тема и основная мысль»
Урок разработан в рамках подготовки учащихся к ВПР...
Урок русского языка по теме "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"
Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный са...