Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,
что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражать
свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения,
позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А
также в направленности его на организацию систематичной работы над
пониманием художественного и публицистического текста и способами его
выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации
необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_10_klass.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мигнинская средняя общеобразовательная школа»
Ермаковского района, Красноярского края
Рассмотрена Согласована Утверждена приказом
на ШМО наМС директора школы
№ от № от № от
Председатель: Председатель: Директор школы:
(Тенсина Г.Н..) (Ретунская Н.В.) (Назарова Л.Б.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива курса по русскому языку для 10 класа
«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Образовательная область – филология
(Количество часов по программе : в неделю 1 час, за год 34 часа.
Количество часов по учебному плану : в неделю 1 час, за год 34 часа.)
Срок реализации – 1 год
Короткова Надежда Романовна
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Мигна 2016г
Факультативный курс для 10 класса
“Теория и практика написания сочинения-рассуждения”
Предназначен для учащихся 10 класса.
Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но
одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения
русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной
речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности,
умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,
что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражать
свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения,
позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А
также в направленности его на организацию систематичной работы над
пониманием художественного и публицистического текста и способами его
выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации
необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель факультативного курса:
- развитие речемыслительного потенциала обучающегося;
- подготовка к успешному выполнению задания части С на ЕГЭ: написанию
сочинения ;
- развитие творческих способностей учащихся.
Задачи факультативного курса:
- повторить знания учащихся о тексте как единице языка;
- научить учащихся выявлять проблему, собирать и осмысливать информацию;
- формировать умения выражать собственное мнение;
- обеспечить системное овладение учащимися знаний по теории написания
сочинения;
- способствовать развитию способности к самостоятельной деятельности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате реализации данного факультативного курса учащийся
должен знать:
- как строится сочинение;
- виды вступлений и заключений;
- основные жанры сочинений;
- основы анализа текста;
- виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, фактические, в содержании) и
пути их предупреждения;
должен уметь:
- логично выстраивать сочинение на заданную тему;
- выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;
- формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
- предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;
- работать со словарями различных типов.
Методическое обеспечение:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. -
М.: Просвещение, 2012.
2. О творческом подходе к работе над сочинением в старших классах. Методические
рекомендации. - Пенза, 2014.
3. Учимся писать сочинения. - Саратов: “Заволжье”, 2014.
4. Интернет-ресурсы
Программа курса
“Теория и практика написания сочинения-рассуждения” (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Формы контроля | Кол-во часов | ИКТ |
1 | Введение. Цели и задачи факультативного курса “Теория и практика написания сочинения- рассуждения”. | ||||
2 | Сочинение как вид письменной выпускной работы. Требования к сочинению. | ||||
3 | Стили речи. Типы речи. | презентация | |||
4 | Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности | презентация | |||
5 | Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений. Виды концовок. | презентация | |||
6 | Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство | презентация | |||
7-8 | Рассуждение- объяснение | 2 | презентация | ||
9-10 | Рассуждение- размышление | 2 | презентация | ||
11 | Ключевые слова текста | практическая работа | |||
12 | Как правильно понять исходный текст | ||||
13 | Формулировка основной проблемы исходного текста | ||||
14 | Комментируем основную проблему текста | ||||
15 | Способы выражения авторской позиции | ||||
16 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | ||||
17-18 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 | |||
19-20 | Отработка теоретического материала по теме “Сочинение-рассуждение”. | 2 | |||
21-22 | Комплексный анализ текста. | анализ текста | 2 | ||
23 | Написание сочинения, тема которого презентация задана цитатой. (На изученном материале.) | презентация | |||
24 | Написание сочинения, тема которого задана цитатой. (На изученном материале.) | Практическая работа | |||
25-27 | Практика написания сочинения- рассуждения | сочинение | 3 | ||
28 | Стилистические упражнения | ||||
29 | Нормы литературного языка | тест | презентация | ||
30 | Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений | ||||
31 | Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, в содержании. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений | ||||
32 | Как работать со словарями разных видов на выпускном экзамене | Практическая работа | презентация | ||
33 | Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка. | ||||
34 | Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это специальный курс для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....
Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"
Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...
«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса...