Урок по русскому языку "В мире синтаксиса и пунктуации. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Царёва Мария Ермиловна

На уроке показана подготовка к экзамену. Сочинение по лингвистике вызывает затруднение у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          В основу урока была положена технология КСО (коллективный способ обучения). Использовала такие формы обучения, как  Взаимотренаж  в парах  сменного состава (ВТ в ПСС), коллективную форму обучения, взаимодиктант в парах сменного состава (ВД в ПСС) и малые группы (МГ). При такой форме работы каждый ученик чувствует ответственность за качество своих знаний и знаний товарищей по классу.

           Главной моей задачей при подготовке к учебному занятию являлось создание психолого – педагогических условий, при  которых каждый чувствовал бы себя комфортно, занимался саморазвитием, помогал товарищу. Осуществлялся коммуникативно – деятельностный подход. Деятельность учителя заключалась не в «передаче знаний»,  а в организации, управлении учебной деятельности. Вся деятельность была построена на диалоге, что способствовало развитию коммуникации на протяжении всего урока.

Использовала следующие формы работы:

Взаимотренаж в парах сменного состава (ВТ в ПСС)  учащиеся повторяли художественно выразительные средства, которые необходимы при сдаче ГИА. А затем сами находили их в тексте.

 Взаимодиктант (ВД в ПСС) использовала  при работе с предложениями по карточкам, где учащиеся определяли типы предложений и составляли их  схемы.

Малая группа (МГ) дает возможность работать вместе с консультантом, который отслеживает как устное объяснение ответов, так и письменное оформление упражнений.

 Эти формы работы интересны ребятам, они  максимально   включены  в работу, что способствует развитию речи, деловому общению, самовыражению учащихся, повышает его самооценку.

Тема:  « В мире синтаксиса и пунктуации». Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (подготовка к ГИА).                            СЛАЙД 1                                                                    

Образовательная область: русский язык

Класс: 9

УУД:

Предметные:  обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Сложные предложения".  Закрепить навыки пунктуации в  простых  и сложных предложениях. Продолжить работу над комплексным анализом текста.

Личностные:  формировать умения работы в парах сменного состава и в малой группе. Учащиеся  создают свой образовательный продукт – сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Метапредметные: учащиеся контролируют свою деятельность и деятельность товарищей, отрабатывают умение правильно выражать свои мысли,  слушать и слышать друг друга, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать  и доказывать свою точку зрения.

Ход урока

I. ВТ в ПСС: карточки (отрабатываются понятия  художественно-выразительных средств: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Определения  даны на карточках)

II. Целеполагание (Подводящий диалог)                     СЛАЙД 2

                                       

Ребята, с какой целью сегодня мы повторяли художественно-выразительные средства? (У нас экзамен ГИА, а  также они нужны для написания сочинений-рассуждений)

Мы с вами только что закончили изучать «Сложные предложения». У нас есть проблемы в определении и постановке знаков препинания сложных предложений. Подумайте и скажите исходя из темы урока,  какую цель на занятии поставит каждый из вас?

           - Повторю группы сложных предложений: с/с, с/п, б/с.

           - Буду правильно ставить   знаки препинания   в простых и  сложных предложениях.

          -  научусь  составлять сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

III. Слово учителя

- Для работы на уроке предлагаю текст, героем которого является подснежник. Он, этот первый весенний цветок, и поможет нам справиться с поставленными целями.

Работа с текстом "Подснежник – вестник весны".     СЛАЙД 3                                  

(1) Русские легенды уверяют,  что однажды Зима  решила,  что не пустит на землю Весну. (2) Все цветы, испугавшись Зимы, поникли, а подснежник,   смело расправил лепестки.(3) Когда солнце заметило подснежник,  оно согрело землю и открыло дорогу Весне.

     (4)Итак, подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой.(5)Появляются они внезапно и представляют  удивительное зрелище: кажется,  что на землю набросили белое кружевное одеяло.(6)  Расцветая в окружении снегов, подснежник  напоминает  снежинку.

       (7)Как только осядут снега и появятся проталины, подснежник выставляет любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам.(8)Люди говорят, что если прислушаешься, то услышишь звон его прозрачных колокольчиков.(9) Они звенят, чтобы разбудить природу, которая спит крепким сном.

(10)Утром подснежник поднимается живым фонариком навстречу теплу,  вечером же он наклоняется и прячет "снежную каплю" под защиту снега.

(11)Благодарим тебя, первый весенний цветок, за то, что ты украшаешь нашу жизнь.

  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Прочитаем еще раз название текста и выделим ключевое слово.
  • Каково лексическое значение слова "подснежник"?
  • Запишите толкование значения слова "подснежник", используя сложное предложение, в котором в одном из простых предложений, входящих в состав СП, ставится тире между подлежащим и сказуемым.

( Подснежник – это растение с белыми цветками, которыми любуется весь мир).

IV. ВД в ПСС: Карточки

В каждой карточке по 1 сложному предложению: с/с, с/п, б/с.  Ребята   работают в  парах сменного состава, определяя тип предложения и составляя схему.

  V. Тесты                                                                                        СЛАЙД 4

1. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений (2, 6, 7)

  2. Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения .(4)

  3. Найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения. (11)

  4. Проверка теста                                                                       СЛАЙД 5  

Вывод: Таким образом,  мы с вами работали сегодня как  со сложными предложениями , так и с простыми, осложненными деепричастными оборотами, приложениями и обращениями.

Рефлексия: какие трудности вы испытывали при работе с данными  предложениями?

Итак, предложение – это основная синтаксическая единица. Из предложений состоит текст. На ГИА какой текст мы будем составлять? (сочинение – рассуждение)

VI. Сочинение-рассуждение                                           СЛАЙД 5                        

Тема: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»

                                                                                 К. Паустовский

                      План

  • Вступление
  • Первый аргумент
  • Второй аргумент
  • Вывод

1.   Найдите ключевые слова в высказывании К. Паустовского. Какие слова излучают поэзию в русском языке? (Художественно – выразительные средства). Попробуем найти их в тексе (они  выделены жирным шрифтом).

2. Художественно – выразительные средства.              СЛАЙД 6                          

Олицетворение: « подснежник начинает подпевать ручейкам»

Эпитет: «любопытный венчик»

Сравнение: «подснежник поднимается живым фонариком» (Тв. п)

Метафора: « на землю набросили белое кружевное одеяло».

3. Высказывания о русском языке (учащиеся могут использовать их при составлении сочинения)                                                                      СЛАЙД 7

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

VII. Работа в группе. (Составление сочинения по плану)

           

                                          Сочинение – рассуждение.           СЛАЙД 8                                  

Я согласна с мнением К. Паустовского, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию» Действительно, русский язык богат,  красив и неповторим. Попробуем доказать это примерами из текста.

         Во – первых, автор использует для красоты такие художественно- выразительные средства, как олицетворение «подснежник начинает подпевать ручейкам», эпитет  «любопытный венчик подснежника» и сравнение «подснежник поднимается живым фонариком», которые украшают нашу речь.

         Во- вторых, на протяжении всего текста автор любуется  подснежником и ласково обращается к нему: «Благодарим тебя, первый весенний цветок, за то, что ты украшаешь нашу жизнь». Обращение привлекает наше внимание и заставляет задуматься о бережном отношении к природе.

Таким образом, русский язык является богатейшим языком мира. Недаром К.Г. Паустовский говорил, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы должны гордиться его красотой.

VI. Рефлексия (целеполагание записано на доске):            СЛАЙД 9                               

Я научился…

У меня хорошо получается…

Я затруднился…

Эти знания мне пригодятся…

ДЗ: Сочинение – рассуждение закончить дома.

Приложение

Карточки

ВД в ПСС

Русские легенды уверяют, что однажды Зима  решила, что не пустит на землю Весну.

С/П предложение с придаточным изъяснительным.

Однородное подчинение (2 придаточных предложения с одинаковыми союзами - что)

ВД в ПСС

Все цветы, испугавшись Зимы, поникли, а подснежник,  смело расправил лепестки.

С/С предложение, состоящее из 2-х простых равноправных предложений, с союзом - А

ВД в ПСС

 Когда солнце заметило подснежник, оно согрело землю и открыло дорогу Весне.

С/П предложение с придаточным времени, соединенным союзным словом -  Когда.

ВД в ПСС

Утром подснежник поднимается живым фонариком навстречу теплу, вечером же он наклоняется и прячет "снежную каплю" под защиту снега.

Б/С предложение, состоящее из 2-х равноправных предложений.

ВТ в ПСС

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана

ВТ в ПСС

Эпитет – образное определение предмета или явления, обладающее  особой художественной выразительностью. Выражен именем прилагательным в переносном значении.

Дряблый смех, железный характер, слезливое утро.

ВТ в ПСС

Метафора – скрытое сравнение , перенесение значения по сходству, очень близко к сравнению.

Костер рябины красной. Можно подставить союзы КАК, СЛОВНО, ПОДОБНО

Рябина как костер

ВТ в ПСС

Сравнение – сопоставление явления или понятия с другим явлением. Оформляется в виде сравнительных оборотов, включающих сравнительные союзы: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО

Широкие тени ходят по равнине как облака по небу

                                                  Анализ урока

Тема урока «В мире синтаксиса и пунктуации». Сочинение – рассуждение

9 класс – слабый, двое учащихся имеют 7 вид. Память слабая, речь не развита, мотивация обучения низкая.  Но ребята стараются, много занимаются, но трудности по-прежнему есть. Особенно в сочинении и изложении Ребята затрудняются в построении предложений. Поэтому сегодня я взяла простое и сложное предложение: они необходимы в сочинении – рассуждении.

Тип урока – практикум, целеполагание – подводящий диалог. В основу урока была положена технология КСО (Работа В ППС, ПСС, МГ)

Главной моей задачей при подготовке к учебному занятию являлось создание психолого – педагогических условий, в которых каждый чувствовал бы себя комфортно, занимался саморазвитием. Осуществлялся коммуникативно – деятельностный подход. Деятельность учителя заключалась не в «передаче знаний» , а в организации, управлении учебной деятельности. Вся деятельность была построена на диалоге.

         Формирование универсальных учебных действий

На уроке формировались метапредметные УУД

Регулятивные: Дети сами выводят целеполагание, контролируют свою деятельность и деятельность товарищей.

Коммуникативные: отрабатывались умения слушать и слышать – работа в парах и в группе, умение доказывать свою точку зрения. Составление сочинения – рассуждения – умение правильно выражать свои мысли, правильно строить предложения, доказывать свою точку зрения.

Познавательные: Умение вычленять, обобщать, сравнивать

В течение урока создавала такие условия, которые провоцировали детей на активные действия: исследование текста, чтение схем, выполнение тестовых заданий.

В основу содержания было положено совершенствование устной и письменной речи учащихся, подготовка к ГИА по русскому языку. Общая атмосфера способствовала развитию коммуникативных навыков учащихся.

                               

Приложение №1.                                                    

     Основные виды сложных предложений

            перечисление, интонация

С

С

П

[  ], и [  ], а [  ].

[Было уже часов девять вечера], и [над садом светила полная луна].

        

С

П

П

[  ], ( чтобы ).

[Мы рождены], (чтоб сказку сделать былью).

Б

С

П

[  ], [  ].

[Лето выдалось серое и холодное], [деревья были мокрые].

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Конспект урока русского языка в 9 классе по подготовке к сочинению-рассуждению на ГИА.

Конспект урока русского языка в 9 классе с презентацией по теме "Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА"....

Бинарный урок. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Актуальная тема для подростков. Понятие "зависть". Подготовка к сочинению-рассуждению. Развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения....

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

Презентация Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему

quot;Уроки французского" - уроки доброты" (урок-подготовка к сочинению на данную тему)...

Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...