Урок-практикум 9 класс «Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_s_prezentatsiey.zip355.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3

г. Козьмодемьянска»

Конспект урока русского языка
в 9 классе

«Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и пунктуация в них
(урок-практикум»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Родионова Тамара Ивановна

Урок-практикум 9 класс 

«Основные типы связи в  сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех в хорошем настроении. Сегодня у нас урок-практикум по теме «.

 Мы говорили о сложности и  значимости этой темы, о её месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый из вас должен быть на уроке предельно внимательным, стремиться максимально проявить себя, показать свои знания. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на всех  этапах урока. Открываем тетради, записываем число.

Чем же конкретно мы будем заниматься?

Повторять

основные типы связи в сложноподчиненных  предложениях с несколькими придаточными

правильно ставить знаки препинания;

составлять схемы указанных предложений

Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.

1.От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: (знаки не проставлены)

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.- отнимите число запятых в нем.

3-2=1

2. Какой раздел русского языка изучает звуки речи? Сосчитайте количество звуков в этом слове.

Запишите ответ цифрой-  8

3. Запишите цифрой количество букв н в слове ветреный? -1

4. Сколько звуков в слове ПОЭТ?-4

Какое число у вас получилось?- 1814. О чем оно вам говорит? Верно, это год рождения М.Ю. Лермонтова Мы с вами на уроках литературы начали изучать его творчество. В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого поэта.

Обратимся к эпиграфу урока.

Эпиграф урока:

     Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.  Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

        Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…

А. А. Ахматова

-- Эти замечательные слова сказала А. Ахматова о писателе, стоящем по значимости в русской литературе на втором месте после А. С. Пушкина. И сегодня на уроке предложения будут взяты из произведений Лермонтова. ( в частности из «Героя нашего времени»)

1.Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. 2. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, (1) и вдруг начал писать нечто такое, (2) где он никому не подражал, (3) зато всем уже целый век хочется подражать ему…3. Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. 4.Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира.5. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

     6.Я уже не говорю о его прозе. 7.Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…

Начнем работу с подготовки к сдачеОГЭ.

1.Из предложений 6-7 выпишите слово  с чередующейся безударной гласной в корне.

Возраста

2. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «если после приставки стоит звонкий согласный, то на конце её пишется З»

Разрушает

3.Выпишите слово, (предложения 1-5) правописание суффикса в котором определяется правилом «В полных страдательных причастиях пишется две буквы НН»

сказанные

4.Из предложения 2 выпишите цифру (ы), обозначающую запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (2)

5.Найдите предложение с придаточным изъяснительным. (7)

- Проверяем ответ

Возраст; разрушает; сказанные; 2; 7,

Вернемся к теме урока.

3. Повторение теоретического материала. (повторять будем в форме теста)

1.Дополните схему:

В сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными подчинение придаточных главному может быть:

2.Найдите верное утверждение:

А. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Б.При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным I степени.

В.При однородном подчинении придаточных рядом могут оказаться  союзы ЧТО и ЕСЛИ; ЧТО и КОГДА и др..

3. Соотнесите схемы предложений и вид подчинения:

1.

( что       )               (  что     )                                     А Последовательное подчинение

2.                                                                                 Б. Однородное подчинение

               

                 

( когда)             (потому что)

3.                                                                                       В. Параллельное подчинение

                  ( что)

 

                 (когда)

4. Укажите верное суждение:

А.Если однородные придаточные связаны сочинительными союзами И, ИЛИ, то запятая между ними ставится.

Б.При последовательном подчинении придаточных  запятая на стыке двух союзов  не ставится, если далее идет вторая часть союза- ТО,  ТАК или  НО.

В.При последовательном подчинении последующее предложение не зависит от предыдущего.

Проверим. Поменялись тетрадями, проверим, ставим оценку.

Ответы: 1-последовательное, параллельное

2.-Б

3-1-Б;  2-В; 3-А

4.-Б

4. Теорию мы проверили. Молодцы! Теперь проверим на практике наши знания.

Записываем предложения, определяем вид подчинения.

1.Когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал.

   Словарная работа Алтарь- восточная возвышенная часть христианского храма ( в православной церкви отделенная  от общего помещения иконостасом) 2. В старину : то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на алтарь отечества (перен. Пожертвовать своей жизнью во имя родины.

2 И вспомнил я наш мирный дом и пред вечерним очагом рассказы долгие о том, как жили люди прежних дней, когда был мир ещё пышней.

-Из какого произведения Лермонтова эти строчки?  (Из поэмы «Мцыри»)

Действительно, прекрасная поэма о юноше горце, мечтавшем о свободе. Высокую оценку этой поэме дал Белинский:

Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. (Белинский В.Г.) (Однородное и последовательное подчинение придаточных)

Далее чертим только схемы на доске , подчеркивая грамматическую основу. (3 предложения)

1.Когда перевязали рану она на минуту успокоилась и начала просить Печорина чтоб он её поцеловал. 2.Мне объявили что я должен прожить тут ещё три дня ибо «оказия» из Екатеринбурга еще не пришла. 3. Я остановился в гостинице где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей. (здесь спросить еще раз правило постановки знаков препинания при однородном подчинении придаточных)

Расскажите о знаках препинания при однородном подчинении придаточных.

5. Работа на компьютере Фраза. Вариант 522,521

6. Остальные в это время. Тоже выполняют тест.

Однородное подчинение

Последовательное

Параллельное подчинение

1.Когда она прошла мимо нас от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом которым дышит иногда записка милой женщины..2. Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу всё, что случилось со мною и чему был я свидетель. 3..Часовой который видел как Азамат отвязал коня и ускакал на нем не почел за нужное скрывать 4.Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно . 5. Известно что переезжая быстрые речки не должно смотреть на воду ибо тотчас голова закружится.

7.. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.

1.Я навел  на неё лорнет (1)и заметил (2) что она от его взгляда улыбнулась (3) а (4) что мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.

1).1,2,3,4     2)2,3,4    3)2,3.      4)1,3,4

Словарная работа ЛОРНЕТ-род монокля, а также складные очки без дужек, на ручке.                            

2.Другие утверждали (1)что (2) хотя она вовсе не хороша (3)  но неизъяснимая прелесть выраженья в её лице заменяет все прочие недостатки.

1)1,2,3          2)1,3          3)2,3

3.Но теперь(1)  когда  я могу рассуждать(2)  я уверена (3) что ты останешься жив.

1)1,2,3     2)1,2,    3)1,3

4.Но многие остались в твердом убеждении (1) что (2) если б гарнизон показал более храбрости (3) и поспешности (4) то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.

1)1,2,4     2)1,2,3,4       3)1,4    4)1,3,4

Проверка:

1-3;     2-2;    3-1;    4-3

7. Потом для всех текст .

1) Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н,нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

Прочитайте текст.

Какую проблему поднимает автор в своем тексте?

Как он понимает, что такое счастье?

Составьте схему 3 предложения. Определите вид подчинения.

Найдите предложение с однородным подчинением.

Рефлексия: Урок подошел к концу, спасибо большое, но вот наступил самый ответственный момент. Давайте попробуем дать оценку своей работе и быть при этом  объективными. Вспомним детство, перед вами кружочки разных цветов

Красный-5

Синий-4

зеленый -3

Домашнее задание

Выразите письменное согласие или несогласие с утверждением критика. Предложения начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если      Полагаю, что, для того чтобы….

Выпишите из  «Героя нашего времени» 4 сложноподчиненных  предложения  с различными видами связи.

Список использованной литературы:

  1. 1. Т.Н.Мамона Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение, 2007г.
  2. Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе. М.:Просвещение, 2000г.
  3. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков Русский язык 9 класс. М.: Просвещение, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

В рамках данного урока рассматриваются   СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/

Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Карточки с предложениями по СПП с несколькими придаточными

Карточки с предложениями для синтаксического анализа....

Технологическая карта. 9 класс Сложноподчинённые предложения с двумя или с несколькими придаточными и пунктуация в них

Урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.Обобщить и систематизировать теоретические сведения по данной теме, закрепить умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с...

Основные виды сложноподчиненных, предложений с двумя или несколькими придаточным и пунктуация в них

Цель уроков: познакомить учащихся с основными группами сложно подчинённых предложений с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания....