Урок-практикум 9 класс «Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_prezentatsiey.zip | 355.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3
г. Козьмодемьянска»
Конспект урока русского языка
в 9 классе
«Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и пунктуация в них
(урок-практикум»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Родионова Тамара Ивановна
Урок-практикум 9 класс
«Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех в хорошем настроении. Сегодня у нас урок-практикум по теме «.
Мы говорили о сложности и значимости этой темы, о её месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый из вас должен быть на уроке предельно внимательным, стремиться максимально проявить себя, показать свои знания. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на всех этапах урока. Открываем тетради, записываем число.
Чем же конкретно мы будем заниматься?
Повторять
основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
правильно ставить знаки препинания;
составлять схемы указанных предложений
Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.
1.От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: (знаки не проставлены)
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.- отнимите число запятых в нем.
3-2=1
2. Какой раздел русского языка изучает звуки речи? Сосчитайте количество звуков в этом слове.
Запишите ответ цифрой- 8
3. Запишите цифрой количество букв н в слове ветреный? -1
4. Сколько звуков в слове ПОЭТ?-4
Какое число у вас получилось?- 1814. О чем оно вам говорит? Верно, это год рождения М.Ю. Лермонтова Мы с вами на уроках литературы начали изучать его творчество. В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого поэта.
Обратимся к эпиграфу урока.
Эпиграф урока:
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…
А. А. Ахматова
-- Эти замечательные слова сказала А. Ахматова о писателе, стоящем по значимости в русской литературе на втором месте после А. С. Пушкина. И сегодня на уроке предложения будут взяты из произведений Лермонтова. ( в частности из «Героя нашего времени»)
1.Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. 2. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, (1) и вдруг начал писать нечто такое, (2) где он никому не подражал, (3) зато всем уже целый век хочется подражать ему…3. Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. 4.Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира.5. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.
6.Я уже не говорю о его прозе. 7.Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…
Начнем работу с подготовки к сдачеОГЭ.
1.Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Возраста
2. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «если после приставки стоит звонкий согласный, то на конце её пишется З»
Разрушает
3.Выпишите слово, (предложения 1-5) правописание суффикса в котором определяется правилом «В полных страдательных причастиях пишется две буквы НН»
сказанные
4.Из предложения 2 выпишите цифру (ы), обозначающую запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (2)
5.Найдите предложение с придаточным изъяснительным. (7)
- Проверяем ответ
Возраст; разрушает; сказанные; 2; 7,
Вернемся к теме урока.
3. Повторение теоретического материала. (повторять будем в форме теста)
1.Дополните схему:
В сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными подчинение придаточных главному может быть:
2.Найдите верное утверждение:
А. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
Б.При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным I степени.
В.При однородном подчинении придаточных рядом могут оказаться союзы ЧТО и ЕСЛИ; ЧТО и КОГДА и др..
3. Соотнесите схемы предложений и вид подчинения:
1.
( что ) ( что ) А Последовательное подчинение
2. Б. Однородное подчинение
( когда) (потому что)
3. В. Параллельное подчинение
( что)
(когда)
4. Укажите верное суждение:
А.Если однородные придаточные связаны сочинительными союзами И, ИЛИ, то запятая между ними ставится.
Б.При последовательном подчинении придаточных запятая на стыке двух союзов не ставится, если далее идет вторая часть союза- ТО, ТАК или НО.
В.При последовательном подчинении последующее предложение не зависит от предыдущего.
Проверим. Поменялись тетрадями, проверим, ставим оценку.
Ответы: 1-последовательное, параллельное
2.-Б
3-1-Б; 2-В; 3-А
4.-Б
4. Теорию мы проверили. Молодцы! Теперь проверим на практике наши знания.
Записываем предложения, определяем вид подчинения.
1.Когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал.
Словарная работа Алтарь- восточная возвышенная часть христианского храма ( в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом) 2. В старину : то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на алтарь отечества (перен. Пожертвовать своей жизнью во имя родины.
2 И вспомнил я наш мирный дом и пред вечерним очагом рассказы долгие о том, как жили люди прежних дней, когда был мир ещё пышней.
-Из какого произведения Лермонтова эти строчки? (Из поэмы «Мцыри»)
Действительно, прекрасная поэма о юноше горце, мечтавшем о свободе. Высокую оценку этой поэме дал Белинский:
Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. (Белинский В.Г.) (Однородное и последовательное подчинение придаточных)
Далее чертим только схемы на доске , подчеркивая грамматическую основу. (3 предложения)
1.Когда перевязали рану она на минуту успокоилась и начала просить Печорина чтоб он её поцеловал. 2.Мне объявили что я должен прожить тут ещё три дня ибо «оказия» из Екатеринбурга еще не пришла. 3. Я остановился в гостинице где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей. (здесь спросить еще раз правило постановки знаков препинания при однородном подчинении придаточных)
Расскажите о знаках препинания при однородном подчинении придаточных.
5. Работа на компьютере Фраза. Вариант 522,521
6. Остальные в это время. Тоже выполняют тест.
Однородное подчинение | Последовательное | Параллельное подчинение |
1.Когда она прошла мимо нас от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом которым дышит иногда записка милой женщины..2. Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу всё, что случилось со мною и чему был я свидетель. 3..Часовой который видел как Азамат отвязал коня и ускакал на нем не почел за нужное скрывать 4.Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно . 5. Известно что переезжая быстрые речки не должно смотреть на воду ибо тотчас голова закружится.
7.. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
1.Я навел на неё лорнет (1)и заметил (2) что она от его взгляда улыбнулась (3) а (4) что мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.
1).1,2,3,4 2)2,3,4 3)2,3. 4)1,3,4
Словарная работа ЛОРНЕТ-род монокля, а также складные очки без дужек, на ручке.
2.Другие утверждали (1)что (2) хотя она вовсе не хороша (3) но неизъяснимая прелесть выраженья в её лице заменяет все прочие недостатки.
1)1,2,3 2)1,3 3)2,3
3.Но теперь(1) когда я могу рассуждать(2) я уверена (3) что ты останешься жив.
1)1,2,3 2)1,2, 3)1,3
4.Но многие остались в твердом убеждении (1) что (2) если б гарнизон показал более храбрости (3) и поспешности (4) то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.
1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)1,3,4
Проверка:
1-3; 2-2; 3-1; 4-3
7. Потом для всех текст .
1) Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н,нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.
Прочитайте текст.
Какую проблему поднимает автор в своем тексте?
Как он понимает, что такое счастье?
Составьте схему 3 предложения. Определите вид подчинения.
Найдите предложение с однородным подчинением.
Рефлексия: Урок подошел к концу, спасибо большое, но вот наступил самый ответственный момент. Давайте попробуем дать оценку своей работе и быть при этом объективными. Вспомним детство, перед вами кружочки разных цветов
Красный-5
Синий-4
зеленый -3
Домашнее задание
Выразите письменное согласие или несогласие с утверждением критика. Предложения начните так:
Я согласен (не согласен) с тем, что если Полагаю, что, для того чтобы….
Выпишите из «Героя нашего времени» 4 сложноподчиненных предложения с различными видами связи.
Список использованной литературы:
- 1. Т.Н.Мамона Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение, 2007г.
- Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе. М.:Просвещение, 2000г.
- С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков Русский язык 9 класс. М.: Просвещение, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
В рамках данного урока рассматриваются СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Урок-практикум по теме : " Основные свойства степени"
урок посвящён отработке свойств степеней...
Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"
Урок русского языка 9 класс. Тема: Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...
Карточки с предложениями по СПП с несколькими придаточными
Карточки с предложениями для синтаксического анализа....
Технологическая карта. 9 класс Сложноподчинённые предложения с двумя или с несколькими придаточными и пунктуация в них
Урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.Обобщить и систематизировать теоретические сведения по данной теме, закрепить умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с...