Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum.sintaksis_i_punktuaciya_sp.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.П.Волкова,
учитель русского языка
и литературы МОУ-СОШ№9
г. Аткарска Саратовской области
Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
/Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
Цель - обобщить знания о сложном предложении смешанной конструкции, закрепить навык постановки знаков препинания в СП, лингвистического анализа языкового материала, отбора текстового материала для сочинения-рассуждения (часть С).
Оборудование – 1. Раздаточный материал «Теоретический минимум. Тропы и фигуры», «Теоретический минимум. Типы словосочетаний». 2. Текстовой материал «Сложное предложение с разными видами связи». 3. Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор».4. «Тесты. 11 класс».
Этапы урока.
I. «Погружение» в тему, постановка целей урока: «Сложное предложение. Сколько уже сказано о нем! Сегодня мы продолжаем работу со сложными синтаксическими конструкциями, чтобы подготовиться к успешному выполнению заданий I и II частей ЕГЭ и грамотному оформлению творческой работы.
II. Синтаксическая разминка «Типы подчинительной связи в словосочетании». Повторение.
1. жить не по лжи
2. не погрешивший против истины
3. по-народному мудрая
4. хранить нажитое
5. память о пережитом
6. не гнались за добром
7. в нутряной России
Обобщение: Все словосочетания тематически связаны с рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор». На уроке литературы я почувствовала, как непросто приходят к современному читателю, школьнику нового века, проповеди писателя и его Матрена. Но может случиться так, что на экзамене, рассуждая о проблемах нравственности, духовного кризиса в обществе, в аргументации собственной позиции вы обратитесь к образу солженицынской праведницы. Хочется, чтобы героиня рассказа стала вам понятнее и, может быть, ближе. Поэтому весь текстовой материал на уроке связан с писателем и его рассказом.
III. Проверка домашнего задания. Фрагмент рассказа «Матренин двор».1.Чтение фрагмента «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась…»2.»Эмоционален финал рассказа. Это создается разнообразием синтаксических конструкций. Среди них есть сложные»: анализ моделей СП /П №2,7/; словообразовательный анализ /П №5/; морфологический анализ /П №7/. 3.Анализ средств выразительности, подчеркивающих напряженность и взволнованность авторской речи (модель задания показана на доске):
1. П № 1,2,3,5 - ?
2. П № 1,3 - ?
3. П № 4,8,9 - ?
4. П № 7, 8, 9 -?
5. П № 6 - ?
/Лексическая анафора; синтаксический параллелизм; парцелляция; метонимия; Номинативные предложения; градация; однородные члены предложения/.
IV. Динамическая пауза.
V. Анализ ССК. Объяснительное письмо. Попутное повторение материала части В.
1. Автор признает: он, породнившийся с Матреной, так до конца и не понял её; лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ.
А) тип связи частей СП; Б) попутное повторение темы «Двоеточие в БСП», работа со схемой – конспектом:
1) [ ]:[ ] причина ( потому что)
2) [ ]:[ ] ___?___ ( а именно)
3) [ ]:[ ] ___?___ (___?___ )
2. Рассказ – своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту окружающих, многие из которых так и не оценили бескорыстие души Матрены.
А) количество ГО в СП; Б) тип СП, тип связи простых предложений в СП;
В) попутное повторение: «Композиция сочинения – рассуждения»
1. Проблема.
2. Комментарий авторского понимания проблемы.
3. Позиция автора.
4. Аргументация собственного мнения.
5. Итог рассуждения.
__________________________________________________________
Вопрос: В какой части сочинения можно использовать записанные
предложения?
3. Матренин двор – особый мир праведника, и какие бы жизненные невзгоды ни тревожили его, он остается миром добра и милосердия, миром, о котором писали Толстой и Достоевский.
Проблемное задание: смоделируйте вопросы части В.
VI. Здоровьесберегающая пауза. Анализ записанного на доске высказывания Шопенгауера.
«Можно ли считать Матрену счастливым человеком? / Все же - счастье Матрены в том, что она жила без злобы в душе. Счастье многолико. И, наверное, прав был И.Бунин: оно рядом с нами. Вспомним строки стихотворения «Вечер». А немецкий философ Артур Шопенгауер утверждает: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» Находим ключевые слова, отмечаем антитезу, антонимы; делается вывод о том, что является мерилом счастья для человека».
VII. Теоретический блок: «Расскажи о СП по схеме. Есть ли ошибки?»
1. [ ] (который ). 2. [ ] , и [ ]. и [ ], ( ), ( ).
3. [ ] , и [ (если ), ]. «Есть ли ошибка?»
VIII. Выполнение тренировочных упражнений, вырабатывающих пунктуационную зоркость («Тесты», карточки).
Итог урока/ объяснение домашнего задания; рефлексия «Продолжи высказывание!»: «При анализе СП я…», «Думаю, мне следует повторить…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Презентация Готовимся к ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
В презентации есть теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ. Практический материал взят из открытого банка данных ЕГЭ....
Тренировочные задания в формате ОГЭ. Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Тренировочные задания (формат ОГЭ) для 8-9 классов в виде презентации...
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока: повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического разбора сло...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок для 5 классов. Повторить сведения об основных видах сложных предложений; формировать умение различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания; закрепить навыки синтаксического раз...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...