Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Иванова Наталья Валерьевна

В рамках данного урока рассматриваются   СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагается компьютерная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

  1. дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
  2. познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
  3. научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
  4. познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
  5. повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).

Раздаточный материал: тест (Приложение 2)

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация прежних знаний

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.

  1. Лексическая разминка (Слайд 2)

-Что такое паронимы?

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. (Слайд 3)

Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

  1. Тестовая работа (Приложение 2) (Слайды 4-5)

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. сув_ренный, зап_ереться , р_туал
  2. п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
  3. вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
  4. безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

  1. они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
  2. колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
  3. слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
  4. снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
  2. (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
  3. (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
  4. (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2

  1. Фронтальная беседа (Слайды 6-8)
  1. На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
  2. Как отличить союз от союзного слова?
  3. Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 9)

  1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

  1. Работа с учебником: чтение правила на стр.86. (Слайд 13)
  2. Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

  1. В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

  1. Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 14)

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

  1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)

  1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)

  1. При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

  1. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

  1. Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

(Слайд 25)

IV. Закрепление. (Слайд 26)

  1. Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)

6. [ ], (что…), (чтобы..).

Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)

  1. Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

VI. Рефлексия. (Слайд 30)

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

Примеры синквейнов, написанных учениками (Приложение 3)

VII. Домашнее задание. (Слайд 31)

  1. Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

(Слайд 32)

Литература

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008
  2. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык. 9 класс” - М.: Издательсво “Экзамен”, 2007
  3. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006
  4. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004
  5. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978

Приложение 2

Мини-тест

  1. В каком ряду во всех словах пропущена  одна и та же буква?

    1) сув_ренный, зап_реться, р_туал
   2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
   3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
   4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется  буква А(Я)?

    1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
   2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
   3
) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
   
4) снежинки та_т; засе_вший поле

  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
   2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
   3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
   4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мини-тест

  1. В каком ряду во всех словах пропущена  одна и та же буква?

    1) сув_ренный, зап_реться, р_туал
   2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
   3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
   4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется  буква А(Я)?

    1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
   2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
   3
) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
   
4) снежинки та_т; засе_вший поле

  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
   2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
   3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
   4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

Приложение 3

СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, необычное

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок

Правила

Сложные, обширные

Разбираюсь, запоминаю, применяю

Сегодня на уроке было много новых правил

Теория

Пунктуация

Своеобразная, сложная

Думаю, запоминаю, рассуждаю

Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила

Правила

 

Подчинение

Последовательное, параллельное, однородное

Рассуждаю, ищу, выделяю

Мне нравится работать со схемами

Схемы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них Автор: Иванова Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №42 г. Иркутска

Слайд 2

Лексическая разминка Что такое паронимы? Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Слайд 3

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д. Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек. Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте. Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

Слайд 4

Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) сув_ренный, зап_реться, р_туал 2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску 3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор 4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? 1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо 2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты 3 ) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию 4) снежинки та_т; засе_вший поле В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар 2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный 3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь 4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

Слайд 5

Мини-тест В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) суверенный, запереться, ритуал 2) пессимизм, уберечь, навевать тоску 3) вымочить, отражение, аккомпаниатор 4) безмолвствовать, философский, бесчувственный В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? 1) они выглядят хорошо; адресующий письмо 2) колышущиеся флаги; они часто ходят на концерты 3 ) слышащий удары; туристы закупят провизию 4) снежинки тают; засеявший поле В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) Долгоиграющий, пол-арбуза, шеф-повар 2) мало-помалу, кое-кто, северо-западный 3) изжелта-красный, полдома, куда-нибудь 4) всё-таки, вагоноремонтный, плодово-ягодный КЛЮЧ: 2, 3, 2

Слайд 6

На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? Как отличить союз от союзного слова? Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

Слайд 7

Группы СПП по значению СПП с придаточными определительными СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными

Слайд 8

Алгоритм определения вида придаточного предложения 1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений 2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному 3) нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении 4) определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова

Слайд 9

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Слайд 10

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.

Слайд 11

СПП с придаточными причины и изъяснительным Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. [ ], (потому что…), (что… ).

Слайд 12

СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д. Главное предложение Придаточное предложение 1-ой степени Придаточное предложение 2-ой степени

Слайд 13

Работа с учебником: чтение правила на стр.86 Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др. В каком случае запятая между ними ставится? Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК

Слайд 14

Знаки препинания при стечении союзов Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. [ ] , (что, (если…), …) Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. [ ] , (что (если…), то…)

Слайд 15

Расставьте знаки препинания определите тип придаточных, составьте схему предложения Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня.

Слайд 16

СПП с придаточными определительным и времени Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Когда…), [ ], (которых…).

Слайд 17

СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению Главное предложение Придаточное предложение Придаточное предложение

Слайд 18

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения. Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.

Слайд 19

СПП с придаточными времени Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. [ ], (когда…), (когда…).

Слайд 20

СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными Главное предложение Придаточное предложение Придаточное предложение

Слайд 21

При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. [ ] , (когда…), (…), (…). Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

Слайд 22

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

Слайд 23

Расставьте знаки препинания, составьте схемы Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

Слайд 24

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. [ ] , (как…) и (как…). Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. [ ] , (если…) или (…).

Слайд 25

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Последовательное Параллельное Однородное

Слайд 26

Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения 1. [ ] , (как…), (как…), (как…). 2. [ ] , (когда…), (чтобы…). 3. (Когда…), [ ] , (…которого…). 4. [ ] , (что…), (которые…). 5. (Когда…), [ ] , (хотя…).

Слайд 27

Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. 1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…) 3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Слайд 28

1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который) 2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…) 3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

Слайд 29

Подведение итогов урока Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? В чём различие между однородным и параллельным подчинением? Расскажите об особенностях пунктуации на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.

Слайд 30

Синквейн 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово, понятие, выраженное именем существительным; 2 строка – два имени прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку; 5 строка – вывод, резюме, выраженное одним именем существительным.

Слайд 31

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о СПП?»

Слайд 32

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."

Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....

Аннотация к уроку«Путешествие в пушкинский Петербург» при повторении темы «Основные виды сложноподчиненных предложений».

Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школ...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Конспект урока по теме: "Основные группы (виды) сложноподчиненных предложений. 9класс

Урок русского языка в 9 классе  с использованием технологии опережающего обучения....

Урок-практикум 9 класс «Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»

Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова....

Технологическая карта. 9 класс Сложноподчинённые предложения с двумя или с несколькими придаточными и пунктуация в них

Урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.Обобщить и систематизировать теоретические сведения по данной теме, закрепить умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с...

Основные виды сложноподчиненных, предложений с двумя или несколькими придаточным и пунктуация в них

Цель уроков: познакомить учащихся с основными группами сложно подчинённых предложений с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания....