Основные виды сложноподчиненных, предложений с двумя или несколькими придаточным и пунктуация в них
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель уроков: познакомить учащихся с основными группами сложно подчинённых предложений с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.odt | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные виды сложноподчиненных, предложений с двумя или несколькими придаточным и пунктуация в них
Цель уроков: познакомить учащихся с основными группами сложно подчинённых предложений с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания.
Ход уроков
- Повторение.
#1057;ловарный диктант.
Профессионально комментировать, талантливый коллектив, количество экспонатов в планетарии, доблестный ветеран, ответственный секретарь, традиционный фестиваль, картинная галерея, юный пропагандист, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, ветреная погода, коллекционировать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.
Допишите 5 словосочетаний с такими же орфограммами.
Дополнительные задания.
-Разберите по составу прилагательные юный, старинные, пряная, гостиный. (Юный, старинные, пряная, гостиный.)
-Укажите средства связи и виды подчинительной связи в словосочетаниях: профессионально комментировать, картинная галерея, количество экспонатов в планетарии. )
(Средства связи: окончание, предлог, порядок слов.)
- Синтаксический разбор предложений.
А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил все и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца, листья временами летели до ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
(К. Паустовский.)
Дополнительное задание (устно).
- Составьте предложения с данными словами (запись на доске).
Вдали в дали(в дали степей
вглубь в глубь (в глубь озера)
навеки на веки(на веки веков остались)
вначале в начале (в начале тайма)
сначала с начала(начать с начала)
- Блиц-опрос. Определите виды придаточных предложений (устно).
1) Ничто нe нарушало отдалённо-гулкой тишины, что наступила вокруг. (А. Фадеев.) Придаточное определительное
2)Я замолчал оттого, что глаза мои остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах. (Н. Тургенев.) Придаточное причины
3) Свежий ветер вдруг рванул в комнату, сдул улежавшуюся пыль так, что поднялся серый туман. (Б. Полевой.) Придаточное образа действия
4) Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался лететь. (Д. Куприн.) Придаточное сравнительное
5) Как ни жалко было Левину мять траву, он въехал на дуг. (Л. Толстой.) Придаточное уступительнoe.
- Новый материал.
- Частичная проверка домашнего упражнение 128 (196).
- Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
В 1-м предложении сочинительной связью соединены простые предложения (сказуемые выражены разными наклонениями глагола), запятая перед союзом и ставится.
1. Упражнение 130 (199) — материал для наблюдения.
— Просмотрите теоретический материал на стр. 53—54 (86—87) (без примечания). Обратите внимание на нуме-рацию частей и терминов, выделенных разрядкой.
- Назовите виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными. (Обучение ознакомительному чтению.)
• IV. Закрепление.
1. Упражнение 131 (201) (часть I).
-Найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. (Предложения 1, 5.)
-Прочитайте теоретический материал о классификации таких предложений (стр. 53 (86), п. 1) и определите вид каждого придаточного.
(В пятом предложении придаточное первой степени - следствия, второй степени - изъяснительное, третьей степени - причины.)
2. Анализ предложений, записанных на доске (или примеров из учебника: Она сказала ему, что, если...) Он сказал, что, если будет свободен вечером, придет к нам. Он сказал, что если будет свободен вечером, то придёт к нам.
Учитель поясняет, что при последовательном подчинении могут оказаться рядом два союза (или союз и союзное слово). Запятая на стыке двух союзов ставится или не ставится в зависимости от следующих условий :
а) если изъятие придаточного предложения, оказавшегося после первого союза, не требует перестройки плавного, то запятая ставится (первый пример);
б) если изъятие придаточного предложения, оказавшегося после союза, невозможно (при наличии второй части двойного союза то, так, но), то запятая на стыке союзов не ставится.
При объяснении учитель стирает с доски придаточную часть, ученики определяют, изменился ли смысл предложения.
Примеры для закрепления.
І вариант
- Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. (М. Пришвин.)
- Держалась она с таким достоинством, что, когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность привстать. (В. Короленко.)
ІІ вариант
Упражнение 134 (204) — предложения 6, 7 (5, 6). Учащиеся составляют схемы записанных предложений.
Образец. [... глаг.], (что (если...), то ...);
[... глаг.], (что, (куда...), ...).
3. Рассмотрите схему предложения (стр. 54 (86), п. 3).
— Соотнесите конструкцию предложения с однородным подчинением с однородными членами в простом предложении.
(Придаточные тоже относятся к одному, общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению.)
Учитель сообщает, что знаки препинания ставятся так же, как при однородных членах предложения (учащиеся могут самостоятельно прочитать материал на стр. 54, п. 3).
- Упражнение 131 (201). Найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. (Часть І — предложение 4; часть II — предложения 1, 3.) #1059;пражнение 132 (202) (устно).
#1059;пражнение 133 (203) — редактирование предложений.
#1057;овершенствование пунктуационных навыков - упражнения 134, 135 (204, 206) (или объяснительный диктант).
В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять. Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня; потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя... (А. Чехов.)
-Каким настроением пронизан текст?
-Какие средства выразительности использует для этого автор?
(Лексические средства: подбор прилагательных-определений и наречий — тихая, тягучая, заунывная, странная, жалобно, слов состояния - больно, грустно, жалко; ощущение тревоги усиливает повтор союза то и отрицательной частицы не; синтаксические средства: сложные конструкции с однородными придаточными предложениями и однотипные предложения, содержащие перечисление, сравнения. Звукопись: слова с гласными а, у, о помогают представить звучание песни.)
Подведение итогов работы - чтение теоретического материала на стр. 54 (87), п. 4.
- Какие виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными вы изучили?
Домашнее задание. Одно из упражнений по выбору учителя - 134, 135, 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
В рамках данного урока рассматриваются СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...
Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."
Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....
Аннотация к уроку«Путешествие в пушкинский Петербург» при повторении темы «Основные виды сложноподчиненных предложений».
Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школ...
Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"
Урок русского языка 9 класс. Тема: Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...
Конспект урока по теме: "Основные группы (виды) сложноподчиненных предложений. 9класс
Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии опережающего обучения....
Урок-практикум 9 класс «Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»
Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова....
Технологическая карта. 9 класс Сложноподчинённые предложения с двумя или с несколькими придаточными и пунктуация в них
Урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.Обобщить и систематизировать теоретические сведения по данной теме, закрепить умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с...