Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена.
Задачи:
- образовательные: углубить представления учащихся о структуре сложного предложения, отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
-развивающие: развивать аналитические способности- сравнивать, сопоставлять, делать вывод, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность, культуру речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок- практикум
11 класс
Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена.
Задачи:
- образовательные: углубить представления учащихся о структуре сложного предложения, отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
-развивающие: развивать аналитические способности- сравнивать, сопоставлять, делать вывод, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность, культуру речи.
Ход урока
б) На сколько основных (крупных) частей можно разделить первое (второе) предложения? какая связь при этом выступает в качестве основной? | |
, и | Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом и, первая часть- простое предложение, вторая часть- сложноподчиненное предложение с двумя придаточными и последовательным подчиненным. |
; | Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью; состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая и вторая части- сложно- подчиненные предложения |
2. «Блиц- опрос» (устно). Определите виды придаточных предложений а) Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан (К. Паустовский) | Образа действий |
б) Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили пол (К. Паустовский) | Цели |
в) Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последовских полях не кипела работа (М. Салтыков- Щедрин) | Определительное |
г) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) | Изъяснительное |
д) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно (К. Паустовский) | Цели |
е)Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла… (А.Пушкин) | Причины |
- Основная часть
| |
Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны | Ответ 1,2,3 |
Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны | Ответ 1,3 |
2. Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите вид связи. | |
1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) | А. сочинительная и бессоюзная связи |
2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов) | Б. сочинительная и подчинительная связи |
3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) | В. подчинительная и бессоюзная связи |
4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) | Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-А |
3. Синтаксический разбор сложного предложения. Выбери правильный ответ. | |
Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко. 1. Предложение состоит из: А-2, Б-5, В-4 простых предложений 2. Между первым и вторым предложениями связь А- подчинительная (придаточное изъяснительное) Б- подчинительная (придаточное определительное) В- сочинительная 3. Третье предложение относится к первому как А- придаточное обстоятельственное Б- придаточное определительное В- придаточное изъяснительное 4. Второе и третье предложения находятся в А- однородном подчинении Б- последовательном подчинении В- неоднородном подчинении Г- параллельном подчинении Д- комбинированном подчинении 5. Между третьим и четвертым предложениями связь А- сочинительная Б- подчинительная (придаточное меры и степени) В- подчинительная (придаточное определительное) 6. Это предложение А- сложноподчиненное предложение с однородным и комбинированным подчинением Б- сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением В- сложное предложение с разными видами связи 7. Эта схема соответствует данному предложению …, (союз когда…), (а… глагол), (союз что…), … глагол… ; . А- Да Б- Нет | Ответ: В-5 Ответ: Б- подчинительная (придаточное определительное) Ответ: Б- придаточное определительное Ответ: А- однородном подчинении Ответ: Б- подчинительная (придаточные меры и степени) Ответ: В- сложное предложение с разными видами связи Ответ: А-Да |
4. Составьте схемы предложений | |
1. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что- нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту- две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. 2. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему. 3. По сумрачному небу носились пустые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно | Ответ: А , но , и
;
, и, |
III. Синтаксический анализ предложений в тексте. | |
Алгоритм анализа. 1. Найдите основы, разделите на части. 2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная. 3. Вид союзной связи, сочинительная или подчинительная. 4. В бессоюзном сложном предложении- смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания. 5. Нарисовать схемы 6. Охарактеризовать вид связи 7. По схемам проверьте знаки препинания. | Самостоятельно проанализировать предложения по схеме. Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков. Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу. Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть. |
IV.Рефлексия «Закончи фразу» | |
Было непросто….. У меня получилось….. Хотелось бы….. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....
Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...
Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....
Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс
Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Тип урока: урок изучения нового материала...