Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_rus._yaz._10_klass.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №7
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_________ от «_____» ____ 2014г руководитель ШМО ____________/Е. В. Нагибина | Утверждаю Зам.дир. по УР _______________/ И.В. Баштовая от «_____»______ 2014г | Утверждаю от «____» ____ 2014г ______________/Е.И. Нелинева от «_____»______ 2014г |
Рабочая программа
электива по русскому языку
«Текст на ЕГЭ: от замысла к созданию»
10 класс
на 2014-2015 учебный год
Составлена
учителем русского языка и литературы
высшей категории
Качановой Оксаной Владимировной.
Новый 2014
Пояснительная записка
Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного стандарта 2004 года.
Актуальность данного элективного курса: полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 10 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса по русскому языку «Текст на ЕГЭ: от замысла к созданию» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
- формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
- обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
- воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание курса
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «Текст на ЕГЭ: от замысла к созданию».
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич.часть |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Языковые нормы | 1 | 1 | - |
3 | Текст | 3 | 2 | 1 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 | 1 | 1 |
5 | Функциональные стили речи | 2 | 1 | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | 2 | 1 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 21 | 8 | 13 |
Всего в 11 классе | 34 | 17 | 17 |
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка.
Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2012.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2013.
- Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2012.
- И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2014.
- Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013.
- Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема занятия (34 часа) | К-во час. | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Лекция | Практика |
I | Введение | 2 | |||||
1 | Цели и задачи курса. | 1 | Знать: цели и задачи данного элективного курса как существенного дополнения уроков русского языка. Уметь: ставить перед собой учебные цели и задачи. | Фронтальный опрос | 1 | ||
2 | Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. | 1 | Знать: критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Уметь: оценивать свою работу. | Тестирование | 1 | ||
2 | Языковые нормы | 1 | |||||
3 | Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. | 1 | Знать: основные литературные нормы, виды словарей. Уметь: пользоваться словарями. | Самостоятельная работа со словарями. | 1 | ||
3 | Текст (3 ч.) | 3 | |||||
4 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Знать: структуру и признаки текста. Уметь: составлять текст в соответствии с требованиями. | Фронтальный опрос | 1 | ||
5 | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Знать: план разноаспектного анализа. Уметь: проводить данный вид анализа. | Анализ текста | 1 | ||
6 | Основная и дополнительная информация микротекста. | 1 | Знать: признаки микротекста, виды информации. Уметь: распределять информацию, работать с источниками информации. | Работа с текстами | 1 | ||
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 | |||||
7 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | Знать: типы речи и их особенности. Уметь: отличать тексты различных типов речи. | Фронтальный опрос | 1 | ||
8 | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | Знать: ошибки при употреблении типов речи. Уметь: составлять тексты различных типов. | Работа с текстами | 1 | ||
5 | Функциональные стили речи | 2 | 1 | ||||
9 | Функциональные стили, их характеристика. | 1 | Знать: стили и их признаки. Уметь: отличать стили речи. | Фронтальный опрос | 1 | ||
10 | Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | 1 | Знать: ошибки при употреблении стилей речи. Уметь: составлять тексты различных стилей. | Анализ текстов | 1 | ||
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | |||||
11 | Речь. Языковые средства выразительности. | 1 | Знать: художественно-изобразительные средства текста. Уметь: находить языковые средства в тексте. | Фронтальный опрос | 1 | ||
12 | Тропы, их характеристика. | 1 | Знать: понятие «троп», виды тропов. Уметь: употреблять тропы в речи. | Работа с текстами | 1 | ||
13 | Стилистические фигуры. Работа с текстами. | 1 | Знать: стилистические фигуры, их виды. Уметь: находить в тексте стилистические фигуры. | Работа с текстами | 1 | ||
7 | Коммуникативная компетенция | 21 | |||||
14 | Виды информации в тексте. | 1 | Знать: виды информации. Уметь: работать с информацией. | Фронтальный опрос | 1 | ||
15 | Употребление языковых средств. | 1 | Знать: особенности языковых средств. Уметь: использовать языковые средства в тексте. | Фронтальный опрос | 1 | ||
16 | Жанровое многообразие сочинений. | 1 | Знать: жанры сочинений. Уметь: создавать сочинения различных жанров. | Фронтальный опрос | 1 | ||
17 | Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. | 1 | Знать: типы проблем. Уметь: формулировать проблему текста. | Фронтальный опрос | 1 | ||
18 | Типовые конструкции для формулирования проблемы. | 1 | Знать: способы формулирования проблемы. Уметь: определять проблемы разными способами. | Работа с текстами | 1 | ||
19 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. | 1 | Знать: особенности комментирования проблемы. Уметь: комментировать проблему. | Самостоятельная работа | 1 | ||
20 | Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. | 1 | Знать: способы употребления цитат и прямой речи в тексте. Уметь: использовать цитаты и прямую речь в тексте. | Написание сочинений | 1 | ||
21 | Типовые конструкции для комментирования проблемы. | 1 | Знать: способы построения проблемы. Уметь: комментировать проблему. | Фронтальный опрос | 1 | ||
22 | Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 | Знать: признаки авторской позиции в тексте. Уметь: определять позиция автора любого текста. | Фронтальный опрос | 1 | ||
23 | Средства выражения позиции автора. | 1 | Знать: средства выражения позиции автора. Уметь: выражать позицию автора. | Анализ текста | 1 | ||
24 | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | 1 | Знать: типовые конструкции для выражения авторской позиции. Уметь: пользоваться типовыми конструкциями. | Работа с теоретическим материалом | 1 | ||
25 | Виды аргументов, их «ценность». | 1 | Знать: виды аргументов, их «ценность». Уметь: пользоваться различными видами аргументов. | Фронтальный опрос | 1 | ||
26 | Структура аргумента. Источники аргументации. | 1 | Знать: структуру аргумента и источники аргументации. Уметь: составлять убедительную аргументацию. | Фронтальный опрос | 1 | ||
27 | Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». | 1 | Знать: типичные ошибки аргументации. Уметь: правильно аргументировать свою позицию. | Самостоятельная работа | 1 | ||
28 | Композиция сочинения. | 1 | Знать: композицию сочинения. Уметь: составлять сочинение по плану. | Фронтальный опрос | 1 | ||
29 | Абзацное членение. Смысловая цельность. | 1 | Знать: особенности абзацного членения. Уметь: делить текст на абзацы. | Работа с текстом | 1 | ||
30 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 1 | Знать: основные средства связи между предложениями в тексте. Уметь: связывать предложения в тексте. | Фронтальный опрос | 1 | ||
31 | Виды и формы вступления. Виды заключения. | 1 | Знать: виды и формы вступления. Виды заключения. Уметь: правильно составлять вступление и заключение текста. | Фронтальный опрос | 1 | ||
32 | Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. | 1 | Знать: правила речевого оформления текста. Уметь: оформлять сочинение в соответствии с требованиями. | Оформление сочинения | 1 | ||
33 | Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. | 1 | Знать: фактологические нормы в фоновом материале. Уметь: соблюдать фактологические нормы. | Фронтальный опрос | 1 | ||
34 | Особенности ЕГЭ по русскому языку. | 1 | Знать: особенности ЕГЭ по русскому языку. Уметь: распределять время при выполнении заданий. | Тестирование | 1 | ||
ИТОГО: | 34 ч. |
1. Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2003г.
2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 1988
3. Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора. М., 2001
4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2003
5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке, М. 1999г.
6. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998
7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М. 2001г.
Литература для ученика
1. Введенская Л.А., Павлова А.Г. Человеческое слово могуче. М., 1984
2. Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2003г.
3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г., Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996
4. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 1988
5. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике. М., 1980
6. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....
Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса
Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»
laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.
Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...