Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Песьякова Марина Викторовна

 

Цель урока:

Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.

Задачи урока:

  1. применить полученные теоретические знания о  лингвистическом анализе познакомить учащихся с текстом В.П.Астафьева «И прахом своим …»;
  2. текста;
  3. показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел;
  4. формировать представление о функции элементов различных стилей речи в художественном произведении;
  5.  формировать языковую компетентность (ЗУН):

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grinchova.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова».        

 9класс

Тема урока:

«Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»»

Цель урока:

Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с текстом В.П.Астафьева «И прахом своим …»;
  2. применить полученные теоретические знания о  лингвистическом анализе текста;
  3. показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел;
  4. формировать представление о функции элементов различных стилей речи в художественном произведении;
  5.  формировать языковую компетентность (ЗУН):
  1. готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
  2. способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности),
  1. развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать свое суждение);
  2. побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации;                      
  3. воспитывать  готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле;

     9. воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста;

     10. приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Оборудование,  наглядность:

  1. Текст В.П. Астафьева «И прахом своим...»
  2. Тестовые задания в двух вариантах.
  3. Схема лингвистического анализа текста.

4. Портрет В.П. Астафьева

5. Толковый словарь С. Ожегова

6. Книга В.П. Астафьева «Затеси»

Замечания по проведению и подготовке  урока .

  1. Данный урок рассчитан на один учебный час. Он готовит учащихся к выполнению  заданий ГИА по русскому языку, является звеном в системной, целенаправленной работе по формированию умений наблюдать, определять, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественной литературы, а также умений строить собственное высказывание, включать в письменную работу результаты проведенного анализа и собственных наблюдений за средствами художественной выразительности.

2.         Предварительно класс был разбит на 4 группы . Первая группа находила в тексте фонетические средства художественной изобразительности (приемы звуковой организации словесного выражения, тесно связанные со смысловой стороной слова: ассонанс, аллитерация и др.).

Вторая группа наблюдала над изобразительным использованием лексики в тексте (стилистическими приемами, их разновидностями: метафорами, метонимией, олицетворениями, эпитетами и др.), передающими неисчерпаемые  возможности русского языка для передачи самых разнообразных значений.

 Третья группа изучала основные приемы «работы» частей речи в качестве средств изобразительности, удачно использованных в экспрессивных целях.

 Четвертая группа анализировала синтаксические средства художественной изобразительности текста, их коммуникативную задачу, эстетическую функцию в создании художественного образа, в передаче авторского отношения к изображаемой действительности (стилистические фигуры: риторические восклицания, риторические вопросы, параллелизм, анафора,  инверсия и др.)

                   

I. Объявление темы и цели урока.

Открываем тетради, записываем число, вид работы и тему урока.

На сегодняшнем уроке мы будем работать с произведением В.П.Астафьева»И прахом своим..».В ближайшие 40 мин. оно будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом». А самое главное, мы должны будем решить для себя следующий вопрос:»Как лингвистический анализ может помочь читателям, то есть нам, понять авторский замысел?»

-А что такое по своей сути «лингвистический анализ текста»?

(Сложный вид чтения, при котором использованные автором языковые единицы-звуки, слова, предложения -соотносятся с содержанием и структурой текста.)

-Поэтому в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку предлагаю замечательное высказывание Марины Цветаевой: »А что есть чтение - как не разгадывание ,извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…Чтение - прежде всего сотворчество».

-Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

П. Слово учителя о писателе В.П. Астафьеве

Известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.

Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе.

Текст «И прахом своим...» входит в цикл «Затеси», состоящий из лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они похожи на дневниковые записи, если бы автор вел личный дневник.

II. Представление текста «И прахом своим...»

Перед вами рассказ В.П. Астафьева «И прахом своим...», познакомимся с текстом.

Чтение текста вслух учителем.

IV. Работа с текстом: лингвистический анализ

  1. Беседа. Постараемся вникнуть в его смысл, обдумать художественные особенности, опираясь на план ЛАТа, который сейчас лежит перед вами.

                а). Определим тему и основную мысль текста:

               тема: встреча писателя в тонкоствольном осиннике с серым пнем, из сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь.

 Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни

               б). На какие смысловые части можно разбить текст? Выделим их микротемы.

              (на 3)

I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить.

П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки.

III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.

  -К какому стилю относится данный текст?

   Худ. стиль. Он не просто информирует нас о фактах, событиях, но создает образ мира. Текст отличается образностью.

-Какой тип речи преобладает и почему?

  -Повествование с элементами описания. Повествование организуется глаголами, в описаниях преобладают слова именных частей речи.

2. Самостоятельная работа .Выполнение теста, приближенного по форме к экзаменационному, на основе текста. Взаимопроверка в парах. Краткий анализ ошибок.

а). Проанализируем в тексте 4 языковых уровня:

- фонетический

- лексический

- морфологический

- синтаксический

     б). Как эти четыре уровня помогают понять замысел автора.

3. Проверка самостоятельной  работы. Ответы учащихся в группах.

а). Анализ фонетического уровня: как фонетика позволяет понять

содержание текста, замысел автора?

Уже в названии «И прахом своим...» наблюдается ассонанс гласных [а], и далее в тексте - употребление звуков [а], [и], [э] чаще обычного приводит к широкому мощному долгому звучанию, что соответствует задаче автора. Это связано с темой и названием текста, а также задает тональность повествования и мотивировку суждения автора: доминирует торжественная радостная тональность. Дерево очень много значит для русской души, человек жив своими корнями, живительная сила которых целесообразна, поразительна. Аллитерация согласных шипящих [ж], [ш], звонких [р], [л], глухого [с] создает слышимость сплетения разных голосов, что создает полифонизм,   который   является   характерной   особенностью индивидуального стиля Астафьева:

                            слышится и борьба за жизнь,

                            и непримиримость со смертью,

                            и жажда жизни,

                            и уверенность,

                            и вызов,

                            и крепость новой жизни.

                                                         

б). Анализ лексического уровня:

На доске записаны слова:  осанисто - ...

                                              волглая шапка - ...

                                              линялый - ...

                                              преть - ...

                                              остатное - ...

Учащиеся дают толкование лексического значения слов.

Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства сконцентрированы,   эмоционально уплотнены.В   изобилии употреблены метафоры, эпитеты, олицетворения, позволяющие выразить всколыхнувшиеся   в   душе   автора   эмоции,   подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и волю, наперекор преградам выжить, победить.

Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на войне сердце:

тонкоствольный осинник

выводки опят

мох лежал тапкою

кисточки брусники

ютились дохленькие всходы елочек

росинки смолы

пупырышки завязей

стояла бодро и осанисто

бойко взъерошенная вершина

волглая шапка мха

ловко устроилась

веером развернула

липкие кисточки корешков

белым шильцем впился

центровой ввинчивался в пень

деревянная рубашка пня

растет из самого сердца

         теплое дыхание

И уверяешься в мысли: Божий мир целесообразен.

И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили  врага, страну спасли.

И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом своим...» и слов     всходы

предстояло

родителъница-ель

вскармливать

мирские.

 Лексика   служит   преобладанию   торжественной   радостной

тональности.

в) Анализ морфологического уровня:

Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его опорой.

Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения. г. г)  Анализ синтаксического уровня:

Инверсия в названии задает торжественную тональность текста.

Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни.

Односоставные      безличные      предложения,      короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни.                                            

Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.

V. Выводы.

1. Таким образом, все четыре языковых уровня текста, каждый созвучно другому, помогают понять замысел автора, выразить охватившие его эмоции.

-Как вы думаете, какова идея данного рассказа?

-Прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему  свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о погибших молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни   насладиться её радостями, болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни.

       -Как можно истолковать название рассказа после лингвистического анализа текста?

   -Основная мысль отражена именно в названии рассказа. Прах-это все лучшее,    накопленное и завоеванное за жизнь….

  (

   7.  Лингвистический эксперимент.

    Попробуем поэкспериментировать: придумайте свои

 варианты названия рассказа.

     ( Силой своей, опытом своим, дарую жизнь).

   -Будут ли эти названия полностью  отражать тему и идею произведения?

     Как правило, подобные эксперименты наглядно показывают, что авторский вариант оптимальный.

8 . Проверка разборов на доске.

    -Почему выбрано именно это слово?

   (Оно ключевое для понимания текста.)

  -С каким из морфологических признаков слова прах можно поспорить оглядываясь на текст?

  (Форма только единственного числа.)

  1. Итоги урока. Оценки за работу на уроке.

 Удалось ли нам добиться цели сегодня на уроке?

-  Мы учились выполнять лингвистический анализ текста,

благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

    - Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять свои знания практически.

-Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

-   Мы приобщались к научной работе

-  Мы благодарны В.П. Астафьеву за приобщение к прекрасному,    за   эстетическое    наслаждение,    за сопричастность к истории и природе Отечества.

      Домашнее задание:

1 группа. Написать сочинение - рассуждение «Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?» (объем 60-70 слов).

2 группа. Выполнить лингвистический анализ текста В.П. Астафьева «Хрустальный звон».

3 группа. Упр……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»

Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …» ...

Элективный курс "Общество любителей русского слова"

В  данном элективном курсе рассматриваются вопросы, связанные с историей жизни слов как концептов русской культуры....

Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

   Цель курса:  овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Урок "Лингвистический анализ текста"

Урок «Лингвистический анализ текста» позволяет учащимся применить  на практике полученные на уроках знания, совершенствовать  умения анализировать поэтический текст,  способ...

Конспект урока "Лингвистический анализ текста"

Конспект урока "Лингвистичесикй анализ текста"...