Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса.

 

           Предлагаемый курс направлен на обучение детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров, ему присуща развивающая функция, поэтому в основе работы лежит осознанность учащимися своих речевых действий.  Данный курс может помочь обучающимся  в самоопределении относительно профиля обучения в старшей школе.

Цели курса.

          Основная цель предлагаемого курса состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать у них умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в различных коммуникативных ситуациях, выработать потребность самостоятельно учиться всю жизнь и быть успешным в жизни.

Сопутствующие цели курса:

- формирование у школьников интереса к работе над текстом;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания;

- развитие умений и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов;

- побуждение самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;

- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;

- помощь самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.

Задачи курса.

 Задача курса - формирование у школьников умения создавать тексты, адекватные конкретным ситуациям общения, посредством восприятия и интерпретации текстов разных стилей и жанров и, как следствие, развитие у них потребности постоянного совершенствования своей речи.

Задачи курса: помочь учащимся овладеть элементами комплексного анализа текста.выработка умений:

-конструктивно воспринимать чужие мнения и идеи;

-определять свою позицию по отношению к проблеме или героям анализируемого текста;

-правильно её формулировать и высказывать;

-адекватно оценивать свою жизненную позицию и отстаивать свою точку зрения в полемике.

             Программа предусматривает обучение работе с текстом, что необходимо при любой профильной и профессиональной ориентации.

            Данный курс рассчитан на 18 часов. Каждое занятие содержит лекционную и практическую части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_.9_klass.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

            «Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Панкратова Ж.А./

Протокол № ____

от «____» __________2016 г.

          «Согласовано»

Заместитель руководителя

по ИР МОУ «СОШ  №4 г. Ртищево Саратовской обл»

_________/Бубенцова Т.Е/

 «___»___________2016 г.

           «Утверждено»

Директор МОУ «СОШ   №4  г.Ртищево Саратовской обл

_______   /Авдеева О.Н./

Приказ № _____ от

«___»_______2016 г.

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области

                                                 Рабочая программа

                                    Элективного курса «Анализ текста»

                                                          9 класс

                                                Грищенко Инна Сергеевна

                                      Учитель русского языка и литературы

                                                                                                          Принято на заседании

                                                                                                          педагогического совета

           Протокол № от августа 2016г.

                                                     

                                                                 2016-2017 учебный год

                                             

                                                       Пояснительная записка

            Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса.

           Предлагаемый курс направлен на обучение детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров, ему присуща развивающая функция, поэтому в основе работы лежит осознанность учащимися своих речевых действий.  Данный курс может помочь обучающимся  в самоопределении относительно профиля обучения в старшей школе.

Цели курса.

          Основная цель предлагаемого курса состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать у них умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в различных коммуникативных ситуациях, выработать потребность самостоятельно учиться всю жизнь и быть успешным в жизни.

Сопутствующие цели курса:

- формирование у школьников интереса к работе над текстом;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания;

- развитие умений и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов;

- побуждение самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;

- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;

- помощь самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.

Задачи курса.

 Задача курса - формирование у школьников умения создавать тексты, адекватные конкретным ситуациям общения, посредством восприятия и интерпретации текстов разных стилей и жанров и, как следствие, развитие у них потребности постоянного совершенствования своей речи.

Задачи курса: помочь учащимся овладеть элементами комплексного анализа текста.выработка умений:

-конструктивно воспринимать чужие мнения и идеи;

-определять свою позицию по отношению к проблеме или героям анализируемого текста;

-правильно её формулировать и высказывать;

-адекватно оценивать свою жизненную позицию и отстаивать свою точку зрения в полемике.

             Программа предусматривает обучение работе с текстом, что необходимо при любой профильной и профессиональной ориентации.

            Данный курс рассчитан на 18 часов. Каждое занятие содержит лекционную и практическую части.

Содержание курса соответствует познавательному потенциалу учащихся 9-х классов, предоставляя учителю возможность опыта работы на уровне повышенных требований, и способствует росту образованности учащихся.

У школьников появляется возможность углубить свои знания, развить навыки анализа текста, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и научиться оперировать соответствующей получаемой информацией.

Данный курс расширяет и углубляет разделы «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь», «вскользь» представленные в базовом курсе, и, восполняя пробелы предшествующей подготовки учащихся, дает им возможность совершенствования языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции.

Программа предусматривает обучение работе с текстом, что необходимо при любой профильной и профессиональной ориентации.

Образовательным продуктом является творческая работа. Практический материал, разрабатываемый на занятии, может служить тренингом при подготовке к итоговой аттестации по предмету.

Итоговый контроль проводится на последнем занятии в форме защиты творческой работы.

Основные виды деятельности:

  • работа над текстом – создание собственного «банка» данных с выстраиванием логики и закономерности построения текста;
  • изучение лексики;
  • работа со словарями;
  • изучение справочной литературы;
  • прослушивание лекции с последующим участием в дискуссии.
  • Основное направление курса – организация работы с учащимися, в ходе которой формируется коммуникативная компетенция, т.е. умение создавать речевые произведения, ориентируясь в потоке различных сведений; отбирая материал на заданную тему, связно и грамотно формировать мысли.
  • Важнейшим направлением данного курса является: научить школьников видеть, слышать и чувствовать текст; формировать умение совершенствовать написанное, развивать такой вид контроля учебной деятельности как самоконтроль и взаимоконтроль, развивая тем самым чувство языка, языковое чутье школьников, их логическое и образное мышление.
  • Важнейшим  условием работы является создание развивающей речевой среды – «пространства культуры», способного вызвать у учащихся состояние «творческой активности», при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности, дать импульс к творчеству, помочь рождению замысла, желанию писать – создавать собственные произведения.    
  • Материалы курса могут быть использованы на занятиях по совершенствованию навыков устной и письменной речи и при подготовке к лучшей сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Цели курса.

Основная цель предлагаемого курса состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать у них умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в различных коммуникативных ситуациях, выработать потребность самостоятельно учиться всю жизнь и быть успешным в жизни.

Сопутствующие цели курса:

- формирование у школьников интереса к работе над текстом;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания;

- развитие умений и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов;

- побуждение самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;

- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;

- помощь самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.

Задачи курса.

Главная задача курса - формирование у школьников умения создавать тексты, адекватные конкретным ситуациям общения, посредством восприятия и интерпретации текстов разных стилей и жанров и, как следствие, развитие у них потребности постоянного совершенствования своей речи.

Задачи курса: помочь учащимся овладеть элементами комплексного анализа текста.

выработка умений:

  • конструктивно воспринимать чужие мнения и идеи;
  • определять свою позицию по отношению к проблеме или героям анализируемого текста;
  • правильно её формулировать и высказывать;
  • адекватно оценивать свою жизненную позицию и отстаивать свою точку зрения в полемике.

Принципы.

1. Принцип единства развития речи и мышления позволяет решать образовательные и воспитательные задачи.

Развивать речь отдельно от мышления невозможно.

2. Принцип взаимосвязи устной и письменной речи.

Овладение письмом происходит на базе и через посредство устной речи. Достижения на письме отражаются на качестве устной речи, повышая его. В едином развитии устной и письменной речи формируется коммуникативная и логическая функции речи и тем самым стиль общения и стиль мышления.

3. Принцип стилистической направленности в работе.

Практическое знакомство со стилистическими средствами языка способствует обучению детей умению осознанно применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания.

4. Целенаправленное совмещение вышеуказанных принципов позволяет осознать, как человек организует свое речемыслительное пространство, каковы критерии качества порождаемых текстов и, следовательно, нацелено на помощь учащимся в осознанном подходе к речетворчеству.

Особенности организации учебного процесса и его содержание.

Содержание курса соответствует познавательному потенциалу учащихся 9-х классов, предоставляя учителю возможность опыта работы на уровне повышенных требований, и способствует росту образованности учащихся.

У школьников появляется возможность углубить свои знания, развить навыки анализа текста, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и научиться оперировать соответствующей получаемой информацией.

Данный курс расширяет и углубляет разделы «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь», «вскользь» представленные в базовом курсе, и, восполняя пробелы предшествующей подготовки учащихся, дает им возможность совершенствования языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции.

Программа предусматривает обучение работе с текстом, что необходимо при любой профильной и профессиональной ориентации.

Данный курс рассчитан на 12 часов. Каждое занятие содержит лекционную и практическую части.

Образовательным продуктом является творческая работа. Практический материал, разрабатываемый на занятии, может служить тренингом при подготовке к итоговой аттестации по предмету.

Итоговый контроль проводится на последнем занятии в форме защиты творческой работы.

Основные виды деятельности:

  • работа над текстом – создание собственного «банка» данных с выстраиванием логики и закономерности построения текста;
  • изучение лексики;
  • работа со словарями;
  • изучение справочной литературы;
  • прослушивание лекции с последующим участием в дискуссии.

Курс снабжен дополнительным материалом для учителя, который может быть использован по его усмотрению в зависимости от уровня подготовленности класса или отдельного ученика.

                                                      Литература для учащихся.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М. 1979.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. 1993.
  2. Скворцов Л.И. Экология слова. - М. 1996.
  3. Дидактический материал кабинета русского языка.

                                                    Литература для учителя

  1. Капинос В.И., Сергеева Н.Н. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение. 1991.
  2. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка. - М.: Просвещение. 1999.
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа. 1979.
  4. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. - М.: Просвещение. 1979.
  5. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. - М.: Педагогика. 1986.
  6. Лидман - Орлова Г.К. Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. - М.: Просвещение. 1984.

7.        Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение. 1983.

                                                    Планируемые результаты

Ученик научится:

-знать основные типы речи и стили речи;

-развивать навык работы с текстом, с композицией теста;

-выполнять разного уровня анализы текста;

-отрабатывать навыки по сжатию текста;

-иметь орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения;

- уметь написать итоговую творческую работу.

                  Инструментарий для оценивания результатов

Инструментарием для оценивания достижений учащихся являются:
- изложение,
-сочинение
-творческая работа.
Оценивание ведётся по пятибалльной и зачётной системе оценки знаний учащихся.
                                           
Нормы оценок :
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

                                                         

                                                          Содержание курса.

Тема 1. Введение. Текст. (1 ч)

Тема и основная мысль текста.

Знакомство со схемой работы над текстом при его анализе.

Работа над текстом, определение основных признаков текста.

Тема 2. Стили речи. (1 ч)

Стили речи. Стилевые черты текста. Учебная модель стиля.

Анализ текста по учебной модели.

Тема 3. Типы речи. (1 ч)

Типы речи, их разновидность, характерные признаки.

Типологический анализ текста.

Тема 4. Стилистический и типологический анализ текста. (1 ч)

Стилистический и типологический анализ текста.

Практикум.

Тема 5. Композиция текста. (1 ч)

Схема строения текстов разных по типу. Анализ композиции текста.

Анализ текста.

Тема 6. Виды связи предложений. (2 ч)

Цепная и параллельная связь предложений. Структурные особенности.

Анализ текста.

Тема 7. Средства связи предложений в тексте. (2 ч)

Анализ текста.

Тема 8. Сжатое изложение. (3 ч)

Способы сжатия текста. Составление памятки «Как работать над сжатым изложением».

Работа над текстом.

Тема 9. Сочинение-рассуждение. (3 ч)

Общие рекомендации по анализу текста и написанию творческой работы.

Теоретическая составляющая успеха.

Анализ текста.

Тема 10. Итоговое занятие. (3 ч)

Написание творческой работы.

                                                Тематическое планирование

п/п

                                        Раздел/тема

Кол-во

часов

Кол-во контрольных работ

1.

Введение.

Текст.

1

-

2.

Стили речи.

1

-

3.

Типы речи.

1

-

4.

Стилистический и типологический анализ текста.

1

-

5.

Композиция текста.

1

-

6.

Виды связи предложений в тексте.

2

-

7.

Средства связи предложений в тексте.

2

-

8.

Сжатое изложение.

3

1 изложение

9.

Сочинение-рассуждение.

3

1 сочинение

10.

Итоговое занятие.

3

1 итоговая работа

                                            Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Виды  занятий

Дата по плану

Дата факт

Оборудование

1.

Введение.

Текст.

1

Проблемная беседа. Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа над текстом.

Тетрадь, раздаточный материал

2.

Стили речи.

1

Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа со словарем. Работа над текстом.

Тетрадь, словарь.

3.

Типы речи.

1

Мини-лекция. Проблемная беседа. Работа над текстом.

Тетрадь, ПК, раздаточный материал.

4.

Стилистический и типологический анализ текста.

1

Проблемная беседа. Работа над текстом.

Тетрадь, раздаточный материал.

5.

Композиция текста.

1

Мини-лекция. Беседа. Исследовательская работа над текстом.

Тетрадь, карточка с текстом.

6.

Виды связи предложений в тексте.

2

Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа над текстом.

Тетрадь, раздаточный материал.

7.

Средства связи предложений в тексте.

2

Исследовательская работа. Проблемная беседа.

Анализ текста.

Тетрадь, ПК, телевизор.

8.

Сжатое изложение.

3

Проблемная беседа. Мини-лекция.   Анализ текста.

Творческая работа.

Тетрадь, карточки с текстом.

9.

Сочинение-рассуждение.

3

Мини-лекция.  Анализ текста.

Творческая работа.

Тетрадь.

10.

Итоговое занятие.

3

Самостоятельная работа.

Тетрадь

Всего 18ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.

Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...

Рабочая программа по элективному курсу "Сокровища текста"

Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской,  рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся ...