Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
recenziya.doc | 27.5 КБ |
soderzhanie_programmy_elektivnogo_kursa.doc | 111.5 КБ |
titulnyy_list_elektivnyh_kursov.doc | 29 КБ |
elektronnyy_uchebnik_po_russkomu_yazyku.ppt | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
426 000, г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел. (3412) 43-60-93
Рецензия
на элективный курс учителя русского языка и литературы
Порцевой Ольги Семеновны
«Культура создания письменного текста»
Программа элективного курса «Культура создания письменного текста» нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Реализуя профильное обучение, расширяет содержание предмета «Русский язык» в 10-11 классах. Основной способ реализации курса – практикум, что создает оптимальные условия для приобретения обучающимися умений практического использования основ культуры создания письменного высказывания через совершенствование и развитие навыков выразительной речи в письменной форме, что является особенно актуальным в условиях современного филологического образования.
В результате обучения по программе курса обучающиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, осмысленный выбор вида чтения, оценка и редактирование текста, овладение навыками создания письменного высказывания различных жанров, а также повышают свой общекультурный уровень.
Программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 10-11-х классов и состоит из четырех модулей: «Язык и речь», «Языковое оформление письменного высказывания», «Лингвостилистический анализ», «Практика». Богатый теоретический и практический материал позволяет организовать эффективную работу по развитию навыков письменной речи обучающихся.
Программа включает учебно-тематический план, содержание курса, приложения, содержащие дополнительную информацию по курсу, дидактические материалы. В учебно-тематическом плане отражены все практические и лекционные занятия.
Материалы имеют практическую направленность, могут быть использованы при проведении педагогических семинаров, заседаний школьных методических объединений.
Программа элективного курса О.С.Порцевой соответствует требованиям, предъявляемым к элективному курсу, составлена с учетом возрастных возможностей школьников и заслуживает высокой оценки.
Методист Муниципального методического
Центра, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Е.Ф.Хасянова
Руководитель РМО учителей русского языка,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Н.С.Ходырева
Предварительный просмотр:
Содержание программы элективного курса
«Культура создания письменного текста».
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание курса.
- Учебно-методическое обеспечение элективного курса.
- Список литературы.
- Приложение.
Пояснительная записка.
Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка и литературы как школьных предметов в ряду других гуманитарных наук.
Исходным материалом русского языка является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его возможностей. Знания по стилистике и литературоведению обучающимися обычно оказываются усвоенными в виде определений понятий и формулировок правил, чего в современных условиях как раз и не требуется. Введение новой формы обязательной итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ в части С, предполагающей написание сочинения по заданному тексту, прежде всего направлено на проверку умения применять эти правила, а также синтезировать данные курса русского языка и литературы, так как часть проверяемых умений формируется при изучении курса литературы.
В связи с этим, представляя собой органичную часть профильного обучения, решая проблему повышения коммуникативной компетентности, данный курс расширяет содержание базового предмета «Русский язык», направлен новое осмысление знаний раздела «Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая» русского языка, входящего в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а также способствует получению дополнительной подготовки к единому государственному экзамену.
Цель курса – создание возможностей для приобретения обучающимися умений практического использования основ культуры создания письменного высказывания через совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной речи в письменной форме.
Задачи курса:
- создать условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления;
- развитие навыков отбора и анализа новой информации;
- углубление знаний о культуре создания письменного текста, развитие свободной и образной письменной речи обучающихся;
- совершенствование функциональной грамотности в процессе разных видов письма и интеллектуальной деятельности;
- развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей ( ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др);
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере и сдаче единого государственного экзамена по русскому языку;
- повышение общекультурного уровня современного школьника.
Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции различных видов недочетов в письменной речи, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно-выразительные средства языка.
Значительное место в курсе занимают упражнения по корректировке текстов, содержащих типичные ошибки начинающих авторов, задания на совершенствование письменной речи. Внимание уделяется и этической стороне дела: обучающиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие творческие опыты, строить речевое высказывание с учетом обстоятельств, но и выражать свою оценку.
Достижение вышеуказанных целей и задач осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. С целью расширения знаний обучающихся включены вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра, особенностей и закономерностей становления речи, её характерных особенностей, ценностей речи для ряда профессионалов, причин её нарушения.
Обучающиеся самостоятельно выбирают задания, наиболее интересные и доступные для них.
В результате изучения данного курса ученик должен
знать/понимать
- компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевой ситуации;
- основные аспекты культуры создания письменного текста, требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах.
уметь
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
- уметь осуществлять правильный анализ и отбор новой информации;
- создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной , учебно-научной, деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- соблюдать речевую, функциональную грамотность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни, на едином государственном экзамене для:
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего профессионального образования;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- увеличения словаря, расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение над собственными речевыми высказываниями;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук.
Программа элективного курса предполагает выделение четырех модулей: «Язык и речь», «Языковое оформление письменного высказывания», «Лингвостилистический анализ», «Практика», что позволяет логически выстроить темы курса, систематизировать материал к итоговым занятиям и реализовать полученные знания в последнем модуле.
Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю, адресован обучающимся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, основной вид деятельности – практикум, предполагается использование нестандартных форм проведения занятий.
Программа предусматривает отбор приемов и методов, активизирующих самостоятельную деятельность обучающихся: наблюдение за использованием языковых средств в письменных текстах, анализ текста, моделирование текста, ролевые игры, в том числе дебаты. Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предполагается обращение к такой форме обучения, как семинар, что позволяет последовательно проходить все этапы подготовки речевого высказывания.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность обучающихся в творчестве.
Формы текущего контроля, предусмотренные курсом:
- самостоятельные работы
- сочинения различных жанров
- тестирование
- конспект
- практический анализ текста
- рецензия
Итоговый контроль – создание
- портфолио
- методические рекомендации по написанию статьи в молодежный журнал
- статья в журнал «Голос юности»
- статья в номер школьной газеты «Пятерочка»
- создание презентаций, электронных учебников по теме курса
При создании курса использованы материалы программ элективных курсов под редакцией С.И. Львовой, С.Ф.Сизиковой «Основы делового общения», Е.А.Зиминой «Основы поэтики . Теория и практика анализа художественного текста».
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||||
лекции | практ. | семинар | ||||||
| ||||||||
1 | Язык и речь | 1 | 1 | Практический сравнительный анализ предложенных текстов | ||||
2 | Устная и письменная речь, основные свойства. | 1 | 1 | |||||
3-4 | Речевая ситуация | 2 | 1 | 1 | Моделирование речевых ситуаций | |||
5-6 | Основы культуры создания письменного текста | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |||
7-8 | Заветная формула или «три кита» любого произведения | 2 | 1 | 1 | Конспект | |||
| ||||||||
9-10 | Лексическая стилистика | 2 | 1 | 1 | Обсуждение результатов самостоятельной работы – подготовленных сообщений, практических работ по теме | |||
11 | Сочетаемость звуков в русском языке. | 1 | 1 | Конспект | ||||
12-13. | Стилистические приемы усиления выразительности речи. | 2 | 2 | Обучающая игра-семинар по развитию речи | ||||
14-15 | Устранение случайных лексических и звуковых повторов при стилистической правке текста | 2 | 1 | 1 | Практический анализ текста | |||
16-17 | Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. | 2 | 1 | 1 | Практический анализ текста | |||
18-19 | Берегись канцелярита! | 2 | 2 | Стилистический эксперимент | ||||
20 | «Золота никогда не бывает слишком много (речевая избыточность)» | 1 | 1 | Анализ примеров, составление рассказов | ||||
III.Лингвостилистический анализ. | ||||||||
21-24 | Рецензия, отзыв, эссе, журналистская статья. | 4 | 1 | 2 | 1 | Практический анализ текста, написание статей | ||
25-27 | Критерии оценки письменного высказывания. | 3 | 1 | 2 | Обсуждение предложенных текстовых материалов | |||
IV.Практикум. | ||||||||
28-31 | Создание творческих работ | 4 | 4 | Творческая работа учащихся, обсуждение проектов статей, сочинений-эссе, рассуждений | ||||
32. | «Давайте говорить друг другу комплименты!» | 1 | 1 | Моделирование речевых ситуаций | ||||
33-34 | Итоговый зачет – презентация и защита работ. | 2 | 2 | Творческая работа учащихся |
Содержание.
I.Язык и речь.
Язык и речь. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Основные функции языка. Разговорная речь и язык художественной литературы. Выполнение тренировочных упражнений – анализ текстов с точки зрения реализации в них основных функций языка.
Устная и письменная речь, основные свойства: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника. Повторы, прерывистость речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ, дружеская беседа, диспут, дискуссия (просмотр кратких видеосюжетов, демонстрирующих данные формы). Использование средств письма для передачи мысли, формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспект, план, реферат ( практическая работа – сортировка предложенных письменных текстов по группам, формулировка определений).
Речевая ситуация. Определение речевой ситуации. Проигрывание различных видов речевых ситуаций.
Основы культуры создания письменного текста. Понятие языковой нормы. Виды норм. Точность речи. Ясность речи. Логичность речи. Чистота речи. Богатство и выразительность речи. Выразительность речи.
Заветная формула или «три кита» любого произведения. Тема произведения, идея, форма. Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Повествование, описание, рассуждение. Тренировочные упражнения - анализ текстов на определение темы, идеи произведения. Доказательство принадлежности текста определенному типу речи. Работа с произведениями художественной литературы.
II.Языковое оформление письменного высказывания.
Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Лексические образные средства речи. Выполнение тренировочных упражнений – нахождение в предложенных текстах использованных лексических и стилистических средств образности.
Сочетаемость звуков в русском языке.
Стилистические приемы усиления выразительности речи. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис и т.д.
Устранение случайных лексических и звуковых повторов при стилистической правке текста.
Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской.
Смешение стилей. Неоправданное употребление канцелярита. Речевая избыточность. Грамматические и речевые ошибки, основные виды. Тренировочные упражнения – нахождение ошибок в работах обучающихся, их устранение .
III.Лингвостилистический анализ.
Рецензия, отзыв, эссе, журналистская статья. Работа с теоретическими понятиями: рецензия, отзыв, эссе, журналистская статья, стили речи, способы связи предложений в тексте, типы речи, план лингвостилистического анализа. Выполнение упражнений с самопроверкой – анализ текстов по предложенным вопросам:
1.Определите стиль текста.
2.Определите тип речи.
3.Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
4.Найдите предложение, в котором используется прием синтаксического параллелизма и т.п.
Выполнение тренировочных упражнений – определить и доказать принадлежность текста к одному из изученных жанров. Домашнее задание – подготовить подобное задание для одноклассников.
Критерии оценки письменного высказывания: точность передачи мысли, точность словоупотребления. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Уместное использование языковых средств с учетом особенностей темы высказывания. Продуманность композиции высказывания. Логичность и упорядоченность мысли. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли, абзац, знаки препинания, заглавные буквы и т.д. Практическая работа – анализ и коллективное обсуждение предложенных учителем текстов с точки зрения соответствия критериям, возможные способы исправления недочетов.
IV.Практика.
Создание творческих работ. Публичная защита итоговых работ. Основные критерии оценки выступления на защите творческой работы, проекта, презентации, статьи: содержательность, соответствие языковым нормам, выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения творческой работы, проекта, презентации, статьи.
Учебно-методическое обеспечение элективного курса.
Учебники и учебные пособия:
1.Р.Н.Бунеев. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М: «Баласс», 2011 .
2. Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Учебное пособие. 10 класс. – М: «Дрофа», 2007.
3. О.А.Мазнева, И.М.Михайлова. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания. 10-11 классы. Учебное пособие.- М: «Дрофа», 2007.
Методические пособия:
1. В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М. Антипова. Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Методическое пособие. – М: «Дрофа», 2007.
2.Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Методические рекомендации. – М: «Дрофа», 2007.
3.Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: «Легион-М», 2010.
4.Е.С.Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Выразительность русской речи».-М: «АСТ-Астрель», 2008.
5.Е.Ю.Мохницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2005 .
6.С.Ю.Михайлова. Как писать изложения, конспекты, рефераты. Пособие для 7-11 классов.- М: «Юнвес», 2001.
Сборники задач, практикумов:
1.С.И.Львова. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы: Пособие для учителя. – М, 2003.
2.Д.Э. Розенталь. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М, 2008.
3.С.И.Львова. Схемы-таблицы по русскому языку. Раздаточные материалы. – М, 2005г.
Список литературы
- Для учителя:
- Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
- Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
- С.Ф.Сизикова . Основы делового общения. 10-11 классы. Профильное обучение.- М.:Дрофа,2006.
- Е.А.Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Элективные курсы. Профильное обучение.- М: Дрофа, 2006.
- Никитина Е.И. Сочинения на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся // РЯШ - №3 – 1996 – с.48-5.
- Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.
- Русова Н. Как писать сочинение, изложение и диктант. Нижний Новгород: «Деком», 1994.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 1993 – 186 с.
II.Для учащихся:
1.Е.Н.Панова, А.А.Позднякова «Русский язык». Учебно-справочное пособие. «Астрель», М, 2004г.
2.Д.Э.Розенталь «Справочник по орфографии и пунктуации». М., «Столетие», 2003.
3.Н.Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». М, «Просвещение», 2002.
4.Д.И.Архарова, Т.А.Долинина. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. М., «Айрис пресс». 2004.
5.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова. «Русский язык: анализ текста».М., «Сага», 2004.
6.Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Ростов-на-Дону., «Феникс», 2005.
7.Н.М.Шанский. Лингвистические детективы. – М: «Дрофа», 2008.
8.Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985.
9.С.И.Львова. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 2002.
III. Использованные Интернет-ресурсы:
1.Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
2.Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
Приложение
Темы эссе.
1.Что влияет на формирование характера человека?
2.С какого возраста молодой человек должен отделиться от родителей и жить самостоятельно?
3.Как завоевать авторитет?
4.Возможен ли компромисс между традициями и прогрессом?
5. Традиционное распределение обязанностей в семье – актуально ли оно сегодня?
6.Заменит ли компьютер книгу?
7.Нужно ли покупать изделия из натуральных материалов, если они сокращают количество животных и растений на земле?
8. « В дружбе один всегда раб другого»
9. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
10. «Будущего нет : оно делается нами».
11. Конфликты между родителями и детьми: случайность или неизбежность?
12.Многодетные семьи: за и против.
13. Дома престарелых: необходимость или позор общества?
14.Лестница в никуда.
15. Пятое время года.
16.Мгновение жизни.
17. «Ничего нет лучше плохой погоды».
18. «Когда метель кричит, как зверь, протяжно и сердито, не закрывайте вашу дверь, пусть будет ваша дверь открыта…»
Темы для обсуждения во время проведения игры «Дебаты»
1) Клонирование:
- Клонирование – прогрессивное и нужное нововведение.
- Клонирование – аморально и неприемлемо.
2) Основа общества:
- Интеллигенция – основа общества.
- Основа общества – рабочий класс.
3) Пресса в современном мире:
- Пресса – всего лишь инструмент для передачи информации.
- Пресса – инструмент влияния на людей.
4) Граффити:
- Искусство.
- Вандализм.
5) Мужчины и женщины:
- Фактически равны в правах.
- Не равны в правах.
6) Балльно-рейтинговая система:
- Оптимально оценивает знания.
- Не может оценить знания оптимально.
7)ICQ и Социальные сети:
- Приносят больше вреда, чем пользы.
- Приносят больше пользы, чем вреда.
8) Мода:
- Эпидемия, поражающая каждого.
- Болезнь немногих.
9) Оружие:
- Мир без оружия необходим.
- Мир без оружия – невозможен и недопустим.
10) Многопартийность:
- Двигатель прогресса.
- Причина политической нестабильности.
11) Демократия:
- Демократия – явление, существующее в наши дни.
- Демократия – недостижимый идеал.
12) Монархия:
- Возрождение монархии целесообразно.
- Возрождение монархии не нужно, это пережиток прошлого.
13) Школьное самоуправление:
- Полезно для саморазвития.
- Мешает учебе и саморазвитию.
14) Поправки в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ограничивающие пребывание несовершеннолетних в общественных местах поздно вечером и ночью:
- Вышеуказанный Закон ограничивает права детей.
- Вышеуказанный Закон не ограничивает права детей.
15) Ненормативная лексика (мат):
- Всего лишь часть русского языка.
- Засоряет русский язык.
16) Законодательство:
- В России требуется ужесточение законодательства по статье терроризм.
- Законодательство по данной статье итак достаточно жёсткое.
17 Серьёзная классическая литература:
- Должна изучаться в средней школе.
- Должна изучаться гораздо позже, при наличии жизненного опыта.
18) Служба в армии:
- Должна быть обязательной.
- Должна быть контрактной.
19) Войны:
- Необходимый политический ход в современном мире.
- Неприемлемы.
20) Национальная история:
- Правдивой истории не существует.
- Правдивая история есть.
21) Национализм:
- Полностью отрицательное явление.
- Высшая степень патриотизма.
22) Технический прогресс:
- Изменил жизнь к лучшему.
- Изменил жизнь к худшему.
Отзыв обучающихся о реализации курса.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Согласована на заседании методического объединения _________________________________ Протокол № ______________от «___» ____________________20___ г. Руководитель МО _______________ Принята на заседании НМС Протокол № ____ ___________ от «_____» _________________20 ___г. Председатель НМС _______________ Утверждаю Директор МОУ СОШ № 5 _____________________ В.А.Сучкова Приказ № _________________от «______» __________________20__ г. | Принята на заседании районного методического объединения Протокол № __________от «___» ____________20___ г. Руководитель РМО _______________ |
Рабочая программа элективного курса
«Культура создания письменного текста»
Составитель:
Порцева Ольга Семеновна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рецензент:
Ходырева Надежда Степановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Ижевск, 2011
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные языковые средства выразительности Проверочные тесты Контрольные тесты ВЫХОД назад РАЗВИЛКА
Основные языковые средства выразительности Изобразительные средства языка Звуковые средства художественного изображения Изобразительные возможности словообразования Изобразительные возможности лексики и фразеологии Изобразительные возможности грамматики тропы фигуры речи лексика фразеология морфология синтаксис РАЗВИЛКА
Звуковые средства художественного изображения Звукозапись Аллитерация Ассонанс Звукоподражание СХЕМА
ЗВУКОЗАПИСЬ Усиление изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению. Имеет целью усилить изображение определенного явления, действия, состояния. Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслись, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы, Скользим по ласковым доскам. А. С. Пушкин назад
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К.Д.Бальмонт назад
АССОНАНС Многократное повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) однородных гласных звуков. Усиливает выразительность речи. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Дин-дон.Динь-дон. И.П. Токмакова назад
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ Разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи («гром грохочет», «ревут рога», «кукушки кукованье», «эха хохотанье»). назад
ТРОПЫ Эпитет Сравнение Метафора Метонимия Синекдоха Гипербола Литота Олицетворение Перифраза СХЕМА
ФИГУРЫ РЕЧИ Анафора Эпифора Параллелизм Антитеза Оксюморон Градация Инверсия Эллипсис Умолчание Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание Многосоюзие Бессоюзие Лексический повтор СХЕМА
ЭПИФОРА Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) Мне бы хотелось знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Н. Гоголь назад
ЭЛЛИПСИС Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. В. Жуковский назад
УМОЛЧАНИЕ Намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. А.С. Пушкин назад
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Н. Гоголь Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? А.С.Пушкин назад
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. А.С. Пушкин назад
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ Фигура, повышающая эмоциональность высказывания, привлекающая внимание читателя к определенным частям текста. Риторическое восклицание усиливает в сообщении выражение чувств. Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодную рукой! И. Мятлев назад
МНОГОСОЮЗИЕ Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Н. Гоголь назад
БЕССОЮЗИЕ Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… А.С. Пушкин назад
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! Блок назад
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Индивидуально-авторские слова Повтор однокоренных слов Повтор слов одной словообразовательной модели СХЕМА
ЭПИТЕТ Художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить свое отношение; обращает внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение и сообщающий речи большую изобразительность А волны моря с печальным ревом о камень бились. М. Горький назад
АНАФОРА Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… А.С. Пушкин назад
ПАРАЛЛЕЛИЗМ Один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного поведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни) В непогоду ветер Воет – завывает; Буйную головку Злая грусть терзает. А.В. Кольцов назад
АНТИТЕЗА Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия Где стол был яств, там гроб стоит. Г. Державин назад
ОКСЮМОРОН Стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления И невозможное возможно, Дорога долгая легка А. Блок назад
ГРАДАЦИЯ Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. А. Чехов назад
ИНВЕРСИЯ Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи С ужасом думала я, к чему все это приведет. А.С. Пушкин назад
СРАВНЕНИЕ Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. А. Толстой назад
МЕТАФОРА Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. А.С. Пушкин назад
МЕТОНИМИЯ Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями Я три тарелки съел. И. Крылов назад
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Все спит – и человек, и зверь, и птица. Н. Гоголь назад
ГИПЕРБОЛА Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и какого-либо явления В сто сорок солнц закат пылал. В. Маяковский назад
ЛИТОТА Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и какого-либо явления Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… Н. Некрасов назад
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия Утешится безмолвная печаль… А.С. Пушкин назад
ПЕРИФРАЗА Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья А.С. Пушкин "Деревня" назад
ЛЕКСИКА Синонимы Антонимы Омонимы Паронимы Устаревшие слова Неологизмы Заимствованные слова Термины Разговорная лексика Просторечия Диалектизмы Профессионализмы Жаргонизмы Эмоционально-окрашенная лексика СХЕМА
СИНОНИМЫ Слова, тождественные или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например: враг, неприятель, противник. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция с инонимов – функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд синонимов , расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию "Спешил, летел, дрожал..." А.С. Грибоедов назад
АНТОНИМЫ Слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления: "белей лишь блеск, чернее тень"; "они сошлись: волна и камень / / стихи и проза, лед и пламень...". Антонимы могут присутствовать в названиях: "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева. " Ты богат, я очень беден, // Ты прозаик, я поэт, // Ты румян, как маков цвет, // Я, как смерть, и тощ, и бледен" А.С. Пушкин назад
ОМОНИМЫ Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению: брак (супружество) - брак (некачественная продукция). Кроме собственно омонимов различают омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному) и омографы (слова, которые совпадают только на письме). Омонимы используются в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос... Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. В.Я. Брюсов назад
ПАРОНИМЫ Однокоренные слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях: одеть - надеть, подпись - роспись, эффектный - эффективный. Паронимы используются в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности " Темной славы головня, // не пустой и не постылый, // но усталый и остылый, // я сижу. Согрей меня« В. Хлебников "Поэту лучше быть невеждой // Чем невежей. // Во-первых, // У невежды взгляд на вещи свежий; // А во-вторых, // Нередко в рыло могут дать невеже" Б. Заходер назад
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1)историзмы; 2) архаизмы. Историзмы – это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например: Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод . Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например : ланиты – щеки, чресла – поясница, десница – правая рука, туга - печаль. назад
НЕОЛОГИЗМЫ Новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений или усиливающее выразительность речи. Неологизмы образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка)), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). "Будет буря— мы поспорим // И помужествуем с ней" Н.М. Языков "О, рассмейтесь, смехачи" В. Хлебников назад
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Заимствованными являются слова, пришедшие в русский язык из других языков на разных этапах его развития. Причиной заимствования являются тесные экономические, политические, культурные и иные связи между народами. Выделяют заимствования: 1) из славянских языков ( старославянского, польского, чешского и др.); 2) из неславянских языков ( скандинавских, германских, тюрских и др.). Например: из польского – вензель, гусар, опека, отвага, пончик; из немецкого – галстук, бутерброд, шляпа, пакет, контора; из голландского – гавань, вымпел, койка, матрос, рея, руль. назад
ТЕРМИНЫ Термины – это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий, приборов, инструментов, машин. Характерными признаками термина являются: 1) однозначность, 2) эмоциональная и стилистическая нейтральность. Например: Диез – нотный знак, требующий повышения звука на полутон. Лизис – медленное падение температуры с постепенным ослаблением явлений болезни, в противоположность кризису. назад
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА Разговорный стиль – функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно – бытового частного, неофициального общения. В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки(частные письма, записки) и в дневниках. назад
ПРОСТОРЕЧИЯ Сниженная разновидность разговорного языка, для которой характерно использование лексики, находящейся за границей литературной нормы. Просторечные слова и обороты могут сдержать отрицательную (рехнуться, хлипкий, дошлый), положительную (башковитый, обалденный) или нейтральную (говаривал, вдосталь, гостевал, хуже) оценку называемого понятия. Использование просторечий позволяет придать художественной речи облик и звучание живого разговорного языка. "У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то. - А я не хочу как сыр в масле. Склизко» В.М. Шукшин назад
ДИАЛЕКТИЗМЫ Слова и выражения, присущие народной речи, местному говору ( черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек ). Диалектизмы используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа). назад
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ Профессиональные слова – это слова, употребляемые в разговорной речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий. Например: Окно (в речи преподавателей) – « свободный урок в середине учебного дня». Нулевка ( в речи преподавателей) – « подготовительный класс». назад
ЖАРГОНИЗМЫ Жаргонная лексика – это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон – это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединенных общностью интересов, занятий, общественного положения. Например: ботаник – отличник, напрягать – утомлять, содрать – списать. назад
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной. Например: Лодырь (разг. неодобр.) – лентяй, бездельник. Напрочь (прост.) – совсем, окончательно. назад
ФРАЗЕОЛОГИЯ Фразеологизмы Крылатые слова и выражения СХЕМА
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела. В художественной речи фразеологизмы используются в качестве одного из изобразительных средств. "Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и явный поляк" (И. Ильф и Е. Петров). назад
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА Имеющие статус афоризмов выражения, оторвавшиеся от письменного первоисточника и получившие самостоятельную жизнь в различных контекстах (обиходно-бытовой речи, публицистике и т. д.), а также изречения, принадлежащие или приписываемые историческим лицам, политическим и общественным деятелям и т. п., например: "Муза дальних странствий" (Н. Гумилев). " Отличный у вас план, - говорю я, - точный, детальный, все в нем предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!" (В. Аксенов "Звездный билет"). назад
МОРФОЛОГИЯ Экспрессивное использование грамматических категорий(падежа, рода, одушевленности – неодушевленности) Прямое и переносное употребление форм времени глагола Экспрессивное использование форм различных частей речи Насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами СХЕМА
СИНТАКСИС Ряды однородных членов предложения Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами Экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т.п.) СХЕМА
Тест № 1 (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные люди , «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защищать свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей этих смирных людей. (3) Звон упругой стали больше не слышится нам в слове честь. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов .(5) Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) Дуэль! (7) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (8) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (9) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (10) А как же Пушкин? (11) Какая непоправимая и бессмысленная гибель... (12) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (13) Да, «невольник чести», но ведь чести! (14) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям». (15) Вот и все, что остается детям: честь и имя. ( По Д. Шеварову )
«Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как (предложение 6, 13), а также лексических - («подлец», «пошляк», «сплетник») и («честь и имя» в предложениях 14-15). («звон... стали в слове...» в предложении 3, «разряд ... силы» в предложении 7, «слово... Отливалось в свинец» в предложении 9) придают особую образность тексту Д. Шеварова». Список терминов: 1) риторический вопрос 2) лексический повтор 3) эмоционально – оценочные слова 4) гипербола 5) эпитеты 6) метафоры 7) вопросно – ответная форма изложения 8) сравнительный оборот 9) риторические восклицания
Тест № 2 ( 1)Эта – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. (2)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил ее точным, убийственным названием. (3)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS . (4)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (5)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдается, он наступает, ширится. (6)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (7)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. (8)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (9)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка углая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поет? (10)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит. (11)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот–вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского... (12)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (13)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? (14)Кто, если не мы сами?! (По Н. Галь)
« Нора Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутье переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать свое отношение к этому явлению, Н. Галь использует такой троп, как (предложения 1 и 6-7) и лексическое средство выразительности - ( «убийственный» в предложении 2, «окаянный и зловредный» в предложении 6). ( предложение 5, 7, 11) придают динамику тексту, а ( предложение 12- 14) отражают убеждение Галь в том, что каждый человек в ответе за свой родной язык». Список терминов: 1) Развернутая метафора 2) Лексический повтор 3) Эмоционально окрашенная лексика 4) Риторические вопросы 5) Ряды однородных членов 6) Гипербола 7) Анафора 8) Сравнительный оборот 9)термины
Тест № 3 (1)Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Z емфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Ши z а». (3)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «А ll игатор». (4)В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон. (5)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (6)Языковая стихия берет из окружающего мира все, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (7)Англо- и иноязычными словами в их натуральном описании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (8)Модная певица и производители автосигнализации, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (9)Расчет, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (10)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным. (11)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (12)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесен в жертву золотому тельцу. (13)Реальная жизнь приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
« («выпендреж», «раскрутка»), («языковая стихия ... Выбрасывает на берег лишнее» в предложение 6), а также («обогащается – портится» в предложении 5) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как («поверхностным, примитивным, ... банальным» в предложении 10), помогает более полно выразить позицию автора текста». Список терминов: 1)развернутая метафора 2)гипербола 3)парцелляция 4)ряд однородных членов 5)сравнительный оборот 6)контекстные антонимы 7)просторечные слова 8)вопросно – ответная форма изложения 9)диалектизмы
Ответы Тест № 1 – 9, 3, 2, 6 Тест № 2 – 1, 3, 5, 4 Тест № 3 – 7, 1, 6, 4 В меню
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС
. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...
Программа элективного курса "Твое золотое слово". Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать со...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.
Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...