Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
календарно-тематическое планирование (11 класс)
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.
Задачи курса:
- Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.
- Формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной текстовой деятельности.
- Развитие текстовой компетенции школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kurs.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» в 11 классе средней общей общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации».
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
5.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и на основании решения педагогического совета №3 от 31.08.2019 г.
6.Приказ МБОУ АСОШ от № «Об утверждении списка учебников на 2019/2020 учебный год».
7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ананьевская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края, утвержденного приказом комитета по образованию и делам молодёжи администрации Кулундинского района Алтайского края от 03.08.2015 г. № 159.
8.На основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г.
9. Годовым календарным учебным графиком МБОУ АСОШ на 2020 – 2021г
10. Учебного плана основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г
11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, учебным курсам МБОУ АСОШ
12. Авторской программы элективных курсов. Русский язык. 10 - 11 классы / сост. С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. – М.: Дрофа, 2010
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.
Задачи курса:
- Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.
- Формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной текстовой деятельности.
- Развитие текстовой компетенции школьников.
Необходимость углубленного изучения текста и текстообразования в школе вызвана активными процессами в современной науке и образовании, уделяющих большое внимание проблемам речеведения, «активной» грамматики, теории и практики языковой коммуникации. Вопросы теории и стилистики текста вошли в школьную программу изучения русского языка, но на страницах учебника представлены достаточно кратко, требуют систематизации и более обстоятельного рассмотрения.
В структуре текстовой компетенции человека выделяют три взаимных компонента:
А) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения.
Б) владение совокупностью средств связности и такое их использование, которое позволит создать текст.
В) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с нрназначением и стилистическим заданием, прагматикой текста.
Умения и навыки, необходимые для анализа или создания текста, могут быть сформированы только в процессе выполнения конкретных заданий, поэтому курс имеет прежде всего практическую направленность. По каждой рассматриваемой теме учащимся предлагаются упражнения. Практикум предполагает не комплексный, а углубленный аспектный анализ текстов разного сожержания.ю включает задания для классной и самостоятельной работы учащихся.
Структура курса отражает основные направления лингвистического анализа текста, ориентирована на рассмотрение разных его аспектов.
В структуре лингвистики текста как научной дисциплины принято выделять три общих направления: синтаксическое, семантическое и коммуникативно-прагматическое. Они акцентируют внимание на разных сторонах текста и о совокупности формируют комплексное представление о его сложности, многоаспектности, открывают разные пути анализа.
Предлагаемый курс рассчитан на 36 учебныхчасов (1 час в неделю). Он включает шесть разделов: «Понятие текста» (3ч), «Текст как произведение речи» (8ч), «Смысл текста» (4ч), «Текст как единое целое» (10ч), «Функционально-смысловые типы речи в тексте» (7ч), «Словесные образы в тексте»(4ч)
Содержание программы
1.Понятие текста (3ч)
Текст и его свойства (2ч)
Виды текстов (1ч)
2.Текст как произведение речи (8ч)
Текст и ситуация общения (1ч)
Создатель и читатель текста (2ч)
Речевые маски автора (1ч)
Повествователь, его знания и мировосприятие (1ч)
Оценка и текст (1ч)
Повествование от первого, второго и третьего лица (1ч)
«Чужая» речь в тексте (1ч)
3.Смысл текста (4ч)
Тема текста и средства ее выражения (1ч)
Средоточия смысла в тексте (1ч)
Явная и скрытая информация в тексте (1ч)
Диалог текстов (1ч)
4.Текст как единое целое (10ч)
Связность текста (1ч)
Лексические средства связи (2)
Грамматические средства связи (1ч)
Логическая связь предложений в тексте (1)
«Данное» и «новое» в тексте (1ч)
Виды связи предложений в тексте (2)
Единицы текста (2)
5.Функционально-смысловые типы речи в тексте (7ч)
Описание (3ч)
Повествование (2ч)
Рассуждение (2ч)
6.Словесные образы в тексте(4ч)
Изобразительность и выразительность речи (1ч)
Эпитет (1ч)
Сравнение (1ч)
Метафора (1ч)
Литература
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983
Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.,1981.
Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.,1992.
Пронина А.А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся. – СПб., 1998
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11кл. – М.,2006
Словари и справочники
Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М., 2002
Стилистический энциклопедический словарь русского языка /под ред. М.Н.Кожиной. – М., 2003.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата по плану | Дата фактически |
1,2 | Понятие о тексте | ||
3 | Способы выражения темы (цельность текста) | ||
4,5 | Заглавие | ||
6,7,8,9 | Начало и конец текста (рамка текста) | ||
10,11 | Ключевые (опорные) слова | ||
12,13 | Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста | ||
14,15 | Количество и характер предложений в тексте | ||
16,17 | Способы связи предложений в тексте | ||
18,19 | Средства связи предложений в тексте | ||
20,21 | Средство связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, аксюмороны, гиперонимы и т.д) | ||
22 | Местоимения и союзы в связующей функции | ||
23 | Именительный представления | ||
24 | Парцелирование конструкций | ||
25,26 | Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования | ||
27,28 | Описание. Языковые средства выражения описания | ||
29,30 | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения | ||
31,32 | Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе | ||
33,34 | Тексты различных стилей. Языковое наполнение публицистического научного стилей | ||
35 | Итоговый урок |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование проведения изменений | Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Анализ текста: теория и практика"
Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса «Анализ текста: теория и практика» Л. Д. Беднарской в 11- классе и рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....