Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
календарно-тематическое планирование (11 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.

Задачи курса:

  1. Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.
  2. Формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной текстовой деятельности.
  3. Развитие текстовой компетенции школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kurs.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка    

Рабочая программа предназначена для изучения курса «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» в 11 классе средней общей общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:                                                                                                                                                                                                                              

1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г  «Об образовании в Российской Федерации».

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

5.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и на основании решения педагогического совета №3 от  31.08.2019 г.

6.Приказ МБОУ АСОШ от     № «Об утверждении списка учебников на 2019/2020 учебный год».

7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ананьевская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края, утвержденного приказом комитета по образованию и делам молодёжи администрации Кулундинского района Алтайского края от 03.08.2015 г. № 159.

8.На основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г.

9. Годовым календарным учебным графиком МБОУ АСОШ на 2020 – 2021г

10. Учебного плана основного общего образования МБОУ АСОШ на 2020 – 2021 г

11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, учебным курсам МБОУ АСОШ

12. Авторской программы  элективных курсов. Русский язык. 10 - 11 классы   / сост. С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. – М.: Дрофа, 2010                                    

  Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.

Задачи курса:

  1. Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.
  2. Формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной текстовой деятельности.
  3. Развитие текстовой компетенции школьников.

Необходимость углубленного изучения текста и текстообразования в школе вызвана активными процессами в современной науке и образовании, уделяющих большое внимание проблемам речеведения, «активной» грамматики, теории и практики языковой коммуникации. Вопросы теории и стилистики текста вошли в школьную программу изучения русского языка, но на страницах учебника представлены достаточно кратко, требуют систематизации и более обстоятельного рассмотрения.

 В структуре текстовой компетенции человека выделяют три взаимных компонента:

А) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения.

Б) владение совокупностью средств связности и такое их использование, которое позволит создать текст.

В) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с нрназначением и стилистическим заданием, прагматикой текста.

Умения и навыки, необходимые для анализа или создания текста, могут быть сформированы только в процессе выполнения конкретных заданий, поэтому курс имеет прежде всего практическую направленность. По каждой рассматриваемой теме учащимся предлагаются упражнения. Практикум предполагает не комплексный, а углубленный аспектный анализ текстов разного сожержания.ю включает задания для классной и самостоятельной работы учащихся.

Структура курса отражает основные направления лингвистического анализа текста, ориентирована на рассмотрение разных его аспектов.

 В структуре лингвистики текста как научной дисциплины принято выделять три общих направления: синтаксическое, семантическое и коммуникативно-прагматическое. Они акцентируют внимание на разных сторонах текста и о совокупности формируют комплексное представление о его сложности, многоаспектности, открывают разные пути анализа.

 Предлагаемый курс рассчитан на 36 учебныхчасов (1 час в неделю). Он включает шесть разделов: «Понятие текста» (3ч), «Текст как произведение речи» (8ч), «Смысл текста» (4ч), «Текст как единое целое» (10ч), «Функционально-смысловые типы речи в тексте» (7ч),  «Словесные образы в тексте»(4ч)

Содержание программы

1.Понятие текста (3ч)

Текст и его свойства (2ч)

Виды текстов (1ч)

2.Текст как произведение речи  (8ч)

Текст и ситуация общения (1ч)

Создатель и читатель текста (2ч)

Речевые маски автора (1ч)

Повествователь, его знания и мировосприятие (1ч)

Оценка и текст (1ч)

Повествование от первого, второго и третьего лица (1ч)

«Чужая» речь в тексте (1ч)

            3.Смысл текста (4ч)

            Тема  текста и средства ее выражения (1ч)

            Средоточия смысла в тексте (1ч)

            Явная и скрытая информация в тексте (1ч)

            Диалог текстов (1ч)

4.Текст как единое целое (10ч)

Связность текста (1ч)

Лексические средства связи (2)

Грамматические средства связи (1ч)

Логическая связь предложений в тексте (1)

«Данное» и «новое» в тексте (1ч)

Виды связи предложений в тексте (2)

Единицы текста (2)

5.Функционально-смысловые типы речи в тексте (7ч)  

Описание (3ч)

Повествование (2ч)

Рассуждение (2ч)

6.Словесные образы в тексте(4ч)

Изобразительность и выразительность речи (1ч)

Эпитет (1ч)

Сравнение (1ч)

Метафора (1ч)

Литература

                                                                                                 

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983

Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.,1981.

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.,1992.

Пронина А.А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся. – СПб., 1998

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11кл. – М.,2006

Словари и справочники

Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М., 2002

Стилистический энциклопедический словарь русского языка /под ред. М.Н.Кожиной. – М., 2003.

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата по плану

Дата фактически

1,2

Понятие о тексте

3

Способы выражения темы (цельность текста)

4,5

Заглавие

6,7,8,9

Начало и конец текста (рамка текста)

10,11

Ключевые (опорные) слова

12,13

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста

14,15

Количество и характер предложений в тексте

16,17

Способы связи предложений в тексте

18,19

Средства связи предложений в тексте

20,21

Средство связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, аксюмороны, гиперонимы и т.д)

22

Местоимения и союзы в связующей функции

23

Именительный представления

24

Парцелирование конструкций

25,26

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования

27,28

Описание. Языковые средства выражения описания

29,30

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

31,32

Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе

33,34

Тексты различных стилей. Языковое наполнение публицистического научного стилей

35

Итоговый урок

                                                                                                                                                                             

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Обоснование проведения изменений

Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Анализ текста: теория и практика"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Анализ текста: теория и практика»  Л. Д. Беднарской в 11- классе и рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....