Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание в рамках уроков русского языка".
методическая разработка по русскому языку
В данной статье рассматривается понятие "духовно-нравственное воспитание", а также приводятся примеры того, как органично и естественно можно включить такое воспитание в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dn_na_rya.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Духовно- нравственное воспитание в рамках уроков русского языка».
Автор: Арутюнян Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 61 г.Краснодара, 2020 г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В Законе РФ об образовании среди основных принципов есть следующий пункт: «Акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям». В одном из своих выступлений В.В Путин отметил: «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным». Таким образом, понимание правильного отношения к себе и окружающему миру становится важной составляющей частью учебного процесса. Соответственно, духовно-нравственное воспитание должно быть включено в программу обучения. Как это сделать органично, естественно и логично?
В своей статье я хочу предложить одну из моделей работы в этой области. Но прежде всего необходимо разобраться, что же мы будем понимать под духовно-нравственным воспитанием школьника. Здесь будет уместно обращение к этимологии. Духовность - от слова «духъ», общеславянское существительное, означающее «разум», «истинный смысл». Духовность противопоставляется материальному миру и ставит на первое место такие ценности, как знание, любовь, милосердие, творчество преобразование. В праязыке слова «дух» и «дышать» были из одного словарного гнезда, это значит, что наши предки понимали, что без духовности нет жизни.
Нравственность – понятие, появившееся позже. Древнерусское слово «нъравъ» означает стремление к добродетели. То есть слово «нравственность» прежде всего базируется на различении понятий «добра» и «зла». Современные словари связывают этот термин с моралью, нормой поведения, этикой, а также честностью, добротой, благородством.
Связывая два понятия «духовность» и «нравственность» мы получаем разум, стремящийся к добродетели, познанию, добру, бескорыстности. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание школьника так важно в современном мире.
Стоит ли говорить об обесценивании сегодня доброты, сочувствия, разума, в мире культивации индивидуализма и эгоизма? Учитель имеет доступ к умам и сердцам своих учеников, именно поэтому важно включать в содержание урока духовно-нравственную составляющую. Особенность русского языка в том, что с каждой новой линейкой учебников усиливается текстоцентрический подход к изучению языка. Такая методика вполне может впитать в себя тот посыл, который так важен в нашем случае.
Пример 1. Повторяя в конце 5 класса пройденные темы можно поработать со следующим текстом.
Однажды мудрец разговаривал с внуком о плохих и хороших людях.
Он объяснил мальчику, что плохих людей не бывает, что в каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков.
Мальчик задумался, а потом спросил: «Какой же волк побеждает в конце?»
Мудрец ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
В данном тексте мы работаем с правилами: однородные члены предложений, знаки препинания при прямой речи, правописание окончаний глаголов.
Задания могут быть следующими: 1) подчеркните однородные члены предложения, какими частями речи они выражены; 2) найдите предложения с прямой речью; поменяйте местами слова автора и прямую речь, изменятся ли знаки препинания; 3) найдите сравнение в тексте; найдите антонимы в тексте; 4) найдите в тексте глагол 2 лица единственного числа, к какому спряжению он относится.
После работы над орфографией и пунктуацией можно переходить к разбору содержания притчи. Для продуктивной работы в области духовно-нравственного воспитания нужно задать наводящие вопросы ученикам, которые помогут разобраться в содержании и сделать правильные выводы: 1) что олицетворяют волки в данной притче? (две стороны человеческой натуры); 2) найдите в тексте, какими признаками будут обладать эти две стороны ( доброта, отзывчивость…- зло, эгоизм, разрушение…); 3) какого волка, на ваш взгляд, нужно кормить, почему? Сформулируйте свои мысли в виде развёрнутого высказывания.
Такая форма работы позволяет не только повторить орфографию и пунктуацию, но задуматься над тем, как важно воспитывать в себе положительные черты характера, помнить о том, что нравственный выбор всегда за человеком.
Пример 2. Можно предложить словарную работу на объяснение орфограмм в словах, совместив это с познанием духовно-нравственных понятий: совестливость (непроизносимый согласный), бесчестие (правописание приставок), истина (правописание безударной гласной в корне), счастье (правописание словарных слов), человечность (-чн-), фальшь ( правописание существительных 3 склонения), правдивый (правописание безударной гласной в корне), нравственность (правописание суффикса –енн- в прилагательных), познавать (правописание приставки, правописание безударной гласной в корне), доброжелательность (правописание сложных слов) и т.д. Можно предложить распределить эти слова в две группы и попросить объяснить, по какому принципу ученик их разделил. В словарной работе важно обратить внимание не только на правила написания слов, орфограммы, но и на значение этих слов. Для проведения лексической работы будут уместны словари. При работе на уроке, включающей в себя духовно-нравственный аспект, важно уделить внимание устным высказываниям учеников, объяснению понятий, подведению итогов. Тем более это становится актуальным при введении собеседования в 9 классе.
Текстоцентрический принцип построения обучения по русскому языку открывает широкие возможности по введению духовно-нравственных основ в курс этого предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе
Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...
Статья. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Мо...
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАМКАХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Одним из способов повышения эффективности коррекционного образовательного процесса является использование современных информационных технологий. Ведь умелая и грамотная организация учебно-воспитательн...
Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...