Статья. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (6, 7 класс)
Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Моральная основа – это тот этап, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться.
Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства.
Слово всегда играло большую роль в нравственном воспитании школьников. Нравственность должна пронизывать всю жизнь и деятельность ученика, включая в процесс обучения – урок, и внеурочную работу по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennosti_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Моральная основа – это тот этап, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться.
Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства.
Слово всегда играло большую роль в нравственном воспитании школьников. Нравственность должна пронизывать всю жизнь и деятельность ученика, включая в процесс обучения – урок, и внеурочную работу по предмету.
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Самым важным в работе остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определенным языковым явлениям, но и над смыслом, который несет предложенный текст. Иллюстрированный материал должен иметь личностную направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика.
Общаясь со школьниками определенного возраста, надо всегда чувствовать, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников и шестиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты ; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира. Они часто ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации. Уберечь ребят от этого – одна из задач учителя.
На уроке обобщающего повторения по теме «Местоимения», можно рассмотреть некоторые произведения и сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», например : «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем понять их смысл.
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит :
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня !
- А что для этого надо делать ? – спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис.
Может, с этого и начинается дружба ? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга ?
А теперь вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора : Ты навсегда в ответе за всех кого приручил.
Все начинается с личного местоимения, т.е. лично твоей ответственности. Местоимение ВСЕХ прямо указывает на других людей, близких к тебе, а относительное местоимение соединяет две мысли : о тебе и о твоих друзьях.
В рассказе прозвучало еще одно местоимение – НЕКОТОРЫЕ .
«Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».
Кто эти люди ? Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем. А кто скажет, почему здесь употреблено именно это неопределенное местоимение ? Для того чтобы никого конкретно не обидеть. Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость.
Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из них. Составляется «Словарь дружбы». Терпение, уважение, сострадание, такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.
Такие слова обязательно нужно научиться сердцем !
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и проступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и постараемся помочь им обратить внимание на свое поведение.
Объясним в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека. Все эти понятия можно раскрывать на примере сказки «Маленький принц» и при изучении темы «Глагол».
На уроках русского языка при изучении тем «Прямая речь» и «Диалог» можно ответить на вопрос : «Что такое речевой этикет?» Воспитанием вежливости культуры речевого поведения нужно заниматься на уроках русского языка. Потому что родное слово воспитывает школьников, развивает в них добрые, нравственные качества. Ребятам давно известны «волшебные» слова и употребление этих слов не вызывает никаких трудностей. Но одно дело – знать, другое – уметь пользоваться, обращаться к этой лексике.
В решении этой важной и сложной задачи помогут средства зрительной и слуховой наглядности, в частности транспаранты. Например : можно рассмотреть варианты телефонного разговора.
Уроки русского языка также располагают определенными возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся :
- формировать у детей любовь и преданность Родине ;
- развивать у них любовь и уважение к народу, к героическому прошлому нашей Родины ;
- воспитывать любовь к русскому языку как родному ;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе ;
- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее.
Обогащение словарного запаса школьников общественно-политической лексикой расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины.
Какими же методическими средствами располагают уроки русского языка для работы в этом плане ?
Огромное значение для воспитания патриотизма имеет дидактический материал. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к общественно- политическим явлениям жизни нашей страны. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Анализируя тексты на темы, отражающие общественно-политическую жизнь страны, ученики овладевают соответствующей лексикой и усваивают форму выражения мыслей, связанных с темой любви к Родине.
Неоценимым средством воспитания любви к России являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение и анализ изложений и сочинений на данные темы.
Особое значение для воспитания гордости за нашу Родину имеют тексты о защите Отечества. Из этих текстов ученики не только узнают о подвиге народа в Великой Отечественной войне, но и в силу эмоционального их воздействия проникаются мыслью о том, что защита Отечества – первейшая обязанность гражданина.
Так семиклассникам можно предложить изложение с элементом сочинения и сочинение-описание местности (города, улицы), где могут быть выбраны разные темы патриотического звучания. Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе, сочинение на морально-этическую тему и сочинение о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Все они предполагают раскрытие разных сторон патриотизма, преданности Родине.
Подготовка к высказываниям, основанных на восприятии картин о событиях Великой Отечественной войны, предоставляет широкие возможности для военно-патриотического воспитания школьников, раскрытия перед ними героических страниц Великой Отечественной войны. Формирования чувства долга будущих защитников Родины, свобода и независимость которой завоеваны ценой жизни более двадцати миллионов людей.
Заинтересованные устные высказывания учащихся на уроках, их сочинения, отличающиеся оригинальным подходом к раскрытию темы и реализации замысла свидетельствуют, что такая подготовка перед сочинением не только обогащает знания школьников о героических страницах Великой Отечественной войны, но и воздействует на их чувства, позволяет учителю достичь органического единства обучения и воспитания на уроках развития связной речи.
Пути повышения интереса к учебному труду на уроках русского языка многообразны. Педагогическая теория и опыт школы связывают их как с отбором дидактического материала, так и со всеми сторонами учебного процесса с содержательными, методическими и организационными формами воздействия на учащихся. Здесь и проблемный подход к изучению теоретических основ курса, и активные формы повторения и закрепления, и многообразные средства активизации класса, и пути связи обучения с жизнью, и игровые способы запоминания, и разнообразие творческих работ и многое-многое другое. Любовь к труду может быть воспитана только в атмосфере положительных эмоций от реальных форм труда на уроке.
Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя – развить важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.
Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
К.Г.Паустовский замечал : «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
Помогая человеку почувствовать красоту природы, русская литература дает ему «самую чистую радость» - любовь к Родине. Значит, задача школы – формировать эстетическое чувство, научить детей постигать любовь к природе через язык художественных произведений, выражать ее в сочинениях, искать для этого выражения наиболее точные слова и их сочетания. Так воспитание должно сливаться с учебой.
Природа сложна. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально к этому готовить и упражнять, иначе они останутся глухи к природе. Учитель должен воспитывать воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постигать тайны цвета, освещения, звука, формы.
Кроме знания природы, умения понимать ее, эстетически воспринимать ее, уроки родного языка должны научить школьников бережно относиться к природе. Если они проникнутся настоящей любовью к природе, они никогда не станут уничтожать редкие деревья, опустошать водоемы, загрязнять воздух, истреблять диких зверей и птиц.
Эстетическое чувство – одно из важнейших чувств человека, отражающее его духовную потребность в прекрасном и характеризующее человека как личность. Неразвитость эстетического чувства замедляет формирование интеллекта, моральных качеств. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым разностороннюю личность.
Эстетическое чувство, как известно, проявляется в виде восхищения, наслаждения прекрасным в природе, в человеке, в искусстве.
Русский язык как предмет изучения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство.
С прекрасным в окружающей действительности и искусстве школьники встречаются на уроках русского языка при чтении текстов художественных произведений, при изучении конкретных разделов курса, во время работ по развитию связной речи : дети учатся описывать природу, человека ( его внешность и духовный мир ), пишут о произведениях изобразительного искусства. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, человеку, искусству.
В учебниках русского языка имеется материал для эстетического воспитания : сведение о богатстве русского языка, образцовые в языковом отношении тексты и задания к ним, направляющие детей на их выразительные и изобразительные качества, тексты с языковыми ошибками и речевыми недочетами, работа по исправлению которых непосредственно формирует эстетический вкус учащихся, нормативность их речи.
В процессе изучения языка внимание учащихся постоянно привлекалось к тем его свойствам, которые вызывают чувства прекрасного : в фонетике – звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, в лексике – неисчерпаемый запас слов ; богатство и разнообразие синонимов, антонимов ; в словообразовании – богатство словообразовательных средств ; в морфологии – богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями ; в синтаксисе – разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли. При изучении стилистики и в процессе развития связной речи внимание учащихся обращалось на уместность употребления языковых средств в зависимости от конкретной речевой ситуации.
Осознание богатства языковых единиц происходит постепенно. От класса к классу, по мере изучения нового программного материала.
Следует постоянно напоминать учащимся, что только владение богатствами языка рождают богатую, выразительную речь, способную вызывать эстетическое чувство ( чувство прекрасного )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы....
«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»
В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...