Статья. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (6, 7 класс)

Полозова Людмила Николаевна

     Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения.  Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Моральная основа – это тот этап, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться.

     Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства.

     Слово всегда играло большую роль в нравственном воспитании школьников. Нравственность должна пронизывать всю жизнь и деятельность ученика, включая в процесс обучения – урок, и внеурочную работу по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

j0299125ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

     Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения.  Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Моральная основа – это тот этап, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться.

     Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства.

     Слово всегда играло большую роль в нравственном воспитании школьников. Нравственность должна пронизывать всю жизнь и деятельность ученика, включая в процесс обучения – урок, и внеурочную работу по предмету.

     Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Самым важным в работе остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определенным языковым явлениям, но и над смыслом, который несет предложенный текст. Иллюстрированный материал должен иметь личностную направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика.

     Общаясь со школьниками определенного возраста, надо всегда чувствовать, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.  В среде пятиклассников и шестиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты ; способность их к самопознанию и постижению окружающего j0301252мира. Они часто ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации. Уберечь ребят от этого – одна из задач учителя.

     На уроке обобщающего повторения по теме «Местоимения», можно рассмотреть некоторые произведения и сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», например : «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем понять их смысл.

     Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит :

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня !

- А что для этого надо делать ? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис.

     Может, с этого и начинается дружба ? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга ?

     А теперь вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора : Ты навсегда в ответе за всех кого приручил.

     Все начинается с личного местоимения, т.е. лично твоей ответственности. Местоимение ВСЕХ прямо указывает на других людей, близких к тебе, а относительное местоимение соединяет две мысли : о тебе и о твоих друзьях.

     В рассказе прозвучало еще одно местоимение – НЕКОТОРЫЕ .

«Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

     Кто эти люди ? Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем. А кто скажет, почему здесь употреблено именно это неопределенное местоимение ? Для того чтобы никого конкретно не обидеть. Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость.

     Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из них. Составляется «Словарь дружбы». Терпение, уважение, сострадание, такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.

     Такие слова обязательно нужно научиться сердцем !

     Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и проступкам товарищей, наперебой j0301252осуждают друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и постараемся помочь им обратить внимание на свое поведение.

     Объясним в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека. Все эти понятия можно раскрывать на примере сказки «Маленький принц» и при изучении темы «Глагол».

     На уроках русского языка при изучении тем «Прямая речь» и «Диалог» можно ответить на вопрос : «Что такое речевой этикет?» Воспитанием вежливости культуры речевого поведения нужно заниматься на уроках русского языка. Потому что родное слово воспитывает школьников, развивает в них добрые, нравственные качества. Ребятам давно известны «волшебные» слова и употребление этих слов не вызывает никаких трудностей. Но одно дело – знать, другое – уметь пользоваться, обращаться к этой лексике.

     В решении этой важной и сложной задачи помогут средства зрительной и слуховой наглядности, в частности транспаранты. Например : можно рассмотреть варианты телефонного разговора.

     Уроки русского языка также располагают определенными возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся :

  • формировать у детей любовь и преданность Родине ;
  • развивать у них любовь и уважение к народу, к героическому прошлому нашей Родины ;
  • воспитывать любовь к русскому языку как родному ;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе ;
  • формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее.

     Обогащение словарного запаса школьников общественно-политической лексикой расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины.

     Какими же методическими средствами располагают уроки русского языка для работы в этом плане ?

     Огромное значение для воспитания патриотизма имеет дидактический материал. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к j0301252общественно- политическим явлениям жизни нашей страны. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Анализируя тексты на темы, отражающие общественно-политическую жизнь страны, ученики овладевают соответствующей лексикой и усваивают форму выражения мыслей, связанных с темой любви к Родине.

     Неоценимым средством воспитания любви к России являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение и анализ изложений и сочинений на данные темы.

     Особое значение для воспитания гордости за нашу Родину имеют тексты о защите Отечества. Из этих текстов ученики не только узнают о подвиге народа в Великой Отечественной войне, но и в силу эмоционального их воздействия проникаются мыслью о том, что защита Отечества – первейшая обязанность гражданина.

     Так семиклассникам можно предложить изложение с элементом сочинения и сочинение-описание местности (города, улицы), где могут быть выбраны разные темы патриотического звучания. Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе, сочинение на морально-этическую тему и сочинение о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Все они предполагают раскрытие разных сторон патриотизма, преданности Родине.

     Подготовка к высказываниям, основанных на восприятии картин о событиях Великой Отечественной войны, предоставляет широкие возможности для военно-патриотического воспитания школьников, раскрытия перед ними героических страниц Великой Отечественной войны. Формирования чувства долга будущих защитников Родины, свобода и независимость которой завоеваны ценой жизни более двадцати миллионов людей.

     Заинтересованные устные высказывания учащихся на уроках, их сочинения, отличающиеся оригинальным подходом к раскрытию темы и реализации замысла свидетельствуют, что такая подготовка перед сочинением не только обогащает знания школьников о героических страницах Великой Отечественной войны, но и воздействует на их чувства, позволяет учителю достичь органического единства обучения и воспитания на уроках развития связной речи.

j0301252     Пути повышения интереса к учебному труду на уроках русского языка многообразны. Педагогическая теория и опыт школы связывают их как с отбором дидактического материала, так и со всеми сторонами учебного процесса с содержательными, методическими и организационными формами воздействия на учащихся. Здесь и проблемный подход к изучению теоретических основ курса, и активные формы повторения и закрепления, и многообразные средства активизации класса, и пути связи обучения с жизнью, и игровые способы запоминания, и разнообразие творческих работ и многое-многое другое. Любовь к труду может быть воспитана только в атмосфере положительных эмоций от реальных форм труда на уроке.

     Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя – развить важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из  проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.

     Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

     К.Г.Паустовский замечал : «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

     Помогая человеку почувствовать красоту природы, русская литература дает ему «самую чистую радость» - любовь к Родине. Значит, задача школы – формировать эстетическое чувство, научить детей постигать любовь к природе через язык художественных произведений, выражать ее в сочинениях, искать для этого выражения наиболее точные слова и их сочетания. Так воспитание должно сливаться с учебой.

     Природа сложна. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально к этому готовить и упражнять, иначе они останутся глухи к природе. Учитель должен воспитывать воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постигать тайны цвета, освещения, звука, формы.

j0301252     Кроме знания природы, умения понимать ее, эстетически воспринимать ее, уроки родного языка должны научить школьников бережно относиться к природе. Если они проникнутся настоящей любовью к природе, они никогда не станут уничтожать редкие деревья, опустошать водоемы, загрязнять воздух, истреблять диких зверей и птиц.

     Эстетическое чувство – одно из важнейших чувств человека, отражающее его духовную потребность в прекрасном и характеризующее человека как личность. Неразвитость эстетического чувства замедляет формирование интеллекта, моральных качеств. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым разностороннюю личность.

     Эстетическое чувство, как известно, проявляется в виде восхищения, наслаждения прекрасным в природе, в человеке, в искусстве.

     Русский язык как предмет изучения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство.

     С прекрасным в окружающей действительности и искусстве школьники встречаются на уроках русского языка при чтении текстов художественных произведений, при изучении конкретных разделов курса, во время работ по развитию связной речи : дети учатся описывать природу, человека ( его внешность и духовный мир ), пишут о произведениях изобразительного искусства. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, человеку, искусству.

     В учебниках русского языка имеется материал для эстетического воспитания : сведение о богатстве русского языка, образцовые в языковом отношении тексты и задания к ним, направляющие детей на их выразительные и изобразительные качества, тексты с языковыми ошибками и речевыми недочетами, работа по исправлению которых непосредственно формирует эстетический вкус учащихся, нормативность их речи.

     В процессе изучения языка внимание  учащихся постоянно привлекалось к тем его свойствам, которые вызывают чувства j0301252прекрасного : в фонетике – звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, в лексике – неисчерпаемый запас слов ; богатство и разнообразие синонимов, антонимов ; в словообразовании – богатство словообразовательных средств ; в морфологии – богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями ; в синтаксисе – разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли. При изучении стилистики и в процессе развития связной речи внимание учащихся обращалось на уместность употребления языковых средств в зависимости от конкретной речевой ситуации.

     Осознание богатства языковых единиц происходит постепенно. От класса к классу, по мере изучения нового программного материала.

     Следует постоянно напоминать учащимся, что только владение богатствами языка рождают богатую, выразительную речь, способную вызывать эстетическое чувство ( чувство прекрасного )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы....

«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»

В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...