Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
статья
Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание РМО учителей русского языка и литературы Яшалтинского района Республики Калмыкия
Тема: «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»
Доклад на тему:
«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
Подготовила:
Казначеева Н. А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Манычская СОШ»
с. Эсто-Алтай, 10 марта 2023 г.
Сегодня в школе все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса, сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности школьника.
Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.
Результат внедрения проектной технологии – инновационно -развивающая среда, которая предусматривает:
- мотивацию учебной деятельности учащихся;
- проблемно-креативную направленность;
- интерактивную организацию деятельности учащихся;
-приобретение учащимися знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения;
С помощью внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс можно научить учеников:
- выявлять и определять проблемы;
- проводить их анализ и находить пути их решения;
- развивать умение искать и работать с информацией;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Проекты по праву относятся к числу нетрадиционных технологий обучения, поскольку они способны обеспечить (слайд 2):
- активность даже тех учеников, которые, как правило, предпочитают молчание;
- раскрытие учащимися своих способностей, формирует у них уверенность в себе;
- комфортность обучения для учащихся, поскольку они перестают бояться негативной оценки;
- совершенствование коммуникативных навыков учащихся, поскольку это позволяет им больше высказываться;
- развитие у учащихся ряда способностей (совместного принятия решений, избежать конфликтов и т.п.);
- развитие творческого мышления, не просто воспроизведения усвоенных знаний, но и использование их в практически-ориентированной деятельности.
Основными принципами проектного обучения являются (слайд 3):
- добровольность выбора вида деятельности каждым школьником;
-учет интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы учащихся;
- доведение работы до логического конца;
- формирование основ культуры труда, качественное изготовление и эстетическое оформление объектов;
- полезная значимость выполненных проектов.
Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской деятельностью школьников, но по ряду признаков она отличается тем, что: во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью всестороннее тематическое исследование проблемы и разработку конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа над проектом предполагает, прежде всего, получение практического результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учитель русского языка и литературы в работе сталкивается с серьёзными проблемами, среди которых можно выделить следующие (слайд 4):
-учащиеся относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- мысли у них недостаточно развит навык работы с информационными источниками;
- чрезмерно увлекаясь интерне -ресурсами, «скачивают» информацию, не анализируя;
- словарный состав катастрофически снижается, как следствие возникают затруднения с умением грамотно формулировать.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов[1], которые возможно использовать на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский (слайд 5).
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты распределяются и по продолжительности (слайд 6).
Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи». Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).
Годичные проекты по русскому языку, литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Работа над проектом включают в себя несколько этапов: начальный, основной и заключительный (слайды 7- 8).
Для реализации метода проекта на всех его этапах используются информационно-коммуникационные технологии (слайд 9).
В своей педагогической деятельности работу по организации проектной и исследовательской деятельности провожу в разных возрастных группах от 5 до 11 класса. Это информационные, ролевые, практико-ориентированные и исследовательские проекты.
Проекты в 5 классе: «Ты и твоё имя», «Русские народные сказки», «Басни И. А. Крылова». Проекты в 6 классе: «Значение фразеологизмов», «Из истории одного из праздников».
При изучении произведений о Великой Отечественной войне в 8 классе учащиеся выполняют проекты: «Стихи и песни, приближавшие Победу», «Великая Отечественная война в истории семьи». Учебный проект, который выполняют обучающиеся, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", после изучения рассказа Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история"; по русскому языку коллективный проект «Буква Ё- неотъемлемая часть русского языка». (слайд 10) В 9 классе учащимся предлагаю создание коллективного иллюстрированного сборника рефератов на тему «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века». Для обучающихся 10 класса после изучения произведений Александра Николаевича Островского в этом году был предложен проект, посвященный 200-летию со дня рождения писателя. Ребята создавали рисунки-иллюстрации, писали аннотацию, в которой кратко давали описание эпизоду. (слайд 11) В прошлом году обучающиеся выполняли проект «Буктрейлер» в номинации «Нестареющая классика» к роману -эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.(слайд 12) Материалы, собранные в ходе проектных и исследовательских работ, используются для конкурсов на муниципальном и региональном уровнях.
Участие в проектной и исследовательской деятельности станет эффективным средством повышения мотивации на уроках русского языка литературы, будет способствовать формированию и воспитанию личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-113134-1362068970.jpg)
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-260289-1369766707.jpg)
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся
Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности , что позволяет уроки сделать более интересными и продуктивными....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-1298704-1607972025.jpg)
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-500659-1490040548.jpg)
Межпредметная интеграция как условие развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС.
выступление на конкурсе "Учитель года 2022"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886847-1485872882.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»
Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-544005-1701959384.jpg)
Методическая разработка презентации "«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Презентация к семинару-практикуму «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-432754-1440928945.jpg)
Презентация "Использование приёма «Облако слов»на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад
Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегам...