Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Якуничева Елена Александровна

Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt.d-st_5_kl.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке учебных проектов

в рамках урока русского языка в 5 классе

Елена Александровна Якуничева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево Смоленской обл.

Новый образовательный стандарт, определяющий правила работы любой школы, делает подготовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. Поэтому обучающимся важно понимать, что это такое, для чего и как можно сделать свой проект.

Условия современной жизни диктуют жесткие требования к молодому человеку, такие как мобильность – способность быстро адаптироваться к новым условиям; коммуникабельность и активность; способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить эти способности, школьникам, помимо личностных качеств, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умение решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Работая над проектами в школе, обучающиеся будут лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем.

Теперь выясним, какие особенности имеет учебный проект и как над ним работать.

Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта проблему.

Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то, что обучающиеся должны создать в результате своей работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели. Поэтому проектный продукт является обязательной частью проекта. Но не только это отличает проект от других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, таких  как  доклад, реферат, исследовательская работа и т.п. Особенностью проекта является также соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой исследовательской деятельности человека: проблемная ситуация – определение проблемы – поиск способов решения проблемы – получение продукта (решение проблемы). Прохождение этих этапов в ходе работы и является свидетельством выполнения проекта.

К сожалению, иногда мы, педагоги, основное внимание уделяем именно проектному продукту. А ведь обучение ребят последовательности   основных этапов проектной деятельности и есть наша основная задача.

Проекты бывают как индивидуальные, так и групповые. И вот здесь мы сталкиваемся с еще одним подводным камнем: ребята зачастую не умеют работать в группах. Этому тоже нужно учить. Нельзя просто разделить учеников на группы. На первоначальном этапе иногда необходимо помочь распределить роли в группе, учитывая индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения между собой, ненавязчиво проконтролировать  работу на всех этапах.

Приведу несколько примеров работы над проектами на уроках русского языка в 5 классе. Моделировать деятельность учащихся мне помогает пособие А.Г. Нарушевича и И.В. Голубевой «Русский язык. 5 класс. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты». В процессе изучения темы «Лексика» предлагаю обучающимся 2 проекта. Важно, чтобы темы проектов были интересны ребятам. Первый проект – индивидуальный – «Я и мое имя». На первом этапе работы каждый ученик заполняет вот такой лист:

Проект «Я и мое имя»

Цель проекта  -  

(Над каким вопросом вы будете работать, какого  результата   вы хотели бы достичь)

Задачи -  

(Это конкретные шаги на пути к достижению цели)

Планируемый результат

(Рукописный или печатный сборник, компьютерная презентация)

Планирование работы

  • Совместно с учителем и одноклассниками определите продолжительность работы над проектом.
  • Определите, будете ли вы работать самостоятельно или по группам
  • Разработайте план описания имени. Например,
  1. Значение имени
  2. Происхождение
  3. Мое имя в истории культуры
  • Решите, нужно ли использовать в сборнике  (на слайде) иллюстрации
  • Продумайте, где вы будете искать информацию( в интернете, этимологических словарях, справочниках и т.п.)
  • Разбейте работу на этапы, определите работу на каждом этапе
  • Подготовьте план работы над проектом

Лист планирования

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы вместе определяем цель работы, задачи, планируемый продукт, сроки, обсуждаем этапы выполнения проекта. Дома ребята самостоятельно заполняют лист планирования. Далее организую индивидуальные консультации.

В конце работы обучающиеся представляют проектные продукты (рукописные или печатные сборники, презентации). Очень важен этап рефлексии, в ходе которого пятиклассники оценивают свои успехи, выявляют недостатки. Это обеспечит успешность выполнения последующих проектов.

Через некоторое время предлагаю групповой проект «Составление паспорта слова».  В ходе реализации этого проекта обучающимся необходимы не только навыки проектно-исследовательской деятельности,  но и навыки работы в группе. Такая работа обеспечивает формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

На первом этапе традиционно заполняем лист планирования проекта.

Проект «Словарь одного слова» («Паспорт одного слова»)

Цель проекта  -

(Над каким вопросом вы будете работать, какого  результата   вы хотели бы достичь)

Задачи -  

(Это конкретные шаги на пути к достижению цели)

Планируемый результат

Мини-словарь или компьютерная презентация

Планирование работы

  • Совместно с учителем и одноклассниками определите продолжительность работы над проектом.
  • Разбейтесь на группы и решите, за создание какой страницы будет отвечать каждый
  • Разработайте план описания слова. Например,

Энциклопедическая страница

Сопоставьте информацию о данном предмете в различных энциклопедических словарях и справочниках

Лексикографическая страница

Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка

Этимологическая страница

Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам

Фразеологическая страничка

Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово

Словообразовательная страница

Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знаний относятся

Искусствоведческая страничка

Здесь могут быть представлены литературные произведения, произведения живописи или музыки, в которых важную роль играет образ обозначаемого данным словом предмета

  • Решите, нужно ли использовать в сборнике  (на слайдах) иллюстрации
  • Продумайте, где вы будете искать информацию ( в интернете,   словарях, справочниках и т.п.)
  • Разбейте работу на этапы, определите работу на каждом этапе
  • Подготовьте план работы над проектом

Лист планирования

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Далее выполняем проекты в соответствии с составленным планом. Учитель организует индивидуальные и групповые консультации, при необходимости помогает с поиском литературы. В групповом проекте важно наладить сотрудничество между обучающимися, смоделировать деятельность пятиклассников так, чтобы проектный продукт получился единым и однородным.

        В заключение еще раз обозначу те направления деятельности,  в рамках которых происходит работа над проектами: «учимся решать проблемы», «учимся работать с информацией», «учимся работать вместе».

        

Литература

  1. Проектно-исследовательская деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие./ Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013
  2. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 5 класс : пособие для учащихся образоват. организаций / А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева. – Москва: Просвещение, 2013

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Анализ опыта работы по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка

Презентация по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка....

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Спосо...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....

Учебно-дидактический материал к уроку русского языка 7 класс "Причастный оборот" (+рабочие листы)

Учебно-методический материал предназначен для учителей русскогоязыка, а также для тех, кто хочет углубить знания в области русскойграмматики. Причастный оборот – это конструкция, состоящая ...