Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
статья по русскому языку на тему
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ воспитание духовности уходит на второй план. Поэтому предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литература, как нельзя лучше способствуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В статье рассматривается несколько примеров подобной работы в разных темах из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
В современном мире все возрастающих информационных технологий и потребностей человечество меньше и меньше придает значение таким понятиям, как духовность и нравственность. Между тем в обществе повышается напряженность и нагнетается агрессия. Цивилизация «погрязла» в «вещном» мире, в котором духовные ценности постепенно уходят на второй план. Только в последнее время такие устаревшие слова, как «милосердие», «сострадание», «благодеяние», «альтруизм», «добродетель», «раскаяние», вошли опять в разряд неологизмов, «вернувшись» в общество. Мы стали больше внимания уделять нравственности и духовности. В этом возникла величайшая потребность, ведь ждать больше нельзя! Как сказал бы М.Ю. Лермонтов, «Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее иль пусто, иль темно…» Поэтому начинать нужно с нашего будущего – с наших детей.
Как быть школьнику, если в его жизнь, а главное – в сознание, проникла глобальная компьютеризация? Книгам почти нет места. Да и общество больше диктует задачи интеллектуального развития, а не духовного. «Воспитав человека интеллектуально, на воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» [1]. Вопрос духовно-нравственного воспитания стал настолько важным, что это нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье №2 Закона РФ говорится: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…». Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности. Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребенке Человека.и
Поэтому, несомненно, школе, особенно предметам гуманитарного цикла, отводится важнейшее место в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Уроки русского языка и литературы как нельзя лучше этому способствуют. Изучая в 7 классе тему «Союз», важно говорить с детьми не только о значении служебной части речи, но и о других значениях многозначного слова. Интересно высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться"[2]. Проанализировав данное высказывание, мы с обучающимися работаем с предложениями из поэтических строк М.Ю. Лермонтова и из произведения А.П. Платонова «Юшка», где ученики, найдя союзы, определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия. Подчинительные союзы используют принцип подчинения. Хорошо задать проблемный вопрос: есть ли потребность в союзе человеческих сердец? Делаем вывод о том, что такая потребность есть - такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, счастливо, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении. Толковый словарь С.И. Ожегова дает такие определения слова «союз»:
«Союз – 1. Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. 2. Объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей. 3. Государственное объединение». [3]
В ходе беседы выясняем с детьми, как они понимают это слово с точки зрения отношений между людьми: СОЮЗ = ДРУЖБА + ТОВАРИЩЕСТВО. Для растущей личности беседа о дружбе очень важна: что такое дружба? Кого можно считать настоящим другом? На чем основана настоящая дружба? Также даем толкование пословиц и поговорок на тему дружбы. Например: «Дружба да братство дороже всякого богатства», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружбу помни, а зло забывай», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». «Дружбой дорожи, забывать ее не спеши». [4] В ходе обсуждения ученики формулируют основные качества дружбы, такие, как искренность, открытость, умение не только слушать, но и слышать, умение хранить тайны и умение прощать, неравнодушие, готовность всегда прийти на помощь.
Подобную работу можно плодотворно проводить на уроках по подготовке к написанию сочинения-рассуждения 15.2 или 15.3 формата ГИА по русскому языку. Такие уроки позволяют работать над формированием у обучающихся нравственных понятий, таких, как человечность, сострадание, доброта, честь, нравственный выбор, взаимовыручка, счастье, любовь, дружба. На одном из занятий предлагаю ученикам прочитать текст М. Худякова «Он нес меня на себе восемь километров…» [5] и осмыслить прочитанное. О чем данный текст? О дружбе, о предательстве, об обиде. Итогом работы являются сочинения типа 15.2 (как Вы понимаете смысл фразы «…Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит…») или 15.3 (ответьте на вопрос «Что такое предательство?»). Несомненно, работа по подготовке способствует формированию духовно-нравственной сферы подрастающей личности. Ведь что такое нравственность? «Нравственность – 1. Духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, проявляющиеся в отношении к людям и к природе. 2. Нормы и правила поведения человека». [6].
Огромное поле для деятельности по формированию духовности и нравственности у обучающихся предлагают уроки литературы. При изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на главный вопрос: каким основным правилом должен руководствоваться человек в жизни? Жить и поступать по чести и совести («Береги платье снову, а честь смолоду»). Путем сравнительного анализ поступков главных героев – Гринева, Пугачева, Швабрина, Маши Мироновой – доходим до истины: какие качества характера формируют духовно-нравственный стержень Человека.
На уроках и на классных часах обращаемся к сказке Антуана де Сент-Экзюпери, в сказке которого «Маленький принц» прославляется жизнь как таковая и человек как ее дитя. В процессе урока обучающиеся не только работают над изученным материалом по данной теме, но и размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас. А также путем анализа эпизода «Встреча Маленького принца с Лисом» размышляют о понятии «дружба», что для подросткового возраста очень важно.
Огромную роль в формировании подрастающей личности играет знакомство с произведениями патриотической направленности. В 8 классе на уроке по произведению М. Шолохова «Судьба человека» ученики, анализируя содержание, могут понять, насколько тяжела была судьба людей во время Великой Отечественной войны и какие качества характера помогли им выстоять в борьбе против немецких захватчиков. Я стараюсь подкрепить работу с текстом работой по просмотренным эпизодам фильма («Судьба человека», режиссер С. Бондарчук). Дети понимают, что значит выстоять в битве с судьбой и при этом остаться Человеком. Обучающиеся формулируют основные качества главного героя – Андрея Соколова: стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта. В конце изучения определяем гуманизм рассказа: Андрей Соколов, будучи простым человеком, солдатом и отцом, выступает хранителем и защитником жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает правду самого человеческого существования и смысл самой жизни.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна вестись постоянно. Мне кажется, чем чаще мы на уроках будет вести подобную работу, тем больше будет виден результат. Ведь там, где нет духовности, там падает нравственность – высшая мера человечности. И наша основная задача – вырастить из учеников духовно развитых и высоконравственных людей.
Используемые источники:
[1] Теодор Рузвельт. «Собрание сочинений».
[2] М.В. Ломоносов. «Российская грамматика».
[3] С.И. Ожегов. «Толковый словарь».
[4] Интернет-ресурс sbornik-mudrosti.ru
[5] Интернет-ресурс www.fipi.ru
[6] Т.Ф. Ефремова “Современный толковый словарь русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Методический семинар "Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы"
Конкурсное задание...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...