Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное
воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный. В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению. Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. «Отечество», «Родина» для меня не пустые слова. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения. Совсем недавно я провела с учениками 10 класса дискуссию «Патриотизм: знак вопроса», одна из целей которой была формирование гражданской позиции учащихся воспитание духовной, нравственной личности. Мои дети открыто делились тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество, какое отношение у них к службе в армии. С удовлетворением слушала я их выступления, в которых звучали слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм». Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них. Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, «превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей.» Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
Методический семинар "Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы"
Конкурсное задание...
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...