Конспект урока 8 класс "Порядок слов в предложении.Логическое ударение".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Повторение знаний о грамматической основе предложения. Значение и роль логического ударения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока. 8 класс.19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему:

«ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ»

Тема урока: ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.

Цель урока: формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.

Задачи урока:

  • повторить, систематизировать знания о грамматической основе предложения;
  • выяснить, какую роль играет логическое ударение;
  • показать, как логическое ударение меняет смысл предложения;
  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование: Русский язык, 8кл. Разумовская…

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и задач урока.

 «Порядок слов в предложении».  Познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка; показать развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.

  1. Выборочная проверка домашнего задания.
  2. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
  3. Синтаксический разбор предложения
  4. Работа с § 16 учебника и упражнениями №№ 108, 110.
  5. Итог урока. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и задач урока.  Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка. В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. 
  3. Выборочная проверка домашнего задания.
  4. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

Искусный, искусственный, участник, придать вид, преклонить колени, запечатленный, благословенный, беспримерный, умиротворенный, поразительная картина, укрощающий, завороженный.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов.)

-Обратите внимание на расположение главных и второстепенных членов предложения.

(Подлежащее предшествует сказуемому, определение стоит перед определяемым словом, обстоятельство места — после сказуемого.) Изучение схемы расположения членов предложения в повествовательном предложении. Знакомство с понятием «прямой порядок слов».

- Такой порядок слов в предложении обычный, естественный, привычный. Этот порядок слов называется прямым. Знание основных позиций членов предложения необходимо для выбора правильной интонации и постановки логического ударения.

  1. Работа с § 14 учебника и упражнениями №№ 82, 83.

-Обратите внимание на выделение на письме с помощью порядка слов наиболее важных из них, на выделение слова с помощью обратного порядка слов, на логическое ударение как средство выделения важного в сообщении слова. Познакомимся со случаем обратного порядка слов, или инверсией. Для этого проведем эксперимент: перед вами строки известного стихотворения, записанные в прямом порядке слов.

Борзая тройка бежит

по зимней, скучной дороге.

Однозвучный колокольчик

утомительно гремит.

Измените расположение слов так, чтобы получилось стихотворение.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А.С. Пушкин)

Мы с вами воспользовались приемом инверсии – постановки слов в необычное для них место в предложении. Этим приемом блестяще владел А.С. Пушкин. Сравним два текста. В чем их разница? (Первый текст – проза, второй – стихи. Первый текст только констатирует факт, с его помощью передается статичная картина, а во втором тексте возникает ощущение движения). На каких словах делается акцент в пушкинских строках? (Скучной, однозвучный). Какое настроение нам передается? (Унылое, грустное). С помощью какого приема этого достигает автор? (Прием инверсии).

  1. Закрепление материала.

1. Вспомните, как звучит описание Москвы у М. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова...». («Над Москвой великой, златоглавою...»)

— Какой порядок слов использован здесь? Как вы думаете, с какой целью? (Создает напевность, торжественность, мелодичность.)

2. Разбор предложений, определение порядка слов в них, выразительное чтение.

...Пахнул в лицо мне воздух чистый...

Уж сумерки зависли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

(А. Апухтин.)

Задание: определите, прямой или обратный порядок слов использован в данных предложениях.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.К. Толстой) –

Ответ: инверсия.

.

А.М. Пешковский — выдающийся ученый-лингвист. Его книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в языкознании. Она написана для широкого круга читателей (в том числе и для учащихся).

Ответ: прямой порядок слов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов)

Ответ: инверсия

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. – Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями.

Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. – Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день.

Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.- Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

  1. Домашнее задание: § 16 учебника, составить и записать текст-размышление «Порядок слов – главная сокровищница русского языка».

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Корень слова".

Конспект урока разработан с использованием электронно-образовательных ресурсов по русскому языку и может быть использован в дистанционном обучении...

Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."

Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока....

Конспект урока "Диалектные слова в речи жителей Седельниковского района"

Урок - исследование. Учащиеся в течение месяца исследовали язык жителей Седельниковского района. На уроке ребята представляют собранный материал....

Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока "Вводные слова и словосочетания" (8 класс)

Конспект урока с использованием ЭОР....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...