Конспект урока:«Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы».
6 класс коррекционная программа VIII вида
учитель: Попова Наталья Викторовна
Тема: Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Цель: формировать умения распознавать и согласовывать слова, обозначающие признаки со словами, обозначающими предметы, находить их в тексте; закреплять навык их практического употребления.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим признаки и названия предметов;
- учить распознавать и согласовывать слова, обозначающие предметы со словами, обозначающими признаки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умения распознавать слова, обозначающие признаки со словами, обозначающими предметы, по вопросам, находить их в тексте;
- развивать связную речь умению согласовывать слова-предметы и слова-признаки, используя термины русского языка;
- коррегировать и развивать мыслительную деятельность, память;
- развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интереса к изучению русского языка через содержание учебного материала на данном уроке;
- воспитывать самоконтроль и аккуратность.
Здоровьесберегающие:
- планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости обучающегося;
- создание благоприятного психологического климата;
- соблюдение санитарно- эпидемиологического режима;
Оборудование: Иллюстрация-плакат, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки со словами, карточка с правилом, музыкальный файл, карточка для гимнастики глаз.
Этап урока | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
| Установка на работу. | Здравствуй, ребята. Рада вас видеть. Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке - Книжка, ручки и тетрадки? Проверил? Садись! С усердием трудись! Сегодня первый урок – урок русского языка. | Дети приветствует учителя. Садится за парту. | - способствовать созданию благоприятного психологического климата; |
| Проверка домашнего задания с целью определения уровня усвоения знаний по пройденному материалу. Повторение знаний о словах, обозначающих предметы. | Начнём мы наш урок с проверки выполнения домашнего задания. - Какое было задание? Откройте тетради и прочитайте по цепочке слова, которые вы выписали? Правильно. | Ответы на поставленные вопросы. Зачитывают слова, обозначающие названия предметов. | - коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания; -планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся и их психофизических особенностей; |
3.1. Подготовка к восприятию нового материала. 3.2.Установка на новую тему 3.3. Сообщение темы. 3.3. Актуализация знаний по новой теме урока. 4. Физкультминутка. 5. Первичное закрепление материала. 6. Физкультминутка. 7.Контроль знаний и умений, полученных на уроке. 7.1. Закрепление нового материала. 8. Подведение итога урока. | Создание проблемной ситуации. Карточка №1 (белые снежинки, золотое яйцо, Дед Мороз). Работа над смысловым содержанием слова и предложением. (Карточка №2) Работа с предложением. Карточка №3 Игра “Собери слово” Карточка №4 Игра “Угадай по признакам предметы из сказки “Гуси-лебеди”. Карточка №5 Карточка №6 Гимнастические упражнения. Музыкальный файл. Карточка №7 Игра. Работа по предметным картинкам. Карточка №8. Правило. Игра “Доскажи словечко” Гимнастика для глаз. Карточка №9. Самостоятельное выполнение упражнения. Карточка №10. Постановка вопросов к словам на картинках. Работа над текстом. Карточка №11. Карточка №12. Игра. Запомни картинки. Карточка№1. (белые снежинки, золотое яйцо, Дед Мороз). Ответы на вопросы учителя. Подведение итога урока. Рефлексия. Карточка № 13 | -А сейчас запишем число, классная работа. Запись: 14 марта. Классная работа. -Я предлагаю поиграть в игру «Запомни картинки и слова к ним» Снежинки-белые Яйцо-золотое Дед Мороз-добрый -Белый, золотой, добрый. Чем похожи эти слова, для чего они нужны? Сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, но в конце урока у вас получится. Учащимся предлагается дать определение слову ТЕАТР. -Да, театр- это помещение, где на сцене происходят представления. - Какой это театр? - Почему он так называется? -Запишите слово ТЕАТР в тетрадь. -Какая буква в этом слове будет ударная? Правильно. -А сейчас составьте предложение со следующими словами – билет и театр. - Запишите предложение в тетрадь. -Сколько слов в ваших предложении? - Из каких сказок эти предметы? Какие они? Ключик (какой?)…. Рыбка (какая?) … . Яичко (какое?) … . - Какие слова использовались для описания предметов? -На какие вопросы они отвечают? -Как они называются узнаем, собрав слово по буквам. Из представленных на карточке букв, цифр и значков необходимо собрать слово. Объявление темы урока. - Сегодня на уроке мы будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов. - Тема нашего урока “Слова-признаки, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?” -Назовите предметы из сказки “Гуси-лебеди” по их признакам. … (какой?) горячий пирожок … (какое?) румяное яблоко … (какая?) молочная река … (какие?) кисельные берега -Запишите, пожалуйста, в тетрадь все словосочетания. Учитель прочитывает правило. Название признаков предметов - это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Музыкальная зарядка “На полянке”. Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг. Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят. Вниз верхушки пригибают И качают их, качают. “Подберите к каждому слову ряд признаков”. -Что изображено на карточке. – На какой вопрос они отвечают? -Правильно, они отвечают на вопрос Что? Это слова – названия предметы. - Сегодня мы будем угощаться, дегустировать яблоко, сахар и грушу. Эти предметы лежат на подносе. -Попробуйте, пожалуйста, яблоко и подберите нужный вопрос и соответствующие признаки. Правильно. Яблоко (какое?) круглое, румяное, сладкое. -Попробуйте сахар. Правильно. Сахар (какой?) Сахар белый, сладкий, твёрдый. -Попробуйте грушу. -Правильно. Груша (какая?) Груша зелёная, овальная, сочная. Запишите в тетрадь название каждого предмета с описанием его признаков. Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания. -Прочитайте, пожалуйста, правило. Названия признаков - это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? -Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Зима холодная, а весна… Зимой солнце тусклое, а весной… Зимой день короткий, а весной… - Какими словами вы закончили предложения? -На какие вопросы отвечают эти слова ? -Правильно. Это слова - названия признаков, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Игра “Расшифруй слова” - Как называются эти слова? На какой вопрос они отвечают? (КАКОЙ?) - На какие вопросы ещё отвечают слова-признаки? (КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) Сейчас мы выполним упражнение для глаз. Вам надо будет фокусировать взгляд на кружочки карточки с последующим переключение взгляда вдаль. -Герои из какой сказки представлены? -Перечислите их. -Запишите черты характеров героев сказки в тетрадь. -Проверим, как вы описали героев, какие вопросы вы поставили. - Прочитайте свои ответы. -А сейчас, посмотрите на иллюстрацию. Для описания зайца два текста. Прочитайте их. 1) Это зверёк. У него ушки, хвостик, шёрстка. 2) Это лесной зверёк. У него длинные ушки, коротенький хвостик, пушистая шёрстка. Какой текст вам понравился больше №1 или №2? -Почему? -Какие слова для этого использовали? - На какие вопросы они отвечают? -Как называются слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Вот видите, меняются предложения, если мы используем слова-названия признаков. Они становятся полными и красивыми. -Выпишите из текста два слова-признака. Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания. -Какое правило нужно вспомнить для написания этих слов. - Молодцы. Давай вместе ещё раз вместе проговорим правило. Вспомним, что было изображено на карточке №1 в начале урока. Снежинки- … Яйцо- … Дед Мороз- … - Что это за слова? На какие вопросы они отвечают? Для чего мы их употребляем в речи? - Да, правильно, вот мы и ответили на тот вопрос, на который затруднялись ответить в начале урока. - Что вам говорят герои нашего урока? -Котёнок играл клубком и запутал нитки. Распутай нитки и прочитай слово. СПАСИБО. -Чему новому вы научились сегодня на уроке? -Научились правильно находить слова- признаки предметов и ставить к ним вопросы. - На какие вопросы отвечают слова- признаки предметов?- На вопросы какой? Какая? Какое? Какие? -Что делал на уроке? Правильно, учились ставить вопросы к словам- признакам предметов и записывать их в тетради. Домашнее задание. Загадать 3 предмета, описав их с помощью слов-признаков. | Обучающиеся записывают число, классная работа. Работа с предметными картинками. -Театр – это дом, где артисты играют представления. -Кукольный. -В этом театре артисты играют свои спектакли куклами. Запись слова “ТЕАТР” в тетрадь, постановка ударения, выделение запоминаемой буквы. – А. -Мама купила билет в детский театр. Дети записывают предложения. Читают предложения и находят количество слов. -Приключение Буратино, Сказка о Золотой рыбке, Курочка Ряба. -Золотой. -Золотая. -Золотое Обучающиеся собирают слово – ПРИЗНАКИ. -Горячий пирожок. -Румяное яблоко. -Молочная река. -Кисельные берега. Составляют словосочетания и записывают их в тетрадь. Широким жестом развести руки в стороны. Округленные руки сцепить над головой. Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону. Наклониться вперёд. Наклонившись вперёд покачать туловищем из стороны в сторону. Учащиеся называют предметы. -Яблоко, сахар и груша. -Что? - Яблоко какое? Яблоко круглое, румяное, сладкое.- Сахар какой? Сахар белый, сладкий, твёрдый. Груша какая? Груша зелёная, овальная, сочная. Учащиеся записывает в тетрадь . Учащийся читает правило. -Тёплая. -Яркое. -Длинный. Тёплая, яркое, длинный. Дают ответы. Выполняют задание. Учащиеся выполняют упражнения. - Герои из сказки «Колобок». - Лиса, волк, Колобок, медведь, заяц. Учащиеся записывают в тетради и отвечает. Лиса (какая?) хитрая, волк (какой?) злой, колобок (какой?) хвастливый, медведь (какой?) добродушный, заяц (какой?) трусливый. Учащиеся выполняют задание. Читают тексты. -Понравился текст № 2. -В нём более полно описывается заяц. –Лесной, длинные, коротенький, пушистые. - Они отвечают на вопросы Какой? Какие? Какой? Какие? Какие? -Слова-признаки. -Лесной, пушистая. Обучающиеся дают свои ответы. - Безударная гласная в корне слова, сочетание ши- пиши с буквой и. Учащиеся проговаривают правило. -Названия признаков - это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Учащиеся вспоминают слова по картинке. Дают свои ответы. Учащиеся читают слово. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | - отработка и совершенствование навыков письма -коррекция и развитие мыслительной деятельности, переключение внимания - воспитание интереса к изучению русского языка через содержание учебного материала на данном уроке -коррекция и развитие мыслительной деятельности -создание мотивационного настроя. - коррекция и развитие устной речи: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря; -коррекция навыков письма. - систематизация знаний о слове в предложении; -коррекция и развитие мыслительной деятельности; -установление межпредметных связей. - воспитание интереса к изучение русского языка через содержание учебного материала. -обогащение активного и пассивного словаря. - развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам. -коррекция и развитие внимания. - создание благоприятного психологического климата; -коррекция осанки; -развитие чувства ритма, образного воображения; -чередование статических и динамических заданий; - коррекция и развитие устной речи: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря. - развитие умения распознавать слова-названия признаков по вопросам. - воспитание прилежания и аккуратности на письме. -установление межпредметных связей. -переключение внимания, - упражнение для мышц глаза. -установление межпредметных связей. - развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам. - воспитание интереса к изучению русского языка через содержание учебного материала. -развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания. - воспитание интереса к изучению русского языка через содержание учебного материала. - развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам. - коррекция и развитие устной речи: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря. -формирование умения распознавать слова-названия признаков по вопросам. - развитие долговременной памяти на основе воспроизведения изученного ранее материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....
Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"
Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...
презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида
в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....
Конспект учебного логопедического занятия по теме "Слова, обозначающие признаки предметов", 5 класс.
Урок для 5 класса по логопедии. Состоит из правил и заданий....
Конспект логопедического занятия по теме "Слова, обозначающие признаки предмета", 4 класс.
ПО ФГОС ИН 1 варианта...
Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."
Сценарий урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...