Конспект урока "Диалектные слова в речи жителей Седельниковского района"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Яук Наталья Васильевна

Урок - исследование. Учащиеся в течение месяца исследовали язык жителей Седельни

ковского района. На уроке ребята представляют собранный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialektnye_slova.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок – путешествие по

                       стране «Диалектология»

Урок разработан на основе материала, записанного в Седельниковском районе, Омской области.

Цель урока:

         Расширить и закрепить знания учащихся по теме «Диалектные слова»; приобщить учащихся к исследовательской работе по теме  «Составление словаря диалектных слов Седельниковского района».

Задачи:

         Образовательные:

Изучить  материал по теме «Диалектные слова», употребляющиеся  в нашей местности;

Развивающие:

Продолжить формирование у учащихся развития связной устной и письменной речи; навыков исследовательской работы.

Воспитательные:        

Сформировать у учащихся чувство уважения к истории языка своего родного края.

Тип урока:  закрепление материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация рисунков диалектных слов, анализ, игра.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты изучения материала: формирование исследовательских навыков учащихся, активной жизненной позиции на основе изучения языкового наследия малой родины, создание творческих работ.

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование для демонстрации диалектных слов.

«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В.И. Далем) – 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.

Барашков В. Ф. « А как у вас говорят?» - Москва, 1986 г.  

Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья. – Томск,    1992 г;

Словарь диалектных слов Седельниковского района, Омской области, составленный предыдущими поколениями ребят.

Карта страны «Диалектология».

Методика проведения урока: 

Перед уроком проведена внеклассная работа. Ребята встречались с людьми старшего поколения, работали со словарём диалектных слов. В течение урока ребята путешествуют по стране «Диалектология», они побывают на следующих станциях: «Юнкор», «Фольклорная», «Угадай - ка, «Творческая».                                                    

                                                  План урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Фронтальная беседа.
  4. Игра – путешествие по стране «Диалектология».
  5. Написание мини – сочинения.
  6. Подведение итогов.
  7. Заключительное слово учителя.

                                                       

Ход урока

  1. Слово учителя
  2. Повторение пройденного  материала.

На русском языке в нашей стране говорят на обширных территориях: от берегов Белого моря до берегов Чёрного моря. Большинство слов известно всем русским людям.  Как называются слова, употребляемые всеми людьми независимо от местных условий и владения той или иной профессией? (общеупотребительными). Но есть в русском языке слова, которые используют не все люди, а только отдельные группы.

Как называются такие слова? (необщеупотребительными словами). К таким словам относятся диалектные слова. Давайте вспомним, какие слова называются диалектными? (диалектные слова – это слова, употребляемые жителями какой - либо  определённой местности).  Ребята, а в нашей местности есть такие слова? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с диалектными словами, которые употребляются в нашей местности. В течение урока вы должны записывать в тетрадь  диалектные слова и их значения. (1 группа – названия грибов; 2 группа –  название ягод,  3 группа  – предметы быта; 4 группа  – растительность, задания выбираются группами в виде жеребьёвки).

  1. Отправляемся в путешествие! В добрый путь!

Ребята, чего вы ожидаете от нашего путешествия? С чем мы встретимся на уроке?

   1) Отправляемся с вами на станцию «Юнкор».  Ребята, вы беседовали с людьми старшего поколения и составили словарики диалектных слов, предоставляем вам слово (ответы учащихся с презентацией диалектных слов или с рисунками).

  1. Путешествие продолжается!

Переезжаем на станцию «Фольклорная». Диалектные слова употребляются в частушках, загадках, народных песнях.  Вы работали со словарём диалектных слов нашего района и встречались с информаторами. Сейчас каждая группа представит диалектные слова, которые встречаются в различных жанрах фольклора (1 группа – народная песня, 2 группа – пословицы и поговорки, 3 группа – частушки, 4 группа – загадки).

 Диалектные слова записываются  в тетрадь. (Приложение 2)

  1. Отправляемся на станцию «Угадай – ка». 

Ребята, а сейчас мы проверим, внимательно ли вы относитесь к речи людей старшего поколения? Употребляете ли вы диалектные  слова в своей речи? Каждая группа предлагает 5 заданий с разными вариантами ответа. Учащиеся выбирают слово, которое употребляется в нашей местности.   Задание выполняется в форме  викторины (приложение 3)

  1. И вот мы добрались до станции «Творческая». 

Ребята, мы напишем  с вами мини – сочинение на тему: «Как у нас говорят».

Мини – сочинение состоит из пяти – шести предложений. Ваша задача – использовать в своей работе диалектные слова, которые вы записали в течение урока. Каждая группа использует слова, тема которых определена в начале урока. (Памятка группе «Как написать мини – сочинении», приложение 4).                 

Вывод урока

Авторы книги «Русское слово» (Введенская Л.А. , Баранов М.Т., Гвоздарёв ЮА.) задают вопрос в своей книге: « Потеряем ли мы что –  нибудь,  если не сохраним диалектные  слова?»

Как вы, ребята, ответите  на данный вопрос? (выслушиваются мнения ребят).

Вывод учителя: Послушайте, пожалуйста, мнение выше названных учёных: «Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы  потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду,  домашнюю утварь, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках. Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

        

Домашняя работа: В течение всего учебного года записывать диалектные слова в словарики, чтобы пополнить словарь диалектных слов нашего района.

                                       

                                     

                                          Приложения

Приложение 2

(задание группы №2)

        Пословицы и поговорки, в которых употребляются диалектные слова

1.Нужно поклониться, чтобы из ключа воды напиться.

2.Огонь красный кочет – в небо дыру точит.

3.Балбочет, как индюк.

4.Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

5. Страм не стыд, глаза не ест.

6. Криком хата не рубится, шумом дело не делается.

 (задание группы №4)

                              Диалектные слова в загадках

                 В одной квашонке два теста. Что это? (яйцо).

             Квашня – 1. тесто для хлеба.  2. Посуда для теста.                                                        

                                       

                                            Сижу верхом,

                                            Не знаю на ком,

                                            Знакомца встречу,

                                            Соскочу – привечу  (Шапка).

               Знакомец  – знакомый.

                                            

         

                        Диалектные слова в частушках

                                        У кого какой милёнок

                                        У меня рассеянный.

                                        Отдала ботинки шить

                                        Сшил бурак берестяный.

Бурак  – берестяной сосуд круглой формы. В нём солили грибы.

                                       

                                       Мой милёнок далеко

                                       На заимке пашет.

                                       Я поскотиной иду,

                                       Он рукою машет.

Поскотина – огороженное место, где пасётся скот.

                                       В поле выросла медунка

                                       Никто не поливает.

                                       Милый высушил любимочку,

                                       Никто не виноват.

Любимочка  – любимый человек;  медунка – медуница.

                                       Посажу еранку в банку,

                                       Вырастет петунья.

                                       Мой милёнок- гармонист.

                                       Я его певунья. (Частушка)

Еранка - Герань.

                                         Я сегодня нарядилась

                                         В сарафан с иголочки.

                                         Полюбуйтесь – ка, ребята,

                                         На мои фомборочки.

Фомбора  – оборка, чаще внизу платья.

Приложение №3

 Викторина. Назовите диалектное слово, которое употребляется в нашей местности.

1 группа

укладка сена (копна, куча, одонок, озород, зарод);

озёра, пруды (озёрко, ламба, сор, лиман, ставок);

глубокие места в водоёмах (пучина, омут, бочаг,балуда);

мели в водоёмах (мелина, отмелок, опечек, сорма, шалыга);

лёд и отдельные льдины (шуга, наслуд, донник, наледь, крыга);

2 группа

Луга, их разновидности (покос, пожня, бережина, елань).

белый гриб (боровик, красин, осиновик);

гриб подберёзовик (берёзовик, обабок, целик);

красная смородина (киселка, киселица, поречка, княжанка);

хорошая погода (погода, вёдро, ведрие);

3 группа

плохая, ненастная погода (непогодь, осенница, лепень);

ягода ежевика (деряба, ожина, снобориха);

колодцы и их виды (журавль, криница, копань);

изгороди и их типы (городьба, прясла, заплот, тын);

иней (куржак,  врасенец, обмороз, кухта).

4 группа

сильный дождь (ливник, заливень,полива, ливень);

бураны и снегопады (позёмка, понизовка, пурга, метуха);

дороги и тропы (большак, тракт, шлях, зимник, летник, стёжка).

мелкий дождь ( морось, моросейка, ситник, бусец, бусенец).

лес по породам деревьев, по густоте, по величине (бор, чернолесье, олешье, гай, урёма,  урман,  кедрач).

Приложение № 4

  1. Подумай,  в каком стиле вы будете писать сочинение?
  2. Какой тип речи будете использовать?
  3. Определите микро-тему и название вашего сочинения.
  4. Какие слова будут ключевыми в вашем сочинении?
  5. Составьте с ключевыми словами словосочетания (запишите их).
  6. Составьте предложения, используя словосочетания и ключевые слова.
  7. Следите, чтобы предложения были связаны по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая встреча с поэтом и бардом, жителем Хомутовского района,Владимиром Владимировичем Коровкиным

Мероприятие проводится в форме творческой встречи. Ученики встречаются с интересным  человеком: бывшим военным, ныне фермером и творческой личностью В. В. Коровкиным. В течение встречи дети читаю...

Внеклассное мероприятие по истории "Каневчане и жители Каневского района Герои Советского Союза"

В презентации рассказывается о каневчанах и жителях Каневского района Герои Советского Союза....

Тема: "ЕЁ ЖИЗНЬ-ПОДВИГ" (О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны , Заслуженного врача РСФСР ,Почетного жителя Труновского района и с.Донского Ставропольского края Булгаковой Ксении Арсентьевны )

Работа имеет большую практическую направленность,а также способствует формированию устойчивого интереса к изучению жизненного пути ветерана ВОв,заслуженного врача РСФСР, Почетного жителя Труновского р...

Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»

Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»...

Нормы постановки ударения в словах, их нарушение в речи жителей Кемского района

Соблюдение норм   постановки ударения при произношении слов – важная часть культуры речи. Президент РФ  назвал русский язык «духовным каркасом». А мы, к сожалению, ста...