План-конспект урока "Корень слова".
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Конспект урока разработан с использованием электронно-образовательных ресурсов по русскому языку и может быть использован в дистанционном обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
корень слова | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА
_________________Корень слова_________________________
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Тимофеева Татьяна Викторовна | |
Место работы | МОУ СОШ № 10 с. Троицкое, Ханкайский район, Приморский край. | |
Должность | учитель | |
Предмет | Русский язык и литература | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | Словообразование. № 2 | |
Базовый учебник | М. Т. Баранов |
- Цель урока: дать понятие корня слова как о морфеме.
9. Задачи:
– обучающие: формировать умение находить корень через подбор однокоренного слова и разбор лексического значения;
– развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, работать по развитию творческого воображения учащихся;
– воспитательные: воспитывать гражданское отношение к окружающему.
- Тип урока: изучение нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
- Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер
- Структура и ход урока: урок-путешествие
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Ребята, приглашаю вас в путешествие по стране Морфемика Продолжите предложения: 1. Наука Морфемика изучает…. 2. Морфемой называется… 3. Я знаю морфемы… | Дети продолжают предложения: | 5 мин. |
II. Постановка проблемного вопроса.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | время |
Молодцы! Страна Морфемика открывает двери перед вами. Сегодня мы отправляемся в гости к корню слова, чтобы узнать его секреты и понять образуются ли с помощью корня новые слова. Вы можете сразу ответить на этот вопрос? | Ответы учащихся. | 1 мин. |
III. Знакомство с новым материалом. (Работа с ЭОР №1).
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1.Давайте знакомиться! Корень слова –это… (нажать на слово корень в ЭОР) 2. Откроем первый секрет! О чем нам рассказывает корень? (чтение текста в рамочке, в ЭОР) 3. Придумайте свои примеры однокоренных слов, выделите общую часть. Запишите в тетрадь. 4. Назовите свои примеры. 5. Давайте посмотрим на рисунок и откроем следующий секрет. Что общего у всех этих слов? (нажать на рисунок гнезда в ЭОР) 6. Все ли слова из этого гнезда? Как это узнать? 7. Так что же такое словообразовательное гнездо? 8. Давайте попробуем создать свое словообразовательное гнездо слова РОД. (проверка) 9. А теперь мы разделимся, чтобы приблизиться к следующему секрету. Нужно восстановить словообразовательную цепочку. Первая группа: мука….мучнистость. Вторая группа: мороз…размораживание. (проверка). 10. Итак, у корня есть «общество», которое называется….? Какие корни входят в это «общество»? 11. Можно ли считать слова ЩУКА и КАРАСЬ родственными, однокоренными? 12. В русском языке есть корни, которые пишутся по определенным правилам. (нажать на слово омонимичные В ЭОР) Итак, могут ли эти слова составлять словообразовательное гнездо? | Дети зачитывают определение, зачитывают примеры. Наблюдения учеников. Самостоятельная работа учеников. Приводят примеры. Дети зачитывают слова: подводник, водица, водяной, водомерка, подводник. Называют корень ВОД. Дети отвечают, что это можно узнать по лексическому значению. Ученики зачитывают определение. Индивидуальная работа учащихся. Работа в группах. Ученики делают вывод: слова, происходящие от одного корня составляют словообразовательное гнездо. Ответы учеников. Ученики читают об омонимичных корнях. Учащиеся делают вывод. | 3 мин. 2 мин. 7 мин. 1 мин. 2 мин. 1мин. 3 мин. 5 мин. 3 мин. 5 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 1 мин. |
IV. Рубрика «Это интересно». Работа с ЭОР №1.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
(нажать значок «Это интересно «за кем последнее слово» в ЭОР) Проверь себя! Сейчас мы поиграем. Один из вас называет слово, следующий называет другое слово с этим же корнем, третий – тоже и т. д. | Коллективная игра | 5 мин. |
V. Самостоятельная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Ребята, корень спрашивает вас: «Все ли его секреты вы запомнили? » Проверьте себя. | Ученики выполняют небольшой письменный тест. Обмениваются работами и проверяют. | 5 мин. |
VI. Подведение итога урока, домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Итак, какие секреты о корне сегодня мы узнали? А могут образовываться с помощью корня новые слова? Дома выполните упражнение по учебнику. | Ответы учеников. | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
______________Корень слова____________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Корень слова и аффиксы. И 1. | Открытая образовательная мультимедиа система | Учебно-методический комплекс | http://fcior.edu.ru/card/2814/koren-slova-i-affiksy- i1.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)
План-конспект урока Этикетные слова (5 класс)...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План-конспект уроку. Дієслово як самостійна частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки і синтаксична роль.
Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу.Вид уроку: урок-дослідження.Мета уроку: поглибити знання про дієслово, навчитися знаходити в текстах дієслова, виявляти їх функцію.Завдання:- освітні: п...
План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.
План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....