Конспект урока "Состав слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slov_5.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Вырубовский филиал
МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема : « Состав слова»
Учитель
русского языка и литературы
Полякова Татьяна Викторовна
ТЕМА УРОКА:
Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательные:
- Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова;
- Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
- Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
- Развивающие:
- Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
- Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к русскому языку;
- Формирование умения работать в парах, группах;
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Лист учета знаний учащихся;
- Карточки с заданиями;
- Таблицы;
- Короны с названиями морфем;
- Учебник «Русский язык 5класс» под редакцией Т.А. Ладыженской;
- Тест.
ХОД УРОКА:
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капель, лес- из деревьев , а предложения- из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала», «кирпичиков». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку». И наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово.
2. ЧАСТИ СЛОВА «РАССКАЗЫВАЮТ» О СЕБЕ. (Дети в коронах с названием частей слова выходят к доске и читают стихи.)
КОРЕНЬ:
Корень слова – главная ,
Значимая часть.
Родственные связи дарит
Корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
ПРИСТАВКА:
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
СУФФИКС:
За корнем СУФФИКС обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
ОКОНЧАНИЕ:
Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
- Ребята, какая часть является сердцевиной слова, его смысловым центром? Правильно, корень. Именно от него «растут»,как ветви на дереве, слова. Издревле о самом важном, главном говорили: «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» Продиктуйте друг другу слова и выделите в них корень.(взаимодиктант, взаимопроверка)
1 вариант | 2 вариант |
удивляться преподаватель долина разливаться землетрясение задрожать удалиться развеваться (на ветру) извиниться изредка явился приближаться разъяснить | трясина развивать (ребенка) провинился издалека багровый преодолеть проливной далекий раздавался удивительно потрясти явление единение |
4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.
- Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.
1- я остановка- столица КОРЕНЬ (на доске записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)
- А вот как об этом размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется – течет через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл. Общая часть- корень - род - .
2- я остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.
На ПРИСТАВОЧНОЙ ГОРЕ нужно указать слова с приставкой – по
( подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать ).
3- я остановка- СУФФИКСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.
На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит суффикс в слово.( таблица )
К-, -ИК-, -ОНК-, | Река, путь |
НИК-, -ЧИК | рука, диван, огурец, заяц, летать, |
ЕНЬК-, -ИЩ- | лесной, паркет |
4- я остановка- ПИК ЗНАНИЙ.
- Последняя остановка- ПИК ЗНАНИЙ. Назвать слова с одинаковым окончанием. ( домов, столов, голов, коров, аллей, степей, юношей, батарей )
5. РАБОТА В ГРУППАХ.
- А сейчас, ребята, вам предстоит выдержать еще одно испытание. Возьмите карточки с заданиями. Внимательно прочитайте условие. Приступаем к выполнению.( экзамен по карточке принимает вся группа.
КАРТОЧКА № 1
Найдите однокоренные слова и отметьте их, оставив формы одного и того же слова.
1.Еж, ежик, ежи, съежился, ежевика, ежовый, ежиком, съежилась, ежевичный;
2.Вера, верный, вероятно, вероятный, верно, верить, веришь, верой, веровать, неверие, верным;
3.Глубина, вглубь, глубоко, углублять, углубление, глубиной, глубинный, глубокомысленный, глубокий, углубляем, глубокомысленная.
КАРТОЧКА№ 2
Найдите « четвертое лишнее» слово.
- Рисунок, рисовый, зарисовка, рисую.
- Столик, столетие, застольная, столица.
- Жалость, жалкий, жало, жалко.
КАРТОЧКА № 3
Заполните таблицу примерами
Обозначение приставок. | Примеры. |
В - движение вперед, внутрь ВЫ - движение наружу ПЕРЕ - передвижение с места на место ПРИ - приближение, присоединение У- , ОТ - удаление - БЕЗ - ( БЕС-) отсутствие чего-либо |
КАРТОЧКА № 4
Найдите и укажите правильный вариант ответа.
1. Слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
- Мальчик
- Хорошенький
- Подводник
- Ребенок
2. Слово с суффиксом, указывающим на профессию.
- Зайчик
- Водный
- Плотник
- Настойчивый
3. Слово с приставкой со значением приближения.
- Прибрежный
- Окружить
- Переход
- Отдалить
4. Слово с приставкой со значением отдаления.
- Пришкольный
- Отбежать
- Сговориться
- Рассчитать
КАРТОЧКА № 5
Найдите слова с нулевыми окончаниями и отметьте их.
Заседание | Площадь | Страж | |||
Вывела | Имел | Сказал | |||
В удивлении | Лисий | Известен | |||
Высокий | Стеклянные | Касаются | |||
Гонец | Шапок | Преступление | |||
Невелик | Провел | Королю | |||
Улица | Бросились | Ужасном |
КАРТОЧКА № 6
Найдите слова с ошибками в разборе по составу. Исправьте их.
На-рис-ова-ть | Ис-польз-у-ем | ||
Ис-пуг-а-л-ся | По-говор-к-а | ||
По-клон-ниц-а | Пос-лов-иц-а | ||
Рас-пис-а-ние | Разо-гр-е-л | ||
Лесн-ик | Сын-очк-а | ||
Зуб-н-ой | Раз-бор-чив-ым | ||
Мног-знач-н-ый | Групп-о-вод |
КАРТОЧКА № 7
Прочитайте внимательно текст. Ответьте на вопросы.
Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника . Она собирала в корзину еловые шишки.
У девочки были зеленоватые глаза , и в них отражался огонь осиновых листьев.
Она проводила охотника до избушки лесника.
Вопросы к тексту.
1. Указать средства связи предложений в тексте.
2. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз И.
3. Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу?
4. Назвать слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывают в них нулевые окончания?
5. Есть ли в тексте слова без окончания? Что это за части речи?
6. Выделите суффиксы в именах прилагательных. Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это части речи?
7. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
6. ОТГАДЫВАНИЕ ШАРАД.
Каждая группа загадывает шарады другим группам.
1 группа
Корень тот же, что в слове отдавать,
Приставка взята из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же- в дневнике я и в журнале.
Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку- в слове выписать,
Корень- в слове преподносить.
2 группа
Суффиксы взяты из слова значительный, корень- из слова переполненный,
Приставка и окончание- из слова исключительный.
Мой корень- родственник сраженья,
Приставка- в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь- тружусь я под землей.
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
3 группа
Корень - из слова приветствие, приставка - из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество, откровенный, смелость.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс- в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом- по мне на уроки пойдете.
Суффикс тот же, что в словах железный и старость,
Приставки те же, что в словах приезд и настройка,
Корень тот же , что в слове подлежащее.
4 группа
Корень тот же , что в слове сказка,
Суффикс тот же , что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове расход.
Корень с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Суффикс- из слова руководитель,
Приставка- из слова возможность,
Корень- из слова пропитание.
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Учащиеся «заявляются» на выбранную оценку и выполняют:
на «5»-упр.391
на «4»-упр.392
на «3»-упр.388
8. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
1. Найдите слово, соответствующее схеме. ¬∩∧•
- Предлагать
- Ниспровержение
- Исстари
- Звездочки
2. Найдите слово с буквой З в приставке:
- бе…образие
- …десь
- бе…подобный
- ра…думать
3. Найди слово с буквой С в приставке:
- сортировать
- бессовестный
- сибирский
- нет такого слова
4. Найди слово с корнем –лож- :
- возл…жить
- возл…гать
- и то и другое слово
- нет такого слова
5. Найди слово с корнем –лаг- :
- прил…гательное
- прил…женный
- и то и другое слово
- предл…жить
6. Найди слово, соответствующее схеме ∩ •
- хорошо
- безвкусный
- шелк
- цыганка
7. Найди слово с корнем – рост - :
- р…сток
- р…стение
- перер…сти
- нет такого слова
8. Найди слово с корнем –раст - :
- Р…стислав
- Подр…сли
- Выр…сли
- Выр…стили
9. Найди слово, соответствующее схеме ¬∩ •
- здоровье
- сбросить
- поеду
- подумали
10. Найди форму слова ТРУДНЫЙ
- трудному
- труднейший
- потрудиться
- трудность
11. Найди однокоренное слово к слову МЕЧТА
- мечты
- мечтой
- мечтать
- нет такого слова
12. Найди слово с суффиксом –Н- :
- мечтательный
- крупный
- апельсиновый
- караван
13. Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:
- щ…лкнуть
- щ…чка
- ш…рох
- щ…голь
- ш…пот
14. Найди слово с буквой Е после шипящей в корне слова:
- ш…в
- ч…лка
- крыж…вник
- ш…колад
- нет такого слова
15. Найди слово с буквой И после Ц:
- ц…трусовый
- ц…пленок
- ц…почки
- нет такого слова
16. Найди слово с буквой Ы после Ц:
- ц…ркуль
- ц…ферблат
- улиц…
- ц…гейка
- нет такого слова
17. Найди слово с гласной И после Ц:
- околиц…
- столиц…
- ц…кнуть
- нет такого слова
18. Где слова однокоренные:
- корить – кора
- резать – резкий
- дом – домовитый
- справа – справедливый
9. ИТОГИ УРОКА (ВЫСТАВЛЯЮТСЯ В ЛИСТАХ УЧЕТА ЗНАНИЙ )
№ | Задания Ф. И .О.
| Словарный диктант | Путешествие | Карточки | Шаранды | Практическая часть | Итоговый тест | Итоговая оценка |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
| Захарова А. Лосева С. Монахова Е. Титов А. Шалин Е. |
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 58-64
«5»-упр.365
«4»-упр.362
«3»-упр.368
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"
Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один ...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Конспект урока в 10 классе по теме Назначение и состав вооружённых сил России
Цели: Рассмотреть назначение и состав вооружённых сил РФ. Пробудить интерес к организационной структуре ВС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........
Конспект урока в 9 классе на тему "Состав крови"
Данный конспект урока может применяться как открытый урок....
Конспект урока географии 6 класс Тема: «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»
Тема «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»Тип урока: урок открытия нового знанияКласс: 6Цель урока: формирование представления об атмосфере как одной из...