Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."
план-конспект урока по теме

Шмидт Татьяна Иосифовна

Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_uroka_-_kopiya.doc73 КБ
Office presentation icon pismo_2_urok.ppt2.83 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

ФИО Шмидт Татьяна Иосифовна  предмет письмо и графика

Класс 6с (класс со сложной структурой дефекта)        возраст 13-16 лет

Вид — умственная отсталость (F 71.08, 71.09)

Тема урока Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название.

Задачи:

1. Формировать у учащихся навык употребления в речи одушевленных и неодушевленных предметов.

2. Развивать умение находить, распознавать слова, отвечающие на   вопросы кто? и что? на основе упражнений

3. Воспитывать бережное и чуткое отношение ко всему, что нас окружает, и  интерес к  урокам письма.

Тип и структура: ознакомление с новым материалом

Этапы урока

Содержание этапа

Цели учителя, ученика


Методы


Основное содержание

1. Организационный момент

Побудить учащихся к активности на уроке


Подготовиться к активной деятельности на уроке

Словесный, наглядный с использованием ТСО(таблица, схемы)

Стихотворение на активность, актуализацию внимания, настой на работу: Скорей проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут и гости, и загадки,

Книги, игры, – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Помощники на уроке:      Наглядность (таблица) -активизируют учащихся, упражнение на развития речи, зрительной памяти

Глаза, чтобы видеть.                                            

Уши, чтобы слышать.

Рот, чтобы правильно говорить.

Голова, чтобы думать.

Руки, чтобы красиво и аккуратно писать.

Задание на психологический настрой на урок: На ваших партах лежат рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

(СЛАЙД 1- солнышко)

2. Опрос учащихся по заданному на дом. Материалу (Актуализация опорных знаний)

Уточнение уровня готовности к изучению нового материала

Организовать и направить деятельность учащихся на внимание, память




Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме

Вспомнить алгоритм характеристики звука

Словесный: беседа в сочетание с наглядным методом (прослушивание записи пения птиц), практическим методом (сбор слов) с вовлечением в познавательную деятельность.

Метод мотивируемого  обучения через похвалу

Вводная беседа о времени года:

Какое время года наступило?

Правильно, весна. Что происходит весной?(ответы детей)

(звучат голоса птиц) Появляется грач.

 Грач: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
.

Вам принесла письмо от лесных жителей? Они просят вашей помощи: ответить на вопросы.

- Ой, ребята, пока наша птичка летела, она все слова рассыпала. Давайте, ей поможет собрать буквы в слова, и понять, как нужно помочь лесным жителям.

О, К, Т ?                С, Л, И, А         И, П, Л, А       Т, О, Ч?            (СЛАЙД 2)-   познавательное упражнение на основе наглядности, словесного сопровождения.

- Какие  слова можно составить, используя  эти буквы? Составьте слова.

(На доске  по мере составления появляются слова- Кот, ток, кто?, лиса, сила, кино, кони, что?.)

В помощь детям могут быть загаданы загадки: Рыжая птичница 
В курятник пришла, 
Всех кур перечла 
И с собой унесла. Ответ: Лиса

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)


Какие слова не подходят?  (кто?, что?) Это слова-вопросы.

Выберите слово, к которому  можно задать вопрос кто?

Выберите слово, к которому можно задать вопрос что?

Дети могут допускать ошибки.

Что обозначают данные слова? Эти слова обозначают предметы.

А теперь скажите, о чем нам просят поговорить  лесные жители?

О словах, обозначающие предметы. Чем мы будем заниматься на уроке, (СЛАЙД 3)

  1. учиться находить слова, которые обозначают предмет;
  2. распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? что?(задачи)

Мы будем говорить о словах, которые обозначают предмет.

- (На доске написаны буквы У а ы Е С с я и)

Какая буква лишняя?

В какие две группы можно объединить остальные буквы?

Сегодня на уроке мы повторим написание буквы Сс.

Что вы знаете об этой букве? (обозначает глухой  парный согласный звук, может быть мягким, может быть твердым)- схема

характеристики звука -Характеристика звука с опорой на схему

  1. Назовите слова с буквой с? Называют слова
  2. Прочитайте слова для чистописания: собака, лисица,  стакан.
  3. Какое слово лишнее, почему?                                 (СЛАЙД 4)
  4. Устный опрос у доски. Разделим на слоги. Подчеркните гласные. Назовите согласные. Маркером зеленым, синим. Поставим ударение.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы делают зарядку»-развитие мелкой моторики пальцев рук перед выполнением упражнений

Запишем дату.

Ира- прописать строчку букв Сс. Следить за написанием, осанкой.

Ввод в тему Остальные -спишите только слова, называют животных- одушевленные предметы. Какие слова мы должны записать?

 Изучение нового материала

Формировать умение находить, различать  и употреблять одушевленные и неодушевленные предметы.

Умение работать самостоятельно, в команде


Научиться устно и письменно употреблять (классифицировать) слова, обозначающие предметы.

Осуществлять проверку (контроль) выполненного задания самостоятельно, в команде


Словесные в сочетание с наглядными: правило, схема.

Практические методы с опорой на схему, правило.

Дифференциация слов на группы, анализ, делают выводы, групповая и индивидуальная работа через игру, упражнения, карточки.

Стимулирующие методы на основе различного раздаточного материала, вовлечение в работу всех учеников, похвала.

Метод  контроля: самоанализ, взаимопроверки работы.


Работа с учебником

  1. 1) Объяснение, какие слова отвечают на вопрос кто, какие- что?  С опорой на схему, наглядный материал.
  2. Упр. 9 стр. 116 Ответьте на вопросы по рисункам. Кто это? Что это?
  3. Напиши по образцу: Кто это? Это девочка…
  4. Что это? Это стол, …
  5. Выполним это упражнение письменно у доски и в тетради. Запишем два слова к каждому вопросу.

Сделаем вывод. (СЛАЙД 4) – учебник стр. 117

К  одушевленным существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т.д., т.е. живых существ. К  неодушевленным существительным - названия предметов, явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам.

2) Упражнение-игра  В коробочке у грача есть маски. Давайте их оденем и назовем, что выбрали (медведь, птица, лиса, яблоко, ель, цветок).

В нашем классе тоже есть слова-вопросы. Давайте их прочитаем! (на окне, двери). К каким словам можно задать вопросы кто? что?

Каждый из вас одевает маску. Нам нужно вставить на свое место. Подумали и нашли свое место.

Проверяет нас грач. Делает вывод.

3) Задание- карточка из конверта грача: Выберите слова, которые отвечают на вопрос что? и поместите в корзину.

Заяц, брюки, дыня, конь, кит, арбуз, молоко, лиса.            У Иры- Заяц, дыня, арбуз, лиса.                      

(работаем по цепочке)

На какое правило встретились слова?

Задание- карточка №2: Справа рисунки, записать слова, которые отвечают на вопрос кто?

(лиса, корова, волк, яблоко, помидор, песок, собака, гусь, горох)

У Иры- лиса, гусь, волк, яблоко, песок, горох

Самостоятельная работа с проверкой. Проверка.

Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие слова на вопрос что?

  1. Проверим друг друга- поменяемся карточками с соседом по ряду. Красным карандашом отметим, если найдете ошибку. На первой капле слова, обозначающие неодушевленный предмет. А на второй? Докажите!
  2. Физкультминутка «Поднимает руки класс- это раз»

4. Закрепление учебного материала

Создать условия для закрепления изученного материала и уточнить степень усвоения нового материала. Оказать помощь в систематизации навыка употребления этих слов.




Автоматизировать навык употребления слов, обозначающих предметы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Практический метод: упражнения, ТСО, игра в сочетании с наглядным методом (фото, правило, схема, образец)

Наглядно -практическая работа на основе учебника, карточек, с опорой на схему, правило.

Ответы и доказательства детей с использованием словесно-наглядного метода (ответ-рассказ+ схемой)

Метод контроля: самоконтроль, взаимопроверка, учитель

Работа с картинкой.

У тебя еще есть в конверте фотография. Посмотри на фотографию. Что вы видите? (СЛАЙД 5)

Назвать предложение, чтобы оно начиналось с ответа на вопрос кто? Что?

Дети вешают кормушки на дерево.

Кормушки висят на дереве. И т.д.

Правила написания предложений: большая буква, разделяются слова, конец предложения. Сказать с разной интонацией.

Запишем два предложения. К доске вызываю одного ребенка, остальные пишут в тетради.

Сколько слов в предложении? Схема. Первое слово- сколько слогов с лове, записываем первое слово. Второе слово- слоги, диктовка. Проверьте с предложением, записанным на доске. Я проверю у вас после урока.

Вот такие добрые дела могут совершать дети весной.


8. На картинке- слайде картинки убежали. Давайте поможем правильно их разместить:

Слива, капуста, морковь, картофель, мальчик, девочка, лиса, медведь и др.

Наш лист разделен на две части. В левый нижний угол поместим слова, отвечающие на вопрос кто? В правый верхний- Что?

Работа с компьютером- один-два ученик. (СЛАЙД 6) Остальные работают на карточке- эти же слова в цветном варианте, приклеиваются на лист, разделенный на две части (кто, что).

Контроль (СЛАЙД 7): Дети передают по часовой стрелке и проверяют друг друга.

Посмотрите  на правый верхний угол, -  какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол  -  а здесь какие?(неодушевленные). Делают вывод, к каким словам кто? Или что?

Игра «Отвечай-ка руками»

Я называю слова, если отвечают на вопрос кто? поднимите руки,  что? руки вперед  

Люстра, мальчик, гроза, кролик, окно, ученик, часы, ветер, самолет, рыба, кровать, заяц

5. Задание на дом

Формировать умения учеников оценивать деятельность на уроке


Дать самооценку, самоанализ работы на занятии, учить употреблять полученные знания при фронтальном опросе

Словесный метод (опрос) в сочетание с наглядным материалом (схема)

Стимулирующих метод: похвала, награждение за работу.

Помогли мы грачу и лесным жителям, ответили мы на все вопросы, поставленные в начале урока? (СЛАЙД 8)

Выполнили ли мы их?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

  1. -Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)
  2.  На какой вопрос отвечают слова, которые называют людей и животных? (Кто?) На какой вопрос отвечают слова, которые называют неодушевлённые предметы, явления, события? (Что?)

Грач, мы выполнили все твои задания?

-Да, вы мне очень помогли. Мне уже пора, мне нужно лететь дальше и сообщить, что весна пришла. А вам я предлагаю до следующего занятия ко всем словам, обозначающим предмет, ставить вопрос кто? что? И определить, к какой группе относится слово, обозначающие предмет: одуш или неодуш.

Зарядка для глаз «Капли капали- кап, кап»

Давайте, ответим на вопросы:

Что было трудно выполнить? Что понравилось?

Какое сейчас настроение? Покажите рисунок с изображением солнца или тучки.

Загадка:

  1. Кто-то утром не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг.

Что это? (СЛАЙД 9 -Солнце, а на нем написано: молодцы)

Дети получают такое же солнышко..

Спасибо всем. Все хорошо работали. И мы вам за вашу работу даем солнышко с оценкой.

На следующих уроках мы узнаем еще много нового и интересного про слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Бузулуцкой Лидии Васильевны предмет алгебра класс 7 МОУ ООШ № 41 Дзержинского района г. Волгограда Тема урока: « Метод алгебраического сложения»

Данный материал это моя личная разработка открытого урока в 7 классе по теме "Алгебраическое сложение". Здесь я отразила свою методику по изучению данной темы. Как показала практика, она является очен...

Конспект урока на тему: "Школьные предметы"

Конспект урока на тему: "Школьные предметы"...

конспект урока с УУД "Роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий

По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, ко...

Открытый урок "Слова, обозначающие действия предмета"

Тема: Слова, обозначающие действия предметаЦели и задачи: ·         познакомить детей с глаголами;·...

Конспект урока и презентация по предмету развитие устной речи

Цель: 1)формирование  представления  детей  о  деревьях;2)уточнение  и  расширение  знаний  о  строении  деревьев на  основе  зна...