Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
методическая разработка по русскому языку
Доклад на методическом объединении учителей основной школы "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на методическом объединении учителей основной школы на тему
« Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развитие речи умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов.
Когда мы работаем над исправлением различных нарушений речи, формируем речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Полноценная речь ребенка - это путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.
Конкретно задачи работы по развитию речи умственно отсталых(интеллектуальными нарушениями) обучающихся на уроках русского языка сводятся к следующему:
1.Изучение речевого развития обучающихся.
2.Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
3.Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли
в письменной форме
Уточнение обогащение и активизация словарного запаса решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения. Ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам — эти виды упражнений используются в любом классе. В зависимости от года обучения меняются требования к выполнению упражнений: увеличивается объем устных высказываний, повышается самостоятельность, происходят качественные изменения самого вида работы (дословный, краткий пересказ, пересказ от третьего лица и т.д.).
Так, изучение речи детей осуществляется преимущественно на первом году обучения, поскольку точное знание уровня речевого развития каждого ученика - непременное условие правильного построения системы работы. В процессе обучения школьники могут неточно понимать слово, неправильно устанавливать его связи с другими словами, допускать искажения в последовательности оформления мыслей.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст реализуется прежде всего в процессе коммуникации.
Развитие речи – основная задача уроков русского языка и чтения, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.
Достижению поставленной цели способствуют следующие методы и приемы:
- письменное изложение или устный пересказ текста;
- свободный или творческий диктант;
- письменный пересказ с дополнительными заданиями;
- конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
Очень эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:
- заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
- проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
- объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Эффективность этих приемов увеличивается при использовании наглядого материала, игровых форм работы, при демонстрации презентаций.
2. Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся на уроках используется словарная работа.
Групповая работа со словарным словом.
Комплексный анализ слова.
Схема.
1.Прочитай слово выразительно.
2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.
3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./
4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /болото/.
5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения под диктовку учителя или с образца.
6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
7. Подберите словосочетания с данным словом.
8. Составьте предложение.
9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.
10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.
Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.
различные виды диктантов: словарный диктант; диктант по памяти; диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово).
- сочинения-миниатюры по опорным словам;
- карточки с разнообразными заданиями;
- игру «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
- работу со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом;
- игру «Справочное бюро» - работа со словарями: поиск «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
- традиционную словарную подготовку к изложению или сочинению.
Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются:
- Упражнения на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.
3. Обучение различным видам речевой деятельности предполагает обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи
Обучая слушанию, использую такие виды работ, как:
- повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
- записать во время слушания опорные слова;
На уроках как можно чаще вовлекаю ребят в обсуждение, подбирать тексты на актуальные и интересные темы. Использую следующие вопросы и задания:
- прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
- прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
- разбить текст на абзацы, озаглавить;
- проанализировать происходящие в произведении события, охарактеризовать героев
При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:
-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)
-Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
-Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).
Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.
Еще одним из эффективных методов и приемов работы является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способности к самовыражению в речи, уважительного отношения к слову, бережного с ним обращения, формирование потребности в практическом владении навыками ясной, выразительной речи. А все это возможно только при систематической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Изучение этих особенностей может оказать неоценимую ...
Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Целью уроков письма и развития речи у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Развитие речи" 5-9 классы
Рабочая программа по развитию речи 5-9 кл....