Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Развитие речи" 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Развитие речи» 5-9 классы
Цель изучения учебного предмета «Развитие речи»
Общая цель изучения предмета «Развитие речи» заключается в развитии и коррекции у глухих обучающихся устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Развитие речи» входит в предметную область «Русский язык, литературное чтение» и является обязательным.
«Развитие речи» является специальным учебным предметом; неразрывно связан с предметными дисциплинами «Русский язык», «Литературное чтение», обеспечивая достижение глухими обучающимися образовательных результатов в сфере обучения языку и развития речи.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю); в 6 классе - 102часа в год (3 часа в неделю); в 7 классе -68 часов в год (2 часа в неделю); в 8 классе -34 часа в год (1 час в неделю); в 9 классе -34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
5 класс
Текст, признаки текста.
Отличие текстов от предложения.
Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту.
Работа с деформированным текстом.
Работа с диалогом.
Комментированное письмо.
Описание предметов, явлений.
Описание внешности человека.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Работа над ошибками.
6 класс
Текст, признаки текста.
Отличие текстов от предложения.
Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту.
Работа с деформированным текстом.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Работа с диалогом.
Описание предметов, явлений.
Описание внешности человека.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Работа над ошибками.
7 класс
Текст. Работа с текстом.
Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста.
Письменный пересказ текста по вопросам.
Работа с диалогом.
Описание предметов, явлений.
Описание внешности человека.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Работа над ошибками.
8 класс
Текст. Работа с текстом.
Деление текста на части по данному плану.
Коллективное составление плана к тексту.
Распространение текста.
Письменный пересказ текста по вопросам.
Работа с диалогом.
Описание предметов, явлений.
Описание внешности человека.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Работа над ошибками.
9 класс
Текст. Работа с текстом.
Деление текста на части по данному плану.
Коллективное составление плана к тексту.
Распространение текста.
Письменный пересказ текста по вопросам, по плану.
Работа с диалогом.
Описание предметов, явлений.
Описание внешности человека.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Работа над ошибками.
Планируемые результаты
5 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (30 - 35 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста.
Достаточный уровень:
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
-оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 30 слов).
6 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (35 - 40 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 35 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 40 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли.
7 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (40 - 45 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; ∙
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 40 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 50 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (35-40 слов).
8 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста (45 - 50 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 45 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (45-50 слов).
9 класс
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Тематическое планирование 5 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Текст. Работа с текстом. | 8 |
2 | Составление рассказа на основе личного опыта. | 12 |
3 | Работа над диалогом «На уроке». | 2 |
4 | Труд людей осенью (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
5 | Труд людей весной (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
6 | Осенние изменения в природе. Работа со словарём. Составление предложений по теме. Выполнение заданий по теме. | 4 |
7 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
8 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 12 |
9 | Составление рассказа по опорным словам. | 11 |
10 | Отчёт о дежурстве (по классу, по школе, в столовой) | 7 |
11 | Школьные праздники. | 9 |
12 | Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте. | 2 |
13 | Деловое письмо. Записки личные и деловые. | 6 |
14 | Описание предметов, явлений. | 9 |
15 | Любимые праздники. | 6 |
16 | Комментированное письмо. | 2 |
17 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Текст. Работа с текстом. | 8 |
2 | Составление рассказа на основе личного опыта. | 12 |
3 | Работа над диалогом «В школе». | 2 |
4 | Труд людей осенью (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
5 | Труд людей весной (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
6 | Осенние изменения в природе. Работа со словарём. Составление предложений по теме. Выполнение заданий по теме. | 4 |
7 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
8 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 12 |
9 | Описание внешности человека. | 4 |
10 | Отчёт о дежурстве (по классу, по школе, в столовой) | 7 |
11 | Школьные праздники. | 9 |
12 | Деловое письмо. Записки личные и деловые. | 2 |
13 | Деловое письмо. Объявление. | 6 |
14 | Описание предметов, явлений. | 9 |
15 | Любимые праздники. | 6 |
16 | Комментированное письмо. | 7 |
17 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
18 | Работа над диалогом «В библиотеке». | 2 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Текст. Работа с текстом. | 5 |
2 | Письменный пересказ текста по вопросам. | 6 |
3 | Работа над диалогом «В столовой». | 2 |
4 | Труд людей осенью (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
5 | Труд людей весной (рассказ по сюжетной картинке/серии картин). | 3 |
6 | Сочинение творческого характера по картине. | 4 |
7 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
8 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 5 |
9 | Описание внешности человека. | 4 |
10 | Отчёт о дежурстве (по классу, по школе, в столовой) | 7 |
11 | Школьные праздники. | 4 |
12 | Деловое письмо. Анкета. Заявление. Объявление. | 2 |
13 | Описание предметов, явлений. | 4 |
14 | Любимые праздники. | 6 |
15 | Комментированное письмо. | 2 |
16 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
17 | Работа над диалогом «В Магазине». | 2 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Текст. Работа с текстом. | 3 |
2 | Сочинение творческого характера по картине. | 4 |
3 | Работа над диалогом «Моё увлечение». | 2 |
4 | Сочинение творческого характера по личным наблюдениям. | 4 |
5 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
6 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 5 |
7 | Деловое письмо. Заявление. Объявление. Расписка. | 6 |
8 | Описание предметов, явлений. | 7 |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Сочинение творческого характера по картине. | 4 |
2 | Сочинение творческого характера по личным наблюдениям. | 4 |
3 | Работа над диалогом «Любимый школьный предмет». | 2 |
4 | Сочинение творческого характера по личным наблюдениям. | 4 |
5 | Изложение (по материалу учебника) | 3 |
6 | Составление рассказа по предложенной теме. | 5 |
7 | Деловое письмо. Заявление. Автобиография. | 6 |
8 | Описание предметов, явлений. | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов
Рабочая программа составлена на основе программы «МАТЕМАТИКА» (авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами специальных (ко...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс
Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.Рабочая программа разр...