Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья на тему
В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Изучение этих особенностей может оказать неоценимую помощь логопедам, начинающим работать с детьми с ОВЗ, в частности с обучающими с умственной отсталостью. В данной статье приводятся примеры наиболее частых ответов детей, которые получены в результате ежегодных обследований обучающихся в начале и конце учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Нерослова Ольга Николаевна
ОГКОУ «Школа №11» г. Димитровград Ульяновская область
В специальной литературе многие авторы раскрывают особенности речевого развития обучающихся с нарушениями интеллекта. Основное содержание работ составляет обобщенная характеристика отклонений речевого развития у детей с нарушением интеллекта, проявляющихся в различных сторонах речи. В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Работа логопедом в течение 14 лет в Областном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда позволяет подвести некоторые итоги наблюдениям, посвященным своеобразию речевого развития, специфических отклонений и аномалий речевого развития у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение этих особенностей может оказать неоценимую помощь логопедам, начинающим работать с детьми с ОВЗ, в частности с обучающими с умственной отсталостью. В данной статье приводятся примеры наиболее частых ответов детей, которые получены в результате ежегодных обследований обучающихся в начале и конце учебного года.
Причины несовершенства лексической стороны речи умственно отсталых детей связаны с низким уровнем их интеллектуального развития, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность словарного запаса. У них сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным. Они сохраняют в своей памяти большое количество слов и понимают их значения, но не употребляют по своей инициативе. Эти слова находятся лишь в их пассивном словаре. Переход слов в активный словарь осуществляется крайне медленно.
Дети не знают названий многих предметов, которые их окружают. Например, матрёшка, пирамидка. Различия предметов не усваиваются детьми, а обозначения не разграничиваются. Блюдце называют тарелкой, табурет – стулом, кастрюлю- сковородой, водителя называют грузчиком, таксистом, автомобилем. С трудом дети называют детёнышей животных, почти до 5-6 -х классов не могут назвать жеребёнка, ягнёнка, а в начальных классах если и называют детёнышей, то ошибочно: «свинята», «телёнки». Обобщают чаще следующим образом: продукты → еда, головные уборы → шляпы, одежда → вещи. Затрудняются обобщать транспорт, профессии, не дифференцируют «овощи» ↔ «фрукты». Для обучающихся характерна неточность употребления слов. Чашка – кружка - стакан чаше называются следующим образом: «кружка, тоже кружка, бокал».
В активном словаре детей с нарушениями интеллекта отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения. Чаще всего вместо слов «скачет», «ползет» они говорят «ходит». При выполнении задания «Кто как голос подаёт» наиболее трудными оказываются глаголы: кукарекает, кудахчет, гогочет, ржёт. А обучающиеся в начальных классах чаще используют звукоподражания. Кроме того, используют невербальные средства общения, показывая движения руками. Глаголы с приставками дети заменяют бесприставочными глаголами или ошибочно используют приставки: поехал → ехал, переехал → проехал.
Наибольшую трудность представляет использование прилагательных. При выполнении задания на подбор признаков к картинкам используются слова, обозначающих цвет предметов, величину, вкус. Яблоко – зелёное, красное, с помощью наводящих вопросов могут назвать «кислое, сладкое круглое». Следующая особенность: лиса – «красная». В ходе беседы на примере сказок выясняется, что детям знакомы слова «рыжая, хитрая», но они эти слова не используют в своей речи. Девочка характеризуется как «хорошая», дальнейший подбор признаков, обозначающих внутренние качества человека затруднён. Дети используют в активном словаре, главным образом, «универсальные заменители»: плохой, хороший, большой, маленький. Подбирая антонимы, допускают типичные ошибки: длинный → узкий, узкий → большой, новый → не новый. В речи мало наречий, как правило, «хорошо», «плохо». Образуя относительные и качественные прилагательные, дети с нарушением интеллекта дают неожиданные ответы: компот из слив - «сливочный, сливной»; суп из овощей – «овощовый», «вкусный», «щи»; сок из винограда – «виноградовый», ветренный день- «ветерный», вместо морозного дня – «холодный». Особенно проявляются нарушения при образовании притяжательных прилагательных. На вопрос: «Чья лапа?» дают следующие ответы: «белочья», «лисицы», «лисиная», «оленичья», «оленева».
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизме (синий платье), выявляются искажения в употреблении падежей (Р.п.: вместо «В лесу много птичьих гнёзд» говорят: «гнездей», «гнездов»), смешения предлогов (около→из), неправильные согласования существительного и числительного (пять линейки), существительного и прилагательного с притяжательным местоимением (зелёное ведро – мой, красная ягода - моё). Функция словообразования недостаточно сформирована. Уменьшительно – ласкательные формы существительных образуют таким образом: барабан → «барабаник», скворец → «скворечник».
Можно сделать вывод, что, речь умственно отсталых детей развивается крайне медленно, носит своеобразный характер и отличается большой спецификой, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности детей, их психологическими особенностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности создания презентации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данное мультимедия содержит информацию о требованиях создания презентаций для обучающихся с умственной отсталостью разной степени....
Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"
В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...
Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Доклад на методическом объединении учителей основной школы "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...