Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
рабочая программа

Азарова Марина Алексеевна

  Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Председатель МО

Педагог-психолог

ГКОУ «ЦИО «Южный»

________________А.С.Кузьменцова

«________»______________2021г.

«Принято»

На заседании

Педагогического совета

Протокол №  от___  «___»__сентября_2021 г

Директор ГКОУ «ЦИО «Южный»

_____________Т. В. Кизерман

                                                                                                                                                   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»


КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

МОСКВА

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром.    Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

       Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

       Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в школу, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.

     Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.


       А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

      Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

 Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

— обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

 

     Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает              5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». 

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. 

        Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. 

 Методы обучения:

- действия по образцу;

- выбор по образцу;

- действия по подражанию;

- «жестовая» инструкция;

- совместные действия взрослого и ребенка.

     Все занятия по сенсорному воспитанию проводятся не просто в игровой форме, а игровым методом.

    Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение ребенка с умеренной умственной отсталостью.

       Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.

Срок реализации программы: 01.09.21 - 31.05.2022 учебный год.               

Возраст детей, участвующих в реализации данного курса: 7 – 18 лет

Личностные  результаты  освоения коррекционного курса:

- Формирование  интереса к обучению;                                                                            - Овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия;                         - Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;                      - Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Предметные результаты освоения коррекционного курса:

-Развитие способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;

-Развитие сенсорных анализаторов;

-Формирование навыков самостоятельности. Снижение степени поддержки при выполнении заданий.

         Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.

 I. Зрительное восприятие:

 -Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

 -Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.  

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.  

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.  

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

-Формирование умения узнавать и различать форму предмета (куб, шар).

-Формирование умения узнавать и различать величину предмета (большой, маленький).

II. Слуховое восприятие:

- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.  

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.        

 - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.  

-Формирование умения соотносить звук с его источником.  

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

III. Кинестетическое восприятие:  

-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

-  Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.  -  Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.  

-  Формирование адекватной реакции на положение тела.

-  Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

-  Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-  Формирование умения различать свойства материалов.

 IV. Восприятие запаха:

- Формирование адекватной реакции на запахи.

-  Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху (кофе, лимон, хвоя и др.)

 V. Восприятие вкуса:  

-  Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, соленый, кислый, сладкий) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

-  Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу (шоколад, яблоко и др.)

-  Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.    

(горький, сладкий, кислый, соленый).                                                                

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

- сенсорная комната,

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,

- сенсорные панели,

- мячи, кольцебросы, обручи,

- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),

- мозаики (крупные и мелкие),

- настольные игры

- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, цвета

- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,

- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).

-компьютер. Мультимедийные материалы.

Планирование работы

Содержание

Период

Диагностика

1 модуль

01.09 - 15.09

I. Зрительное восприятие

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

 -Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.  

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.  

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.  

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

-Формирование умения узнавать и различать форму предмета (куб, шар).

-Формирование умения узнавать и различать величину предмета (большой, маленький).

2 модуль

16.09 - 30.11

 II. Слуховое восприятие 

 - Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.  

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.        

 - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.  

-Формирование умения соотносить звук с его источником.  

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

3 модуль

01.12 - 31.01

III. Кинестетическое восприятие

 -Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

-  Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

 -  Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.  

-  Формирование адекватной реакции на положение тела.

-  Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

-  Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-  Формирование умения различать свойства материалов.

4 модуль

01.02 - 31.03

IV. Восприятие запаха. 

- Формирование адекватной реакции на запахи.

-  Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху (кофе, лимон, хвоя и др.)

5 модуль

01.04 - 29.04

V. Восприятие вкуса. 

 -  Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, соленый, кислый, сладкий) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

-  Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу (шоколад, яблоко и др.)

-  Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.    

(горький, сладкий, кислый, соленый).                                                                

6 модуль

02.05 - 31.05

Примерное календарно-тематическое планирование

Период

Тема

Содержание

Ожидаемый

результат

Методические рекомендации

1 модуль

01.09 - 15.09

Диагностика

Диагностика диапазона воспринимаемых ощущений по 5 разделам: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое

восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

2 модуль

16.09 - 30.11

Зрительное восприятие

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Фиксация взгляда на лице человека.

Ребенок учится удерживать взгляд на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки. Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.  

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).

Светящиеся игрушки и предметы предъявляются на расстоянии до 1метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

При обучении фиксации взгляда на предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, ярким, без лишних деталей, затрудняющих его целостное восприятие.

- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.  

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.  

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в

пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди,

заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый,

черный и др.)

Ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот

цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета (такой-не такой),

называть цвет заданного предмета.

-Формирование умения узнавать и различать форму предмета (куб, шар).

Узнавание (различение) формы объектов (куб, шар).

Ребенку предъявляют предмет определенной формы и называют эту

форму. Ребенок учится находить предметы такой же формы (такой-не такой),

называть форму заданного предмета.

-Формирование умения узнавать и различать величину предмета (большой, маленький).

Узнавание (различение) величины предмета (большой, маленький).

Ребенку предъявляют предмет определенной величины. Ребенок учится находить предметы такой же величины (такой-не такой), называть величину заданного предмета.

3 модуль

01.12 - 31.01

Слуховое восприятие 

- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.  

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. При необходимости интенсивность звукового воздействия может меняться.

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Педагог издает короткий звук звучащим предметом и дает ребенку потрогать источник звука для того, чтобы он понял, что то, что звучит можно потрогать. После того, как ребенок установит причинно-следственную связь, педагог перемещает звучащий предмет и снова издает им звук.

- Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.  

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Сначала ребенку показывают предмет (музыкальную игрушку, магнитофон и др.) и дают послушать, как он звучит.

Затем педагог включает звук и прячет предмет в пределах комнаты. Ребенку предлагают найти звучащий предмет.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

Соотнесение звука с его источником.

Сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

В работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др. Сначала ребенка знакомят со звучанием

каждой коробочки. Затем учитель предъявляет ребенку звук, тождественный

по звучанию одному из объектов, и просит найти такой же. Ребенок выбирает объект с таким же звучанием.

4 модуль

01.02 - 31.03

Кинестетическое восприятие

-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Педагог должен выявить, какие прикосновения

приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.

-  Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.  

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Рекомендуем начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени.

-  Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.  

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

Рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям (мячи с разными поверхностями, массажеры и др.).

-  Формирование адекватной реакции на положение тела.

Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) самостоятельно

или с помощью взрослого. Данное положение тела он удерживает в течение нескольких минут для того, чтобы у него была возможность «прислушаться» к своим ощущениям.

-  Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Адекватная реакция на изменение положения тела.

Чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе. Для этого используют гамак, качели, вращающееся кресло и т.п.

-  Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

Адекватная реакция на положение частей тела.

Учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой,

фиксируя на некоторое время это положение.

-  Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т.д. Положение тела может быть разным:

сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок.

-  Формирование умения различать свойства материалов.

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе

Соприкосновения с ними (погружает руки в материал, зачерпывает,переливает, гладит по поверхности и др.). Ребенок учится играть в такие дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» и т.п.

5 модуль

01.04 - 29.04

Восприятие запаха. 

- Формирование адекватной реакции на запахи.

Адекватная реакция на запахи.

Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту.

-  Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху (кофе, лимон, хвоя и др.)

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями.

6 модуль

02.05 - 31.05

Восприятие вкуса. 

-  Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, соленый, кислый, сладкий) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими

кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко.

-  Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу (шоколад, яблоко и др.)

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.

-  Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.    

(горький, сладкий).    

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Министерство образования и науки РФ. «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2.»

Изд. Просвещение, 2018г.

  1. Программа «Образование детей с интеллектуальными нарушениями на основе второго варианта АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).» автор Царёв Андрей Михайлович Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.
  2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

     С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой.

Приложение 1                                    

Диагностическая карта                                                                                                                                                                           к пробам по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

ФИО ребенка, возраст

Класс

Дата проведения психолого-педагогического обследования

Педагог, осуществляющий диагностику

Параметры оценивания

Критерии оценки

Результат наблюдения

Примечания

  1. Зрительное восприятие

начало года

конец года

Проба 1. Фиксация взгляда на лице человека

Фиксация взгляда на лице человека

фиксирует взгляд на лице педагога

Проба 2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

фиксирует взгляд на неподвижном светящемся предмете

Проба 3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете

Фиксация взгляда на неподвижном предмете

удерживает взгляд на неподвижном предмете

Проба 4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

прослеживает взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Проба 5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

прослеживает взглядом за движущимся удаленным объектом

Проба 6. Дифференциация предметов по цвету

Дифференциация предметов по цвету и

дифференцирует предметы по цвету

Проба 7. Различение цвета предметов

Различение цвета предметов

различает цвет предметов:

красный

синий

желтый

зеленый

Проба 8. Соотносит предметы по форме

Зрительное соотнесение предметов по форме

Зрительно соотносит предметы по форме

Проба 9. Выделяет по слову форму предмета

Выделение по слову формы предметов

Выделяет по слову форму предметов:

куб

шар

Проба 10. Соотносит предметы по величине

Зрительное соотнесение предметов по величине

Зрительно соотносит предметы по величине

Проба 11. Выделяет по слову величину предмета

Выделение по слову величины предметов

выделяет величину предметов:

большой

маленький

  1. Слуховое восприятие

Проба 1. Локализация неподвижного источника звука

Локализация неподвижного источника звука

локализует неподвижный источник звука

Проба 2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником

прослеживает за близко расположенным перемещающимся источником

Проба 3. Локализация неподвижного удаленного источника звука

Локализация неподвижного удаленного источника звука

локализует неподвижный удаленный источник звука

Проба 4. Соотнесение звука с его источником  

Соотнесение звука с его источником  

соотносит звук с его источником

Проба 5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

находит одинаковые по звучанию объекты

  1. Кинестетическое восприятие

Проба 1. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

реакция на прикосновение к рукам

реакция на прикосновение к ногам

реакция на прикосновение к голове

Проба 2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости

реакция на соприкосновение с теплой водой

реакция на соприкосновение с холодной водой

реакция на соприкосновение с крупой

реакция на соприкосновение с клейстером

реакция на соприкосновение с гладкой фактурой материала

реакция на соприкосновение с шероховатой фактурой материала

Проба 3. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов

реакция на вибрацию

Проба 4. Реакция на давление на поверхность тела

Реакция на давление на поверхность тела

реакция на давление на поверхность тел

Проба 5. Реакция на положение тела

Реакция на положение тела

реакция на вертикальное положение тела

Проба 6. Реакция на изменение положения тела

Реакция на изменение положения тела

реакция на изменение положения тела

Проба 7. Реакция на положение частей тела

Реакция на положение частей тела

реакция на сгибание правой руки

реакция на разгибание правой руки

реакция на удержание правой руки

реакция на сгибание левой руки

реакция на разгибание левой руки

реакция на удержание левой руки

реакция на сгибание правой ноги

реакция на разгибание правой ноги

реакция на удержание правой ноги

реакция на сгибание левой ноги

реакция на разгибание левой ноги

реакция на удержание левой ноги

Проба 8. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

реакция на соприкосновение тела с мягким матрацем

реакция на соприкосновение тела с твердой кушеткой

реакция на соприкосновение тела с поверхностью шарикового бассейна

реакция на соприкосновение тела с поверхностью воды

Проба 9. Различение температуры, фактуры поверхности, влажности, вязкости материалов

Различение температуры, фактуры поверхности, влажности, вязкости материалов

определяет температуру воды:

теплая

холодная

определяет фактуру поверхности сенсорной дощечки:

гладкая

шероховатая

определяет вязкость материала:

сыпучая крупа

жидкий клейстер

определяет влажность тряпки:

сухая

мокрая

  1. Восприятие вкуса и запаха

Проба 1. Реакция на запах

Реакция на запах

реакция на запах апельсина

реакция на запах зубной пасты

реакция на запах хлеба

реакция на запах мыла

Проба 2. Узнавание объектов по запаху

Узнавание объектов по запаху

узнает объекты по запаху

Проба 3. Реакция на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам

Реакция на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам

реакция на вкус сладкого яблока

реакция на вкус кислого яблока

реакция на вкус соленого огурца

реакция на вкус горького шоколада

Проба 4. Узнавание продуктов по вкусу

Узнавание продуктов по вкусу

узнает продукты по вкусу

Проба 5. Различение вкусовых качеств продуктов

Различение вкусовых качеств продуктов

определяет вкусовое качество продукта

Приложение 2

Диагностические  пробы по коррекционному курсу

 «Сенсорное развитие»

Зрительное восприятие

Проба 1. Фиксация взгляда на лице человека                                                                                                                                                               Цель: оценить умение фиксировать взгляд на лице человека                                                                                                                                 Диагностический материал:                                                                                                                                                                                                        Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит, лежит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. Лицо педагога расположено на уровне глаз ребенка на расстоянии вытянутой руки.
  2. Педагог привлекает внимание ребенка мимикой (интонацией, тембром голоса) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на своем лице.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на лице педагога, находящегося на расстоянии вытянутой руки, в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок не смотрел на педагога или удерживал взгляд на лице педагога менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на лице человека в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете                                                                                                                       Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете                                                                                  Диагностический материал: фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки                                                                                                                  Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет светящуюся игрушку на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.
  3. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет пламя свечи на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.
  4. Работа с фонариком проводится в затемненной комнате. Педагог привлекает внимание ребенка, направляет луч фонарика на лицо ребенка (избегать попадания в глаза) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.
  5. Затем педагог направляет луч фонарика на стену, привлекает внимание ребенка к световому пятну на стене и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на световом пятне.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на неподвижном светящемся предмете, находящемся от него на расстоянии 45-50 см в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок не смотрел на светящийся предмет или удерживал взгляд на неподвижном светящемся предмете менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете                                                                                                                                               Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)                                                                                                                                                                     Диагностический материал: желтый шарик                                                                                                                                                             Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет желтый шарик, на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка напротив (слева, справа), выше уровня глаз ребенка напротив (слева, справа), ниже уровня глаз ребенка напротив (слева, справа). Каждый раз педагог фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на предъявляемом предмете.

*Проба проводится1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на шарике, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) в течение 3-х секунд и более

1 балл – при выполнении пробы ребенок удерживал взгляд на шарике не на всех уровнях, менее 3-х секунд

Выбор из программного материала ожидаемого результата фиксация взгляда на неподвижном предмете в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Диагностический материал: желтый шарик

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  1. Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет шарик на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка, затем перемещает его в разных направлениях (по горизонтали, по вертикали, по кругу, приближая к лицу ребенка, удаляя от лица ребенка) на расстояние от 30 см до 1 метра и фиксирует прослеживание за движущимся близко расположенным предметом.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал взглядом за движущимся близко расположенным предметом в разных направлениях

1 балл – при выполнении пробы ребенок не прослеживал взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживал взглядом в одном или нескольких направлениях

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом

Диагностический материал: резиновый мяч среднего размера

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог находится на расстоянии 1,5 – 2 метров от ребенка.
  2. Педагог привлекает внимание ребенка к мячу, который держит в руках, потом кладет мяч на пол, толкает его и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.
  3. Затем педагог привлекает внимание ребенка к себе (речью и мимикой), перемещается по комнате на расстоянии более 2 метров в разных направлениях и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал взглядом за удаленным объектом, перемещающимся в разных направлениях

1 балл – при выполнении пробы ребенок не прослеживал взглядом за движущимся удаленным объектом; ребенок прослеживал взглядом за перемещением одного объекта

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 6. Дифференциация предметов по цвету

Цель: оценить умение дифференцировать предметы по цвету

Диагностический материал: 5 кубиков зеленого цвета, 5 кубиков красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит кубик зеленого цвета, в другой – красного цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 красных и 4 зеленых кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».
  3. Педагог ставит на стол напротив ребенка 4 коробки, в которых лежат по одному кубику зеленого, красного, синего, желтого цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет кубики четырех цветов. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок дифференцировал предметы по цвету

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при дифференциации предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по цвету в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 7. Различение цвета предметов

Цель: оценить умение различать цвет предметов

Диагностический материал: 4 кубика (1 кубик зеленого цвета, 1 кубик красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет перед ребенком 4 кубика (красный, желтый, синий, зеленый), привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди синий (желтый, красный, зеленый)» / «Покажи синий (желтый, красный, зеленый)»» / «Где синий (желтый, красный, зеленый)?» / «Посмотри на синий (желтый, красный, зеленый)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать цвет предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал цвет предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении цвета предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение цвета предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 8. Зрительное соотнесение  предметов по форме

Цель: оценить умение зрительно соотносить предметы по форме

Диагностический материал: 5 кубиков, 5 шариков, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит - кубик, в другой – шарик. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 шарика и 4 кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи предметы по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые предметы» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок зрительно соотнес предметы по форме

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении предметов по форме

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по форме в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 9. Выделяет по слову форму предмета

Цель: оценить умение различать по слову форму предметов

Диагностический материал: 4 кубика, 4 шарика

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет перед ребенком 4 кубика, 4 шарика, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди кубик (шарик)» / «Покажи кубик (шарик)»» / «Где кубик (шарик)?» / «Посмотри на кубик (шарик)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать форму предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал форму предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении формы предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение формы предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 10. Зрительное соотнесение  предметов по величине

Цель: оценить умение зрительно соотносить предметы по величине

Диагностический материал: 5 больших предметов, 5 маленьких предметов, 2 коробки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит – большой предмет, в другой – маленький предмет. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 больших предмета и 4 маленьких предмета. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи предметы по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые предметы» / «Положи к такому же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок зрительно соотнес предметы по величине

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении предметов по величине

Выбор из программного материала ожидаемого результата дифференциация предметов по величине в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 11. Выделяет по слову величину предмета

Цель: оценить умение различать по слову величину предметов

Диагностический материал: 4 больших предмета, 4 маленьких предмета

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет перед ребенком 4 больших предмета, 4 маленьких предмета, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди большой (маленький)» / «Покажи большой (маленький)»» / «Где большой (маленький)?» / «Посмотри на большой предмет (маленький предмет)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать величину предъявляемого предмета.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок различал величину предметов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении величины предметов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение величины предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Слуховое восприятие

Проба 1. Локализация неподвижного источника звука

Цель: оценить умение находить неподвижный источник звука, расположенный на уровне уха (плеча, талии)

Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка, с силой звука 55-60 ДБ

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог располагает резиновую игрушку на уровне правого (левого) уха ребенка, на расстоянии 25-30 см от уха, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.
  3. Затем педагог аналогичным образом предъявляет звучащий предмет на уровне плеча (талии) и фиксирует реакцию ребенка на звук.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок локализовал неподвижный источник звука, расположенный на уровне уха (плеча, талии): поворачивал голову, смотрел на звучащий предмет

1 балл – при выполнении пробы ребенок не слышал звук, слышал, но не локализовал звук (не поворачивал голову в сторону звучащего предмета, протягивал руку, пытаясь захватить звучащий предмет) или локализовал его на одном-двух уровнях

Выбор из программного материала ожидаемого результата локализация неподвижного источника звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука (для детей с нарушением зрения)

Цель: оценить умение прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука

Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка, с силой звука 55-60 ДБ

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог располагает резиновую игрушку ребенка напротив ребенка на уровне его глаз, на расстоянии 30-40 см, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.
  3. Затем педагог перемещает резиновую игрушку в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.) на расстояние до 1 метра, периодически сжимает ее и фиксирует реакцию ребенка на звук.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок прослеживал за близко расположенным перемещающимся источником звука (каждый раз тянул руку к источнику звука)

1 балл – при выполнении пробы ребенок слышал, но не локализовал звук или локализовал его на одном-двух направлениях

Выбор из программного материала ожидаемого результата прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Локализация неподвижного удаленного источника звука

Цель: оценить умение локализовать неподвижный удаленный источник звука

Диагностический материал: заводная музыкальная игрушка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог показывает ребенку музыкальную игрушку, дает послушать ее звучание и предъявляет речевую инструкцию: «Я сейчас спрячу игрушку. Найдешь ее?»
  3. Педагог предлагает ребенку закрыть глаза (отвернуться, выйти из помещения), заводит игрушку и прячет ее в помещении.
  4. Педагог предлагает ребенку открыть глаза (повернуться, войти в помещение) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди игрушку».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок локализует неподвижный удаленный источник звука (находит спрятанную звучащую игрушку)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не локализует неподвижный удаленный источник звука (не находит спрятанную звучащую игрушку или находит спрятанную звучащую игрушку с помощью педагога)

Выбор из программного материала ожидаемого результата локализация неподвижного удаленного источника звука в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Соотнесение звука с его источником  

Цель: оценить умение соотносить звук с его источником

Диагностический материал: аудиозапись со звуками животных (кот, собака, корова, свинья, петух), картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух), затем предъявляет фрагмент аудиозаписи со звуками одного животного, потом другого животного и т.д. После каждого фрагмента аудиозаписи педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Кто это? Покажи» / «Кто это? Найди» / «Кто это? Посмотри»

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок соотносил звук с его источником

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при соотнесении звука с его источником

Выбор из программного материала ожидаемого результата соотнесение звука с его источником в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие слухового восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Цель: оценить умение находить одинаковые по звучанию объекты

Диагностический материал: парные «шумящие» коробочки (2 коробочки с манкой, 2 коробочки с гречей, 2 коробочки с фасолью)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком три «шумящих» коробочки (с манкой, гречей, фасолью), затем берет парную коробочку, привлекает внимание ребенка, встряхивает ее и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди такую же».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок находил одинаковые по звучанию объекты

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при нахождении одинаковых по звучанию объектов

Выбор из программного материала ожидаемого результата нахождение одинаковых по звучанию объектов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие слухового восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Кинестетическое восприятие

Проба 1. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Цель: оценить реакцию на прикосновения человека

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог прикасается к рукам, ногам, голове ребенка, чередуя виды прикосновений: поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и т.д. и фиксирует эмоционально-двигательную реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на воздействие (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на воздействие (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости

Цель: оценить реакцию на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и фиксирует реакцию ребенка на температуру воды. Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и также фиксирует реакцию ребенка.
  3. Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.
  4. После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и также фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.
  5. Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки и помогает ребенку поочередно потрогать их, фиксируя реакцию на гладкую и шероховатую фактуру материала.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на воздействие (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на один или несколько видов соприкосновений с материалами (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

 Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР. Если наблюдается стойкая негативная реакция на соприкосновение с каким-либо материалом, то не рекомендуют планировать работу с ним.

Проба 3. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Цель: оценить реакцию на вибрацию, исходящую от объекта

Диагностический материал: вибрирующая игрушка (мышка), вибромассажер

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог вкладывает в руку ребенка вибрирующую игрушку и фиксирует реакцию ребенка на воздействие.
  3. Педагог прикладывает вибромассажер к ногам ребенка и фиксирует реакцию ребенка на воздействие.  

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вибрацию, исходящую от объектов (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на вибрацию, исходящую от объектов (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от прикосновений)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Реакция на давление на поверхность тела

Цель: оценить реакцию на давление на поверхность тела

Диагностический материал: теннисный мячик (резиновый массажный мячик)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог касается руками разных участков тела ребенка (руки, ноги, голова), чередует более легкие и интенсивные надавливания, делает между ними паузы, каждый раз фиксирует реакцию ребенка на воздействие.  
  3. Аналогичную работу педагог проводит, используя резиновый массажный мячик.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на давление на поверхность тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на давление на поверхность тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на давление на поверхность тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 5. Реакция на положение тела

Цель: оценить реакцию на вертикальное положение тела

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (на кресле-коляске). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит ребенка на ноги (задает вертикальное положение с опорой на ноги), удерживает его в этом положении в течение 3-4 минут и фиксирует реакцию ребенка на заданное положение тела.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вертикальное положение тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на положение тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на положение тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 6. Реакция на изменение положения тела

Цель: оценить реакцию на изменение положения тела

Диагностический материал: качели (гамак), гимнастический мат, вращающееся кресло

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет ребенка на гимнастический мат на живот, затем поворачивает на бок, на спину, возвращает в исходное положение, фиксируя реакцию ребенка на каждое изменение положения тела.
  3. Педагог сажает ребенка на качели (гамак), раскачивает их и фиксирует реакцию ребенка.
  4. Педагог сажает ребенка во вращающееся кресло и катает в разном темпе.  

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на изменение положения тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на изменение положения тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на изменение положения тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла развитие кинестетического восприятия является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 7. Реакция на положение частей тела

Цель: оценить реакцию на положение частей тела

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечности в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время каждое положение части тела и реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на положение частей тела (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на положение частей тела (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на положение частей тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 8. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Цель: оценить реакцию на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Диагностический материал: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, терапевтический (водный) бассейн

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет ребенка на мягкий матрац поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.
  3. Педагог кладет ребенка на твердую кушетку поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.
  4. Педагог кладет ребенка в шариковый бассейн поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.
  5. Педагог кладет ребенка на поверхность воды поочередно на живот (на спину, на бок) и фиксирует реакцию ребенка.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 9. Различение температуры, фактуры, влажности, вязкости материалов

Цель: оценить умение определять температуру (холодный, теплый), фактуру (гладкий, шероховатый), вязкость (жидкий, сыпучий), влажность (сухой, мокрый) материала

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»
  3. Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком сухую и мокрую тряпку, предлагает потрогать их и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая тряпка сухая (мокрая)?»
  5. Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Крупа сыпучая (жидкая)?»
  6. После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Клейстер сыпучий (жидкий)?»
  7. Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки, предлагает поочередно потрогать их и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Это гладкий (шероховатый)?»

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок определял температуру (холодный, теплый), фактуру (гладкий, шероховатый), вязкость (жидкий, густой, сыпучий), влажность (сухой, мокрый) материала

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при определении температуры и/или фактуры и/или вязкости и/или влажности материалов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение свойств материалов (температуры, фактуры, влажности, вязкости) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла расширение спектра материалов является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Восприятие вкуса и запаха

Проба 1. Реакция на запах

Цель: оценить реакцию на запах

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог предъявляет ребенку разные запахи (апельсин, хлеб, мыло, зубная паста), располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и фиксирует реакцию ребенка на воздействие. Когда педагог предъявляет хлеб и апельсин, обязательно дает ребенку попробовать их.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на знакомый запах (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на знакомый запах (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на запахи в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Узнавание объектов по запаху

Цель: оценить умение узнавать объекты по запаху

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста; картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты, поочередно предъявляет ребенку соответствующие запахи, располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение) или показывает жестом: «Что это?» / «Найди (покажи), что это?»/ «Посмотри, что ты нюхал» / «Назови, что ты нюхал»

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок узнавал объекты по запаху

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при узнавании объектов по запаху

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение объектов по запаху в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Реакция на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам

Цель: оценить реакцию на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

Диагностический материал: кислое (сладкое) яблоко, соленый огурец, сладкий (горький) шоколад

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог предъявляет продукты с разными вкусовыми качествами (различные по консистенции) и фиксирует реакцию ребенка.

Когда педагог предъявляет хлеб и апельсин, обязательно дает ребенку попробовать их.

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы наблюдалась положительная или нейтральная реакция на вкус знакомых продуктов (ребенок спокойно реагировал на прикосновения, улыбался и т.д.)

1 балл – при выполнении пробы наблюдалась негативная реакция на вкус знакомых продуктов (ребенок хмурился, капризничал, «уходил» от воздействия)

Выбор из программного материала ожидаемого результата адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Узнавание продуктов по вкусу

Цель: оценить умение узнавать продукты по вкусу

Диагностический материал: апельсин, хлеб, банан, колбаса; картинки с изображением апельсина, хлеба, банана, колбасы

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением апельсина, хлеба, банана, колбасы или реальные продукты, дает ребенку попробовать соответствующие продукты и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Что это?» / «Найди (покажи), что это?»/ «Посмотри, что ты пробовал»

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок узнавал продукты по вкусу

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при узнавании продуктов по вкусу

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение продуктов по вкусу в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Различение вкусовых качеств продуктов

Цель: оценить умение определять вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)  

Диагностический материал: лимон, соль, сахар, горький лук

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог предъявляет продукты с разными вкусовыми качествами и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Какой по вкусу?»

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок определял вкусовые качества продуктов

1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при определении вкусовых качеств продуктов

Выбор из программного материала ожидаемого результата различение вкусовых качеств продуктов в СИПР актуален при оценке 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....