«Развитие связной речи на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи
на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Составила учитель русского языка: В.Н. Гнездилова
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с учащимися ОВЗ (легкая умственная отсталость). Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.
Данный курс является коррекционно – направленным: наряду с развитием общих способностей предлагается проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи и обогащению словарного запас учащихся с ОВЗ, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Основной принцип коррекционно – развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
В занятия включены материалы по:
- формированию слогового анализа и синтеза слов;
- формированию умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- формированию умения анализировать предложения;
- формированию умения обозначать границы предложения на письме;
- формированию умения самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;
- формированию умения и навыка построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов;
- формированию умения работать с деформированными предложениями, текстами;
- формированию умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
- формированию умения анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения;
- развивать умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;
- совершенствовать приёмы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;
- формирование умения последовательно пересказывать, опираясь на составленный план.
Задачи: создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития.
Особенности занятий: календарно-тематическое планирование курса занятий «Развитие речи» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – развитие связной речи. Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество
закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Продолжительность занятия 20-25 минут два раза в неделю.
Направления работы:
- Формирование практических речевых умений и навыков;
- Формирование навыков речевой коммуникации;
- Развитие фонематических процессов;
- Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
- Развитие умения последовательно излагать суть выполняемого задания;
- Формировать умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию;
- Формирование умения самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснить и объяснить их значение (первый опыт использования различных видов словарей);
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса, через определение смысловых связей между словами и преодоление неправильного, неточного употребление слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.
Примерное тематическое планирование коррекционной работы по формированию связной речи (2ч в неделю)
№п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. | Обследование устной речи. Устная связная речь. Лексика. Предложение. Текст. | 8 20 15 14 11 |
ИТОГО | 68 |
Список литературы:
1. Гордилова В. И., Кудрявцева м. З Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2000.
4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 2001.
5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"
Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»
В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....