Конспект урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка "Односоставные предложения" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8.docx | 21.29 КБ |
Технологическая карта урока "Односоставные предложения" | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Виды односоставных предложений"
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Цель урока:
1. Способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в художественном тексте и речи.
2. Продолжить развитие умения школьников находить нужные сведения в тексте учебной статьи, выделять главную мысль в её содержании и применять полученные знания на практике.
3. Воспитывать посредством художественного слова чуткое и бережное отношение к близким людям.
I. Организационный этап.
1. Вводное слово учителя.
Сегодняшний урок посвящен одному из самых светлых праздников - Дню Матери. Позвольте начать его строками стихотворения Расула Гамзатова.
2. Чтение отрывка стихотворения Расула Гамзатова « Мама» учителем:
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это — зов и заклинанье,
В этом слове — сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет.
В нем сокрыто жизни существо,
В нем — исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!... Я произношу его:
Мама.
И пусть самые близкие вам люди, ваши мамы, помогут вам сегодня усвоить тему урока, которая пока остается тайной.
II. Повторение изученного.
Для начала повторим теоретические сведения, проведем блиц-опрос по изученным темам.
III. Запись даты.
1. Разминка. Устно.
У: На слайде №1 записано предложение. Его можно считать второй темой урока.
От чистого сердца простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме.
Задание: Выделить грамматическую основу предложения и дать его синтаксическую характеристику, расставить знаки препинания.
(Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обращением.)
Основная тема все еще остается закрытой, хотя мы уже приступили к работе над ней.
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
1. Лексико-орфографическая работа.
Работа в парах: У каждого на парте есть карточка с изображенной на ней буквой. Вам необходимо записать в тетрадях прилагательные, начинающиеся с этой буквы, которые характеризовали ваших мам. Какие они, ваши мамы? Слов может быть несколько. Обратите внимание на правописание этих слов.
Если затрудняетесь, можете обратиться к толковому словарю в учебнике со стр. 237.
Варианты слов могут быть следующими:
О - очаровательная
Д - добрая
Н - нежная
О - оригинальная
С – современная (светлая)
О - обаятельная
С - сердечная
Т - талантливая
А – аккуратная (активная)
В - великолепная
Н – ненаглядная)
О - обворожительная
Е – единственная
Дети называют записанные ими слова, в случае затруднения учитель предлагает свои варианты, обращая внимание на правописание слов. Заготовленные таблички вывешиваются на доску друг под другом. В итоге из начальных букв складывается слово.
1. Кто догадался: как звучит тема урока? (По начальным буквам записанных слов)
2. Запись темы: «Односоставные предложения и их виды».
3. Фронтальная беседа.
Итак, на уроке речь пойдет об односоставных предложениях.
Попробуйте определить цель урока.
(Учащиеся дают свои варианты, учитель подводит итог)
Наша задача: научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена.
1. Какие предложения по наличию главных членов различают в русском языке?
2. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
III. Объяснение нового материала. (Этап усвоения новых знаний)
1 ряд - параграф 21, прочитать выбрать материал для схемы.
2 ряд – параграф 22, прочитать выбрать материал для схемы.
3 ряд – параграф 23, прочитать выбрать материал для схемы
- Отчет о работе групп, составление схемы и запись ее на доске.
Закрепление.
Определить вид односоставных предложений:
1. Берегите их от черных шалей!
Берегите женщин от войны!
2. Нет счастливей тех, чья мать жива.
3. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной
4. Детство. Дом. Молодая мама.
Определите главный член предложения.
Из Параграфа 24 нам предстоит узнать еще один вид односоставных предложений.
Запись в схему.
IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
1. Работа с сигнальными карточками.
1.1.Это предложение односоставное:
1. В доме добрыми делами занята,
По квартире тихо бродит доброта.
2. Настоящая мать человеку дается однажды.
3. Братья мои, берегите своих матерей.
1.2. Это предложение односоставное, определенно-личное:
1. Дай твои руки расцеловать, самые добрые в целом свете.
2. Самое нежное слово - мама.
3. Нет милее дружка, чем родная матушка.
1.3. Это предложение неопределенно-личное:
1. Восславим женщину-мать, чья любовь не знает границ.
2. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной.
3. Пуще глаза маму берегите от обид, от тягот, от забот.
1.4. Это предложение безличное:
1. Мать всегда против смерти.
2. При солнышке тепло, при матери добро.
3. Нет милее дружка, чем родная матушка.
1.5. Это предложение назывное:
1. А мамины глаза с годами все добрее и добрее.
2. Лучше всех на земле мама, моя мама.
3. Утро. Солнце. Моя мама.
2. Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает лист с заданиями для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа. Ф.И._________________________
Задание: Определите вид односоставного предложения, морфологические признаки главного члена (сказуемого). Распределите предложения в таблице.
(Указать № предложения)
1. Трудно жить, навеки мать утратив.
2. В чем упрекнуть тебя посмеют, увидев с проседью виски?
3. Повидайся со мной, родная, появись легкой тенью на миг.
4. Сеешь жизнь, как в поле просо!
Средь туманов и ветрил, светишь ярче всех светил.
Отгоняя тучи бед, зажигаешь жизни свет.
5. Матери, русские матери, в горе своем сединой убеленные, над обелисками низко склоненные.
6. Возраст твой считают не годами, а заботой, лаской и теплом.
7. И все-таки лучше всех на земле мама, моя мама.
8. Без сна ночей твоих прошло немало.
Назывные | Определенно-личные | Неопределенно-личные | Безличные |
V. Подведение итогов.
1. Фронтальная беседа.
1. Какая задача стояла перед вами?
2. Что удалось узнать?
3. Как оцениваете свои знания?
4. Что оказалось трудным?
5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал?
Пусть не смолкают слова благодарности в адрес лучшей из женщин на Земле.
Пусть вечно звучит гимн женщине-матери.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание учащихся.
Предварительный просмотр:
Тема урока Виды односоставных предложений | ||||
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
| ||||
План урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| ||||
Цели урока 1. Способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в художественном тексте и речи. 2. Продолжить развитие умения школьников находить нужные сведения в тексте учебной статьи, выделять главную мысль в её содержании и применять полученные знания на практике. 3. Воспитывать посредством художественного слова чуткое и бережное отношение к близким людям. | ||||
Формы и методы обучения Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная формы. Активные и интерактивные методы: самостоятельное изучение материала, составление схемы, дидактическая игра, обучение алгоритму. | ||||
Основные термины и понятия односоставные предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное.
| ||||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: составлять схемы, выбирать главное, пересказывать текст, определять типы односоставных предложений, использовать их в своей речи. Получат возможность научиться: распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена, выполнять действия по образцу, алгоритму. | ||||
Организационная структура урока
| ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент
| 1.Сообщает о празднике, которому посвящен урок – Дне Матери. 2. Читает отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Мама» | 1. Слушают 2. Обдумывают | Коллективная | Формирование ценностных оринтиров (личностные, регулятивные) |
Актуализация знаний
| Оценивает качество вопросов и ответов, использованных при блиц-опросе | Формулируют вопросы по изученным темам и контролируют правильность ответов. | Коллективная | Познавательные, коммуникативные
|
Изучение нового материала
| Предложил задание по группам: 1 ряд - параграф 21, прочитать, выбрать материал для схемы. 2 ряд – параграф 22, прочитать, выбрать материал для схемы. 3 ряд – параграф 23, прочитать, выбрать материал для схемы | Готовят отчет о работе групп, составляют схемы и записывают ее на доске | Групповая | Познавательные, коммуникативные |
Первичное осмысление и закрепление
| 1. Дал задание определить вид односоставных предложений по главному члену предложения: 1. Берегите их от черных шалей! Берегите женщин от войны! 2. Нет счастливей тех, чья мать жива. 3. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной 4. Детство. Дом. Молодая мама. 2. Организовал работу с сигнальными карточками | Осмысливают первично полученные теоретические знания и применяют их на практике. 2. Осуществляют выбор необходимой сигнальной карточки с прочитанным предложением | индивидуальная Коллективная | Познавательные, регулятивные |
Итоги урока. Рефлексия
| Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы: 1.Какая задача стояла перед вами? 2. Что удалось узнать? 3. Как оцениваете свои знания? 4. Что оказалось трудным? 5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал? | Коллективная | Личностные познавательные регулятивные коммуникативные |
Домашнее задание
| Написать письмо маме, используя односоставные предложения |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...