Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_-_11_klass.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
посвященный Дню славянской письменности и культуры,
в 10-11 классе.
Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Деятельность учителя | Деятельность учеников (варианты ответов) |
1. Организационные моменты. Сообщение темы. 24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Сегодня мы поговорим о современном состоянии русского языка и о его месте в мире. 2. Задание. Запишите начало фразы и сочините ее продолжение: «Для меня русский язык – это…» Сделайте так, чтобы получилось сложноподчиненное предложение, часть которого осложнена однородными членами. Объясните постановку тире в предложении. 3. Упражнение 13. Прочитайте стихотворение вслух. Как можно назвать переживание, интонацию, живущие в стихотворении? Как вам кажется, как бы продолжил предложение о русском языке автор этого стихотворения? Слово учителя о И.А.Бунине (крупнейший писатель ХХ века, нобелевский лауреат, эмигрировавший в 1920 году в возрасте 50 лет во Францию, писал там только о России, которую увез с собой в сердце, и только на русском языке, хотя более 30 лет прожил на чужбине и прекрасно владел французским языком) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, Это стихотворение, написанное им в 1918 году на юге России, куда он вынужден был «отступить» с белой армией, - прощание с родиной. Давайте посмотрим, какие возможности предоставил родной язык поэту для выражения сложной гаммы чувств? Определите стиль речи этого текста. Обратимся к тексту другого стиля. Cвятые Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями. Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян. О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. 4. Упражнение 9. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Выполните задания из упражнения. 5. Упражнение 1. Из этого упражнения выберите 2 вопроса, на которые вам интересно было бы ответить. Запишите ответы в тетради и прочитайте их в малых группах. 6. Прочитайте тексты упражнений 2,6,8 и сформулируйте несколько причин, по которым сейчас важно и нужно изучать русский язык как гражданам России, так и иностранцам. (Дополнительная информация предложена в виде компьютерной презентации, слайды которой содержат данные, опубликованные в Интернете в связи с празднованием «Дня славянской письменности и культуры») 7. Обобщение. Что нового вы узнали о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке? | Пишут предложения в тетрадях. Получается, например, так: «Для меня русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю, думаю, читаю любимые книги, с помощью которого я мечтаю, нахожу взаимопонимание с близкими, выражаю свое мнение и постигаю мир». Или: «Для меня русский язык – это тот язык, на котором я говорю в школе, читаю учебники, который становится для меня вторым родным языком и который дарит мне новых друзей». Читают 1-2 человека вслух. Восторг, смешанный со щемящей, невыразимой, ностальгической грустью. Русский язык, как и русское поле – это родина, единственный источник счастья в жизни земной. Ряд однородных членов и многосоюзие в первом предложении задают интонацию перечисления «примет» родной земли. Это назывное предложение обрывается многоточием – ведь невозможно найти слова, которое бы выразили восторг лирического героя. Лексический повтор «трава, колосья» говорит о том, что эти понятия превращаются в символы родины для лирического героя. Эпитетами «сладостные», «милосердные» в конце стихотворения поэт как бы проговаривается о тех чувствах, которые связаны для него с понятием «родина». Это художественный стиль, т.к. создание образа лирического героя и выражение его переживаний – цель автора. Это научный стиль, т.к. цель автора - объективное определение места и роли русского языка в мире. Употреблено много терминов. Читают, выполняют задания 1 – 4. Пишут, читают соседу по парте. Читают, смотрят, пишут. Вслух читают то, что получилось. Записывают друг за другом те аргументы в пользу необходимости изучения русского языка, которые считают убедительными. Высказываются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка
Тип урока Открытие новых знанийЦель Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Разработка урока по изобразительному искусству В 5 классе Тема: «Русский народный костюм» Учитель : Сайганова И.А.
Тип урока. Комбинированный - урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков. Урок предусматривает изучение нового материала, совершенствов...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
КОНСПЕКТ УРОКА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ФГОС 5 класс «Убранство русской избы»
Цель:Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре....
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....