Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) на тему
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащиеся в ходе поиска решения учебной проблемы самостоятельно открывают для себя новое правило различения на письме приставок при- и пре-, учатся определять основные значения данных приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОКУМЕНТ | 120.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Цели урока:
- обучающая: учить учащихся самостоятельно формулировать правило различения на письме приставок пре- и при- на основе их значений, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками;
- развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания, а также логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
- воспитательная: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.»(авторы: (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Эмоциональный настрой учащихся. (слайд 1)
Учитель: Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!».
- Актуализация знаний.
- Лингвистическая разминка. (слайд 2)
Вопросы и задания:
- На какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)
Вспомните всё, что вы знаете о правописании приставок. (слайд 3)
- Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки. (слайд 2)
- Проверим работу: (слайд 4)
- Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать, предположить).
-Почему эти приставки неизменяемые?
- Кстати, какое из слов этой группы можно считать «лишним» и почему? (Предположить – две приставки, корень с чередованием)
- Назовите слова второй группы.
- Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.
- Кстати, какое слово в данной группе можно считать «лишним» и почему? (разрастается - корень с чередованием)
- Постановка учебной проблемы.
- Какие слова у нас остались? Прочитайте их. К какой группе их отнесем? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет) Почему? (Не знаем правила)
- Возникла проблема. Какая? (Когда писать пре-, а когда при-?)
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5)
Запишем её в тетрадях.
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему: (слайд 6)
- Что мы должны узнать, сформулировать для себя? (правило)
- А зачем нам нужно знать правило? (Чтобы применять это правило, различать на письме приставки пре- и при-)
IV.Введение новых знаний – поиск решения учебной проблемы
- Вернемся к словам третьей группы: (слайд 4)
- Как вы думаете, какую гласную нужно написать в приставках этих слов? Почему? Какие будут гипотезы о выборе приставок пре- и при-? (Выслушать мнения ребят)
Вопросы-подсказки:
- Почему пре- и при- называют смысловыми?
- Одинаковые значения у приставок пре- и при- или разные? (Сопоставьте с приставками на-, з-, с-)
- Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- или при- ? (от значения этих приставок) (слайд 7)
- Мы решили нашу проблему? (нет)
- Что для этого нам дальше необходимо выяснить? (Какие значения имеют приставки пре- и при-)
- Групповая работа – анализ слов с приставками пре- и при-.
Задание: проанализировать слова.
- Подумать над значением каждого слова.
- Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой.
- Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.
Материал для анализа:
1-ая группа: приехать, прилететь, прибежать.
2-ая группа: пришить, прибить, приколоть.
3-я группа: пришкольный, придорожный, приморский.
4-ая группа: приоткрыть, присесть, приподнять.
5-ая группа: предобрый, премилый, преувеличить.
6-ая группа: преградить, преступить (закон), прервать.
(Данные слова с пропущенными в приставках гласными также записаны на доске.)
- Презентация работы групп.
- Составление опорной записи «Значения приставок пре- и при-»
- Каковы ваши гипотезы о правописании приставки при-? (слайд 8)
(Представитель группы устно делает вывод, вставляет пропущенные гласные в словах на доске, все остальные учащиеся записывают в тетрадях.)
- Каковы ваши гипотезы по поводу написания приставки пре- ?(слайд 9)
- Работа с учебником.
- Сверим наши выводы с учебником (§32, стр.68-69).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да)
- Составление опорной схемы «смысловые приставки» .(слайд 10)
- Подведем итог нашей исследовательской работы, составим опорную схему:
- От какого условия зависти выбор приставки пре- или при- в слове?
- В каких случаях пишется приставка пре-? При-?
- Составление алгоритма-рассуждения.
- Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-? Как действовать по правилу? Составим алгоритм. (слайд 11)
V. Развитие учебно-языковых умений.
- Применение алгоритма рассуждения
- Устно обоснуйте выбор приставок пре- и при- в словах третьей группы нашей таблицы «Правописание приставок». (слайд 12)
- Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
Ми снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.
- Осложнённое списывание. (слайд 13)
- Какие слова с изучаемой орфограммой вы услышали при выполнении физкультминутки? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора пре- или при-.
- Внимательно рассмотрите запись. (слайд 14)
- Сформулируйте задание к данному упражнению. (Надо продолжить каждый ряд, подбирая примеры слов с приставками пре- и при-.)
- Молодцы! Теперь по 2 примера к заданию возьмите из учебника (упражнение №154, стр. 69).
VI. Итоги урока.
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги .(слайд 15)
- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!
- Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» (слайд 16)
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
- Закончу урок пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – мои труженики! Вы – молодцы!
VII. Домашнее задание.
Для всех:
Связный рассказ о различении на письме приставок пре- и при-.
По выбору учащихся:
- Упражнение 155;
- Упражнение 156, 157;
Выписать из сочинения М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы» (стр. 120-125 учебника литературы 6кл.) 5 предложений со словами с приставками пре- и при-. Выполнить графическое обозначение орфограммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С
Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....