Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) на тему

Симакова Татьяна Ивановна

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащиеся в ходе поиска решения учебной проблемы самостоятельно открывают для себя новое правило различения на письме приставок при- и пре-, учатся определять основные значения данных приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДОКУМЕНТ120.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

      Цели урока:

  1. обучающая: учить учащихся самостоятельно формулировать правило различения на письме приставок пре- и при- на основе их значений, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками;
  2. развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания, а также логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  3. воспитательная: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.»(авторы:                 (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой учащихся. (слайд 1)

Учитель: Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!».

  1. Актуализация знаний.

  • Лингвистическая разминка. (слайд 2)

Вопросы и задания:

  1. На какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

Вспомните всё, что вы знаете о правописании приставок. (слайд 3)

  1. Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки. (слайд 2)
  2. Проверим работу: (слайд 4)
  • Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать, предположить).

-Почему эти приставки неизменяемые?

- Кстати, какое из слов этой группы можно считать «лишним» и почему? (Предположить – две приставки, корень с чередованием)

  • Назовите слова второй группы.

- Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.

- Кстати, какое слово в данной группе можно считать «лишним» и почему? (разрастается -  корень с чередованием)

  1. Постановка учебной проблемы.

  1. Какие слова у нас остались? Прочитайте их. К какой группе их отнесем? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет) Почему? (Не знаем правила)
  2. Возникла проблема. Какая? (Когда писать пре-, а когда при-?)

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5) 

Запишем её в тетрадях.

  1. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему: (слайд 6)
  • Что мы должны узнать, сформулировать для себя? (правило)
  • А зачем нам нужно знать правило? (Чтобы применять это правило, различать на письме приставки пре- и при-)

IV.Введение новых знаний – поиск решения учебной проблемы

  1. Вернемся к словам третьей группы: (слайд 4)
  • Как вы думаете, какую гласную нужно написать в приставках этих слов? Почему? Какие будут гипотезы о выборе приставок пре- и при-? (Выслушать мнения ребят)

Вопросы-подсказки:

  • Почему пре- и при- называют смысловыми?
  • Одинаковые значения у приставок пре- и при- или разные? (Сопоставьте с приставками на-, з-, с-)
  • Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- или при- ? (от значения этих приставок) (слайд 7)
  • Мы решили нашу проблему? (нет)
  • Что для этого нам дальше необходимо выяснить? (Какие значения имеют приставки пре- и при-)
  1. Групповая работа – анализ слов с приставками пре- и при-.

Задание: проанализировать слова.

  • Подумать над значением каждого слова.
  • Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой.
  • Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.

Материал для анализа:

1-ая группа: приехать, прилететь, прибежать.

2-ая группа: пришить, прибить, приколоть.

3-я группа: пришкольный, придорожный, приморский.

4-ая группа: приоткрыть, присесть, приподнять.

5-ая группа: предобрый, премилый, преувеличить.

6-ая группа: преградить, преступить (закон), прервать.

(Данные слова с пропущенными в приставках гласными также записаны на доске.)

  1. Презентация работы групп.
  • Составление опорной записи «Значения приставок пре- и при-»

- Каковы ваши гипотезы о правописании приставки при-? (слайд 8)

(Представитель группы устно делает вывод, вставляет пропущенные гласные в словах на доске, все остальные учащиеся записывают в тетрадях.)

  • Каковы ваши гипотезы по поводу написания приставки пре- ?(слайд 9)

  1. Работа с учебником.

- Сверим наши выводы с учебником (§32, стр.68-69).

- Есть расхождения? Нет?

- Проблема решена? (Да)

  1. Составление опорной схемы «смысловые приставки» .(слайд 10)

- Подведем итог нашей исследовательской работы, составим опорную схему:

  • От какого условия зависти выбор приставки пре- или при- в слове?
  • В каких случаях пишется приставка пре-? При-?

  1. Составление алгоритма-рассуждения.

- Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-? Как действовать по правилу? Составим алгоритм. (слайд 11)

              V. Развитие учебно-языковых умений.

  1. Применение алгоритма рассуждения
  • Устно обоснуйте выбор приставок пре- и при- в словах третьей группы нашей таблицы «Правописание приставок». (слайд 12)

  1. Физкультминутка «Приставочки».

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»

Ми снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

  1. Осложнённое списывание. (слайд 13)
  • Какие слова с изучаемой орфограммой вы услышали при выполнении физкультминутки? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора пре- или при-.

  1. Внимательно рассмотрите запись. (слайд 14)
  • Сформулируйте задание к данному упражнению. (Надо продолжить каждый ряд, подбирая примеры слов с приставками пре- и при-.)
  • Молодцы! Теперь по 2 примера к заданию возьмите из учебника           (упражнение №154, стр. 69).

            VI. Итоги урока.

  • Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги .(слайд 15)

- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

  • Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» (слайд 16)

- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

- Закончу урок пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – мои труженики! Вы – молодцы!

            VII. Домашнее задание.

Для всех:

Связный рассказ о различении на письме приставок пре- и при-.

По выбору учащихся:

  • Упражнение 155;
  • Упражнение 156, 157;

Выписать из сочинения М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы» (стр. 120-125 учебника литературы 6кл.) 5 предложений со словами с приставками пре- и при-. Выполнить графическое обозначение орфограммы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....