Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Смолина Ирина Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в форме урока-зачета  с использованием материалов краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - зачет на тему: «Имя числительное»

Цели:

  1. обобщить и систематизировать материал, изученный по теме «Имя числительное»;
  2. проверить сформированность умений и навыков учащихся по данной теме;
  3. развивать письменную и устную речь учащихся;
  4. воспитание патриотизма.

Оборудование урока: карта - схема г. Улан-Удэ, книги о городе Улан-Удэ, проектор, экран, раздаточный материал, путевой лист с таблицей.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  • Запись даты.
  1. Словарная работа.
  • Что такое экскурсия?

Ученик (индивидуальное задания): Экскурсия.

  1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
  2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Слово учителя

Итак, экскурсия - это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Мы с вами, ребята, были на экскурсиях: это и поездка в Этнографический музей, в Музей природы, в Музей БНЦ, были на экскурсии на авиационном заводе. И сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию по Улан-Удэ. Экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого: схема города, виды Улан-Удэ. Мы поговорим об истории города, пройдем по его современным улицам. Во время экскурсии вы убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

  1. Проверка дом. задания

- нашу воображаемую поездку мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение д.з. мальчиками и девочками. Задание для девочек: план описания автобуса; эпитеты, которыми можно охарактеризовать наш «Икарус».

Задание для мальчиков: назвать технические характеристики этого вида транспорта. Итог проверки домашнего задания:  коллективное описание автобуса.

  1. Итоговое повторение. Фронтальный опрос.

Экскурсовод - ученик читает текст, спроецированный на экран.

Наш город основан в 1666 г. Как казачье зимовье Удинское. С 1686 г. - крепость (острог) Верхнеудинская, вокруг которой вырос город. В 17 в. - административный и военный центр Забайкалья. С 1873 г. Это был уездный город Верхнеудинск иркутского наместничества иркутской губернии. 27 июля 1934 г. Переименован в Улан-Удэ (в переводе с бурятского языка - красная уда), с 1958 г. - столица Бурятской АССР. В 2008 г. Улан-Удэ исполнится 342 года.

Учитель:

  • Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.

Давайте вспомним все об имени числительном как части речи.

  • Что такое имя числительное? Приведите примеры из прослушанного текста.
  • Назовите морфологические признаки числительных.
  • Назовите синтаксические признаки числительных.
  • Какими бывают числительные по строению? А по значению?
  • Начнем оформление наших путевых листов.

Задание : встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ числит.» занесите в соответствующие графы таблицы, записав числительные прописью.

  • как склоняются порядковые числительные?
  • устно просклоняйте числительное 1666 год.
  1. Работа с картой - схемой.
  • Давайте посмотрим на карту - схему города. Как видите, город состоит из трех больших районов: Железнодорожного, Советского, Октябрьского ( переименованы в Заводской, Городской, Пригородный -1938 г.) Самый большой район по площади - Железнодорожный, а по численности - Октябрьский, в котором проживает ½ часть населения города. Улан-удэ с первых лет строился по продуманному плану. Сейчас в городе насчитывается более 80 крупных улиц, проспектов и бульваров. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. Какие это улицы? (проспект 50 лет Октября, улица Революции 1905 года, ул. 3 интернационала, ул. 8 Марта ).
  • Какое дробное числительное встретилось вам в моем рассказе?
  • Как склоняется дробные числительные?
  • Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км/ч, чтобы все успеть рассмотреть. Максимальная скорость в городе - 60 км/ч. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.
  • Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, произнесенном мною? (о склонении числительных от 50 до 80)
  • Как склоняются эти числительные?

Задание: письменно просклоняйте словосочетания по группам

  1. Работа с текстом

Удинская земля богата не только историческими достопримечательностями, но и известными людьми, которые за пожертвования и оказание помощи в сооружении общественных зданий , открытии школ снискали уважение и почет граждан Верхнеудинска.

Меценаты нашего города. • Первое учебное заведение в городе появилось в 1793 г. – Верхнеудинское  малонародное училище. Рост числа учебных заведений был не велик, не успевал за ростом народонаселения. Желающих учиться было много. Вскоре состоялось открытие реального училища - первого среднего учебного заведения. Оно ра шестилось в доме верхнеудинского купца Петра Аввакумовича Фролова,

который пожертвовал свой дом под училище. Содержалось оно на добровольные пожертвования граждан и плату за обучение - от 25 до 100 рублей, высокую по тем временам.

  • Купец Д.А. Меньшиков передал в дар первой общественной библиотеке 849 книг, что ускорило решение городской думы об ее открытии в 1881 г. И выделении «на первоначальное обзаведение» 400 рублей. Но эта сумма была недостаточной для содержания библиотеки, и поэтому пользование библиотекой было платным.
  • Трое купцов: П.Т. Трунев, П.А. Фролов, Д.А. Меньшиков - делали немалый вклад в развитие города, его экономику, культуру.

Задание: выпишите в путевой лист словосочетания «числ.+сущ.»

  • В каких числительных пишется ь в середине слова? Приведите примеры из текста.
  • Какое собирательное числ. вы выписали?
  • Приведите свои примеры с собирательными числительными.
  • Что вы можете рассказать о собирательном числ. оба (-обе)?

Задание: Спишите предложения, записывая числительные словами, если нужно, расставляя знаки препинания:

  1. группа: К 1810 году Верхнеудинск состоял из 19 улиц: 12 - в городе, 6 - за рекой Уда, 1
  • за рекой Селенга.
  1. группа: К 1880 году в городе действовали 5 предприятий: мыловаренный, кожевенный, и три салотопенных завода с 19 рабочими, которые производили продукцию на 20000 руюлей.
  2. группа: Первым каменным зданием Верхнеудинска явился Собор Иконы Одигитрии, который был заложен в 1741, построен в 1785 году.

Учитель: а заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имя числительное  от других ч/р, имеющих количественное значение.

Задание: Чтобы выполнить это задание и внести запись в путевой лист, мы должны

внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры

таким образом.

Существительные:

Прилагательные:

Глаголы:

Числительные:

(напечатанный текст лежит на каждой парте)

Идет XXI век. В течение многих лет Улан-Удэ строился и строил. На смену пятиэтажным домам пришли девятиэтажки. Появились новые школы, детские сады, супермаркеты «Титан», «Абсолют», развлекательные центы «Два кита», «Третья планета». Удвоилась сеть городского транспорта. Большое внимание уделяется и озеленению города. Почто 60 гектаров займут новые парки, скверы. Еще краше станет наш город! Еще счастливей и дружней станут его  многонациональные жители!

  1. Словарный диктант.

Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе - словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард, двести, триста, четыреста, девяносто, полтора, полтораста. -  -  -  - - Путевые листы вы сейчас сдадите.

  1. Подведение        итогов урока.
  2. Домашнее        задание. Написать сочинение-миниатюру "Что я узнал нового о родном городе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...