Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по русскому языку в 6 классе в форме урока-зачета с использованием материалов краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку в 6 классе с использование краеведческого материала | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - зачет на тему: «Имя числительное»
Цели:
- обобщить и систематизировать материал, изученный по теме «Имя числительное»;
- проверить сформированность умений и навыков учащихся по данной теме;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- воспитание патриотизма.
Оборудование урока: карта - схема г. Улан-Удэ, книги о городе Улан-Удэ, проектор, экран, раздаточный материал, путевой лист с таблицей.
Ход урока
- Оргмомент.
- Запись даты.
- Словарная работа.
- Что такое экскурсия?
Ученик (индивидуальное задания): Экскурсия.
- Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
- Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Слово учителя
Итак, экскурсия - это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Мы с вами, ребята, были на экскурсиях: это и поездка в Этнографический музей, в Музей природы, в Музей БНЦ, были на экскурсии на авиационном заводе. И сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию по Улан-Удэ. Экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого: схема города, виды Улан-Удэ. Мы поговорим об истории города, пройдем по его современным улицам. Во время экскурсии вы убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
- Проверка дом. задания
- нашу воображаемую поездку мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение д.з. мальчиками и девочками. Задание для девочек: план описания автобуса; эпитеты, которыми можно охарактеризовать наш «Икарус».
Задание для мальчиков: назвать технические характеристики этого вида транспорта. Итог проверки домашнего задания: коллективное описание автобуса.
- Итоговое повторение. Фронтальный опрос.
Экскурсовод - ученик читает текст, спроецированный на экран.
Наш город основан в 1666 г. Как казачье зимовье Удинское. С 1686 г. - крепость (острог) Верхнеудинская, вокруг которой вырос город. В 17 в. - административный и военный центр Забайкалья. С 1873 г. Это был уездный город Верхнеудинск иркутского наместничества иркутской губернии. 27 июля 1934 г. Переименован в Улан-Удэ (в переводе с бурятского языка - красная уда), с 1958 г. - столица Бурятской АССР. В 2008 г. Улан-Удэ исполнится 342 года.
Учитель:
- Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
Давайте вспомним все об имени числительном как части речи.
- Что такое имя числительное? Приведите примеры из прослушанного текста.
- Назовите морфологические признаки числительных.
- Назовите синтаксические признаки числительных.
- Какими бывают числительные по строению? А по значению?
- Начнем оформление наших путевых листов.
Задание : встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ числит.» занесите в соответствующие графы таблицы, записав числительные прописью.
- как склоняются порядковые числительные?
- устно просклоняйте числительное 1666 год.
- Работа с картой - схемой.
- Давайте посмотрим на карту - схему города. Как видите, город состоит из трех больших районов: Железнодорожного, Советского, Октябрьского ( переименованы в Заводской, Городской, Пригородный -1938 г.) Самый большой район по площади - Железнодорожный, а по численности - Октябрьский, в котором проживает ½ часть населения города. Улан-удэ с первых лет строился по продуманному плану. Сейчас в городе насчитывается более 80 крупных улиц, проспектов и бульваров. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. Какие это улицы? (проспект 50 лет Октября, улица Революции 1905 года, ул. 3 интернационала, ул. 8 Марта ).
- Какое дробное числительное встретилось вам в моем рассказе?
- Как склоняется дробные числительные?
- Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км/ч, чтобы все успеть рассмотреть. Максимальная скорость в городе - 60 км/ч. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.
- Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, произнесенном мною? (о склонении числительных от 50 до 80)
- Как склоняются эти числительные?
Задание: письменно просклоняйте словосочетания по группам
- Работа с текстом
Удинская земля богата не только историческими достопримечательностями, но и известными людьми, которые за пожертвования и оказание помощи в сооружении общественных зданий , открытии школ снискали уважение и почет граждан Верхнеудинска.
Меценаты нашего города. • Первое учебное заведение в городе появилось в 1793 г. – Верхнеудинское малонародное училище. Рост числа учебных заведений был не велик, не успевал за ростом народонаселения. Желающих учиться было много. Вскоре состоялось открытие реального училища - первого среднего учебного заведения. Оно ра шестилось в доме верхнеудинского купца Петра Аввакумовича Фролова,
который пожертвовал свой дом под училище. Содержалось оно на добровольные пожертвования граждан и плату за обучение - от 25 до 100 рублей, высокую по тем временам.
- Купец Д.А. Меньшиков передал в дар первой общественной библиотеке 849 книг, что ускорило решение городской думы об ее открытии в 1881 г. И выделении «на первоначальное обзаведение» 400 рублей. Но эта сумма была недостаточной для содержания библиотеки, и поэтому пользование библиотекой было платным.
- Трое купцов: П.Т. Трунев, П.А. Фролов, Д.А. Меньшиков - делали немалый вклад в развитие города, его экономику, культуру.
Задание: выпишите в путевой лист словосочетания «числ.+сущ.»
- В каких числительных пишется ь в середине слова? Приведите примеры из текста.
- Какое собирательное числ. вы выписали?
- Приведите свои примеры с собирательными числительными.
- Что вы можете рассказать о собирательном числ. оба (-обе)?
Задание: Спишите предложения, записывая числительные словами, если нужно, расставляя знаки препинания:
- группа: К 1810 году Верхнеудинск состоял из 19 улиц: 12 - в городе, 6 - за рекой Уда, 1
- за рекой Селенга.
- группа: К 1880 году в городе действовали 5 предприятий: мыловаренный, кожевенный, и три салотопенных завода с 19 рабочими, которые производили продукцию на 20000 руюлей.
- группа: Первым каменным зданием Верхнеудинска явился Собор Иконы Одигитрии, который был заложен в 1741, построен в 1785 году.
Учитель: а заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имя числительное от других ч/р, имеющих количественное значение.
Задание: Чтобы выполнить это задание и внести запись в путевой лист, мы должны
внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры
таким образом.
Существительные:
Прилагательные:
Глаголы:
Числительные:
(напечатанный текст лежит на каждой парте)
Идет XXI век. В течение многих лет Улан-Удэ строился и строил. На смену пятиэтажным домам пришли девятиэтажки. Появились новые школы, детские сады, супермаркеты «Титан», «Абсолют», развлекательные центы «Два кита», «Третья планета». Удвоилась сеть городского транспорта. Большое внимание уделяется и озеленению города. Почто 60 гектаров займут новые парки, скверы. Еще краше станет наш город! Еще счастливей и дружней станут его многонациональные жители!
- Словарный диктант.
Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе - словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард, двести, триста, четыреста, девяносто, полтора, полтораста. - - - - - Путевые листы вы сейчас сдадите.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру "Что я узнал нового о родном городе".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...