УРОК в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Такменина Вера Александровна

познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями; дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах; совершенствовать пунктуационные навыки; научить отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного; выяснить основное назначение бессоюзного сложного предложения, его отличие от союзного; учить находить БСП в тексте.

развивать умения логически излагать свои мысли; развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навык самостоятельной и индивидуальной работы; правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

формировать интерес к изучению русского языка через знания о роли и значении БСП; активировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

формировать интерес к изучению русского языка через знания о роли и значении БСП; активировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bsp9.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2020г.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями;                         дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах; совершенствовать пунктуационные навыки; научить отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного; выяснить основное назначение бессоюзного сложного предложения, его отличие от союзного; учить находить БСП в тексте.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли;  развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навык самостоятельной и индивидуальной работы; правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: формировать интерес к изучению русского языка через знания о роли и значении БСП;  активировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат урока:

  1. Личностный:
  • Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»  и ценности совместной деятельности;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу;
  1. Метапредметный:
  • обеспечение  развития  у учащихся умений  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,  строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
  • обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;
  1. Предметный:
  • организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия бессоюзное сложное предложение;
  • знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения;
  • нахождение БСП в текстах разных стилей;
  • уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в  речи.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип урока: комбинированный

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова Русский язык 9 класс

                                        Ход урока

  1. 1. Проверка домашнего задания.
  2. 2. Работа над пониманием значения слова. Объяснить значение слов:

Тезис – положение, заключающее основную идею, основную мысль доклада, лекции, сочинения.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи.

Бешмет – стёганый полукафтан (у татар, кавказских народов).

Сёмга – промысловая рыба из семейства лососевых с мясом розового цвета.

Шхуна – двухмачтовое или трёхмачтовое судно с косыми парусами.

  1. Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

 Проверить работу помогают ученики-консультанты, пользуясь карточками с ответами. Их работы в это время проверяет учитель на оценку.

2. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).  Учащимся предлагается составить синквейн.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

- Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение параграфа учебника, ребята пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. Работа в группах.

А сейчас я предлагаю поработать с теоретическим материалом учебника - § 24 сс.106 – 109.

Но прежде нам необходимо ответить на проблемный вопрос под «смайликом» на с.106

Задания для групп:

1 группа. Представляет теоретические понятия о бессоюзном предложении на с.106-107 (можно в виде кластера, схемы на ватмане)

2 группа. Представляет сведения о БСП, данные на с.108-109

3 из рубрики – дополнительные сведения из рубрики «Это интересно» (с.106-107).

Время – 5-7 минут.

После этого каждая группа отчитывается о работе.

3. Найти БСП и определить сложного предложения.

Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.

Настал вечер, и затеплились звёзды.

За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.

-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)

--  Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)

4. Определить интонацию в предложении и знаки препинания.                                                                          1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

- Какие знаки препинания ставится в БСП?

- Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)

3. Закрепление. Работа с учебником. В упр. 47 прочитать текст В. В. Муравьёва, озаглавить его, назвать известные стихи о Москве, записать последовательно предложения: 1) простые; 2) сложносочинённые; 3) сложноподчинённые; 4) БСП.  Подчеркнуть ключевые слова в выписанных предложениях. Найти главные члены предложений.

4. Работа с таблицей. Закрепление знаков препинания в БСП.

Вот на примере этой таблицы мы сейчас это и разберем, какими союзами мы сможем заменить знаки препинания в БСП.

Знаки препинания

Значение

Примеры

, ;

перечисление фактов

( и )

Травка зеленеет, солнышко блестит.

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. (непонятно будет. Кто развлекал, если мы поставим ,)

:

причина

( потому что , так как, ибо)

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

пояснение

( а именно )

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

дополнение

( что ) (и увидел, и услышал, и почувствовал)

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

-

противопоставление

( а, но, да=но )

Лето припасает – зима поедает.

время

( когда )

Кончил дело – гуляй смело.

условие

( если )

Посеешь ветер – пожнёшь бурю.

вывод, следствие

( так что, поэтому )

Дети стали большими – им надо серьёзно учиться.

быстрая смена событий

Раздался выстрел – зверь упал.

сравнение

( как, словно, будто )

Скажет слово – соловей запоёт.

- Давайте прочитаем эти предложения с интонацией.

- Давайте составим алгоритм анализа БСП:

1. Находим грамматические основы

2. Определяем интонацию и смысловые отношения между частями БСП

3. Поставим необходимый знак препинания

4. Построим схему БСП.

5.  Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

 Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

6. Заключение. Выводы.Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Домашнее задание: 1.Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях.

2. Читать теорию (стр.117 – 119).

3.Задания ГИА В9 (вар5-10);

4. Упр.№195 (Выписать выделенные предложения, указать грамматические основы, определить вид по составу); Упр.194 (у)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Материал  содержит  разработку  урока  по  теме  "Бессоюзное  сложное  предложение"  с  использованием  ЭОР....

Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....

урок русского языка в 9 классе по теме : "Бессоюзное сложное предложение"

Материал представлен в виде технологической карты. Цельурока:познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.Тип урока-комбинированный.Используемые ...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Это разработка урока по технологии сотрудничества, урок-исследование....

Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1

Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...


 

Комментарии

Данцова Лариса Алексеевна

Спасибо за урок