Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучения нового материала и его первичного закрепления.
Цель учебного занятия – изучить смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Стратегия современного урока определяется проектированием деятельности педагога и деятельности учащихся по реализации цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 37.77 КБ |
bsp.pptx | 107.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Лариса Анатольевна, учитель русского языка
и литературы 1КК МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Цель урока: изучить смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по изучению смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП и первичному закреплению знаний.
- Создать условия для развития умений анализировать языковой материал, определять смысловые отношения между частями БСП.
- Содействовать развитию умений ставить цели, использовать необходимые средства и способы их достижения.
- Содействовать развитию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Обеспечить развитие умений самоконтроля.
- Содействовать осознанию ценности совместной деятельности.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель этапа: мобилизовать внимания учащихся, настроить их на предстоящую работу, создать благожелательный психологический климат на уроке.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Представление эпиграфа. | Читает эпиграф. Кто такой Вольтер? | Отвечают на вопрос. Вольтер – французский писатель. | Слайд № 2 |
- Актуализация знаний.
Цель этапа: создание проблемной ситуации и фиксация новой учебной задачи.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Синтаксическая разминка, подводящая к теме урока. Задание: Сделать вывод о типе каждого сложного предложения. 2.Работа с таблицей (1 и 2 колонки) Знаю Хочу знать Узнал (в помощь «хочу знать» слайд с указанием смысловых отношений между частями БСП) Формулировка темы, целеполагание. | Даёт задание учащимся. Затем задаёт вопросы: Какие действия необходимо выполнить? Какие типы изучали? Приведите примеры из домашней работы. Что будет объектом рассмотрения на уроке? Что знаем о БСП? Что хотели бы узнать о БСП? Дополнение выводов учащихся (подготовка к ГИА) | Формулируют задания к учебному материалу. 1.Найти грамматическую основу предложения. 2.Определить средства связи простых предложений в составе сложного. Выполняют работу самостоятельно в тетради, устно делают вывод, доказывают. Отвечают на вопросы, делают вывод, приводят примеры. Устная фронтальная работа по заполнению таблицы. Для 1 колонки ответ начинать с фразы «Я знаю, что …» Формулировка темы, целей урока | Слад № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 |
- Изучение нового материала как совместное изучение проблемы.
Цель этапа: поиск решения учебной задачи.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Работа в группах (3 группы в соответствии со значением БСП и знаков препинания). Задание каждой группе: 1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. 2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа 23. 3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).
1.Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?» 2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо. | Даёт задание, консультирует учащихся при затруднениях Корректирует ответы Учитель возвращается к эпиграфу урока и предлагает дома поразмышлять над словами Вольтера: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена». | Работа в группах, выбор ученика для связного монологического ответа на лингвистическую тему в соответствии с установкой учителя: «Представьте, что Вы автор учебника, и Ваша задача объяснить ученикам тему». Выполнение индивидуального задания «Оратор». Объяснение нового материала представителем группы с оценкой работы группы. Выступление оратора. | Слайд № 6 (задание группам) Слайды № 7, 8, 9 (языковой материал для каждой группы, используется при ответе) |
- Домашнее задание. Слайд № 10.
1. Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры).
2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП.
(задание по выбору учащихся).
5. Рефлексия.
Заполнение 3 колонки таблицы «Узнал».
6. Первичное закрепление изученного материала
Цель этапа: диагностическая работа, самооценка и оценивание выполнения каждой операции.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Задания:
- какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
| Учитель предлагает сформулировать задание к предложенному материалу. Учитель предлагает учащимся пересесть, выбрав себе пару. Постановка учебной задачи: 1.Сегодня на уроке мы работали с предложениями из художественных произведений, но у каждого из вас есть своя любимая книга. 2.Даётся 1 и 2 задание для работы с текстом «Золотая полка книголюба». 3. Сформулируйте задание 3, которое начинается со слов «Найти в тексте…». 4. Каким может быть задание 4, если вы работаете с текстом изложения? Индивидуальная коррекционная работа | Формулировка заданий: 1.Расставить знаки препинания. 2.Соотнести схему с предложением. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самоанализом «Как я применил полученные знания?» Работа в парах с текстом «Золотая полка книголюба» по заданиям. Формулируют и выполняют задания:
4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. | Слайд № 11 (при проверке используется анимация с появляющимися знаками препинания и соотнесение схем с предложениями). Слайды № 12-13 (проверка с использованием анимации при появлении ответов). Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 (все четыре задания) |
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
Приложение.
Слайд № 2.
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
Вольтер
Слайд № 3.
Задание: сделать вывод о типе каждого предложения.
Вы спросите, отчего они жили так?
Вспыхнула звёздочка, и что-то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, осветив и другие около себя.
За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
(Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»)
Слайд № 4.
Знаю | Хочу знать | Узнал(а) |
Слайд № 5.
1. [ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены.
2. [ ] : [пояснение].
3. [ ] - [следствие].
4. [ ] - [быстрая смена событий].
Слайд № 6.
Задание каждой группе:
1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.
2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа 23.
3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).
Индивидуальное задание «Оратор»:
1. Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?»
2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо.
Слайд № 7.
Группа № 1:
1. [ ], [ ].
В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки.
2.[ ]; [ ]; [ ].
Кусты орешника, находящегося неподалёку, разрослись по берегам ручья; засыпая, к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Слайд № 8.
Группа № 2:
1.[ ] : [причина].
Путешественники спешили: в горах удивительно красивая ночь наступает быстро.
2.[ ] : [пояснение].
Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем.
3.[ ] : [дополнение].
Павел знал: нет ничего прекраснее заката.
4.[ ] : [дополнение] – пропуск слова в 1 предложении.
Мы с восхищением смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце.
Слайд № 9.
Группа № 3:
1.[ ] - [ ].- противопоставление.
Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама.
2.[время, условие] - [ ].
Выпадет первый снег – поедем в лес.
3.[ ] - [вывод, следствие].
Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.
4.[ ] - [быстрая смена событий].
Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.
- Слайд № 10.
1.Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры).
2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП.
(задание по выбору учащихся).
Слайд № 11.
1.[ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, два простых предложения осложнены.
2. [ ] : [пояснение].
3. [ ] - [следствие].
4. [ ] - [быстрая смена событий].
А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом мох и дикая трава покрывали его крышу лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность.
Б) Ведьма и тут нашлась оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети.
В) Схватила отцовскую саблю и бряк по полу лапа кошки с железными когтями отскочила.
Г) Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом.
Слайды № 12-13.
Тест.
1. Укажите, почему стоит тире в предложении:
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
а) содержание одного предложения противопоставлено другому;
б) предложения рисуют быструю смену событий;
в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
2. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП:
Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.
а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;
б) второе предложение дополняет первое предложения;
в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
3. Какое утверждение является неверным:
а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;
б) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;
в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Ответы: 1в 2б 3в.
Слайд № 14.
Задания:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Устно ответьте на вопросы:
- какую основную проблему ставит автор?
- какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
Слайд № 15.
3.Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь.
Слайд № 16.
4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст.
Внимание!
Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».
Слайд № 17.
Задания:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Устно ответьте на вопросы:
- какую основную проблему ставит автор?
- какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь.
4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст.
Внимание!
Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер
Вы спросите, отчего они жили так? Вспыхнула звёздочка, и что-то затрещало, и цветок развернулся перед его очами, осветив и другие около себя. За Фомою Григорьевичем водилась особого рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. (Н.В.Гоголь «Вечер на кануне Ивана Купала») Задание: Сделать вывод о типе каждого предложения.
Таблица Знаю Хочу знать Узнал (а)
1. [ ] ; [ ] ; [ ] . – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. 2. [ ] : [ пояснение ] . 3. [ ] - [ следствие ] . 4. [ ] - [ быстрая смена событий ] .
Индивидуальное задание «Оратор»: 1. Ответьте на вопрос: «Почему бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи?» 2. Убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы необходимо . Задание каждой группе: 1.Обсудите предложенный языковой материал и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. 2. Сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом параграфа 23. 3. Подготовьте связный монологический ответ на лингвистическую тему, используя примеры параграфа (примеры запишите в тетрадь, укажите значения БСП).
Группа № 1: [ ] , [ ] . В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. [ ] ; [ ] ; [ ] . Кусты орешника, находящегося неподалёку, разрослись по берегам ручья; засыпая, к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Группа № 2: [ ] : [ причина ] . Путешественники спешили: в горах удивительно красивая ночь наступает быстро. [ ] : [ пояснение ] . Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. [ ] : [ дополнение ] . Павел знал: нет ничего прекраснее заката. [ ] : [ дополнение ] – пропуск слова в 1 предложении Мы с восхищением смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце.
Группа № 3: [ ] - [ ] .- противопоставление Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама . [ время, условие ] - [ ] . Выпадет первый снег – поедем в лес. [ ] - [ вывод, следствие ] . Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] - [ быстрая смена событий ] . Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.
Домашнее задание: 1. Составьте таблицу-памятку «Значения БСП» (значения БСП, знаки препинания, примеры). 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания Вольтера. В работе использовать 2-3 БСП. (задание по выбору учащихся)
А) Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом мох и дикая трава покрывали его крышу лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность. Б) Ведьма и тут нашлась оборотилась она под водой в одну из утопленниц и ушла от плети. В) Схватила отцовскую саблю и бряк по полу лапа кошки с железными когтями отскочила. Г) Деревянная ручка у двери в это время завертелась дверь распахнулась со скрипом. [ ] ; [ ] ; [ ] . – перечисление фактов, два простых предложения осложнены. - ; : ; - 2. [ ] : [ пояснение ] . 3. [ ] - [ следствие ] . 4. [ ] - [ быстрая смена событий ] .
2 . Объясните , почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла , я обнаружил : они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом; б) второе предложение дополняет первое предложения ; в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Тест. 1. Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) содержание одного предложения противопоставлено другому; б) предложения рисуют быструю смену событий; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
Ответы: 1в 2б 3в Какое утверждение является неверным : а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; б) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Задания: Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы: - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
Задания: 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь.
Задания: 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».
Задания: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Устно ответьте на вопросы : - какую основную проблему ставит автор? - какие этапы в движении его мысли мы можем выделить? 3. Найдите в тексте БСП и определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Предложение (-я) запишите в тетрадь. 4. Используя способы компрессии, сжать исходный текст. Внимание! Если возникнут затруднения, можно использовать памятку «Сжатие исходного текста».
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»
Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...