Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klass.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока русского языка в 9 классе
по теме
«Бессоюзные сложные предложения
со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Учитель русского языка
и литературы Зацепина
Галина Николаевна
2015 год
Цели и задачи урока
- Закрепить умение распознавать причины постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения. Повторить причины разделения частей БСП запятой и точкой с запятой. Повторить виды сложных предложений, которые изучали ранее. Повторить слитное и раздельное написание не и ни.
- Развивать пунктуационную зоркость.
- Воспитывать в детях любовь к родной природе, умение видеть прекрасное вокруг, чувство патриотизма.
Литература и наглядные пособия
- Параграф 34 в учебнике «Русский язык. 9 класс». Авторы Л.А.Тростенцова. Т.А.Ладыженская и другие.
- Записи и схемы предложений на доске.
- Карточки для групповой работы.
- Таблица по теме (на случай отключения света).
- Ноутбук, проектор, кингстон, экран.
Организационные меры.
1. Заранее образовать 3 группы детей:
2. Заранее образовать пары: сильный + слабый.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин.)
Знакомство с целями и задачами урока, его этапами.
- Проверка домашней работы. (7 мин.)
- Рассказать о постановке двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения на основе заранее подготовленных примеров.
Индивидуальное задание сильному ученику, который демонстрирует работу на экране через ноутбук и проектор.
- Упражнение № 196. (1,2, 4, 5,8 предложение).
- Объяснить постановку двоеточия в БСП.
- Орфограммы в скобках подчеркнуть и объяснить их написание.
- Расставить недостающие знаки препинания.
Индивидуальное задание среднему ученику, который тоже демонстрируют домашнюю работу через проектор.
- Закрепление материала на практике.
- Работа в парах по материалу на доске и на карточках. (Пара: сильный ученик и слабый)
Задание: подчеркнуть на карточке грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания и объяснить их постановку, начертить схему 3-его предложения.
На улицу не хотелось с утра дул сильный ветер.
Я посмотрела в окно на ветке клёна сидели нахохлившись синички.
К вечеру всё затихло уснул беспокойный ветер спрятались птицы дети разбежались по домам.
2. Работа в группах по трое. Один ученик - консультант, проверяющий итог работы в группах.
Задание: найти в тексте все бессоюзные сложные предложения в тексте, объяснить постановку знаков препинания.
1. Смог бы мир существовать без птиц? 2. Если бы смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами. 3. Без птиц ничего бы не осталось от наших урожаев: расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны. 4. Ведь птицы прожорливы: они съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей.
5. Большая синица за лето сберегает полторы тонны зерна, уничтожая до шести тысяч насекомых; колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи.
6. Как же мы должны быть благодарны нашим пернатым друзьям, как же бережно мы должны относиться к ним!
- Физкультминутка. (Ведёт ученик)
- Письмо под диктовку на доске и в тетрадях.
Задание: подчеркнуть грамматическую основу, объяснить знаки препинания.
Как вы думаете: должен каждый человек осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли?
- Развитие речи. Самостоятельная работа.
1. Сочинение- миниатюра «Сегодняшнее утро».
Задание: обязательно включите бессоюзное сложное предложение, объясните знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
- Повторение.
Схемы каких предложений вы видите на доске? Как вы определили?
1.
2.
3.
4.
- Рефлексия. Оценка работы учащихся. (3 мин.)
1. Чем отличается бессоюзное сложное предложение от других видов сложных предложений? (Части БСП соединяются без союзов, а только интонацией и по смыслу.)
2. Когда ставится запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях? (При перечислении фактов).
3. Когда ставится двоеточие в бессоюзных сложных предложениях? (В 3-ёх случаях…)
- Домашнее задание. (2 мин.)
1. Параграф 34 – повторить.
- Упр. № 197.
- Индивидуальное задание двоим ученикам: записать упражнение на кингстон.
Дидактический материал к уроку
Карточка №1
1. На улице гулять не хотелось с утра дул сильный ветер.
2. Я посмотрела в окно на ветке клёна сидели нахохлившись синички.
3. К вечеру всё затихло уснул беспокойный ветер спрятались птицы дети разбежались по домам.
Карточка №2
Задание: найти в тексте все бессоюзные сложные предложения в тексте, объяснить постановку знаков препинания.
1. Смог бы мир существовать без птиц? 2. Если бы смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами. 3. Без птиц ничего бы не осталось от наших урожаев: расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны. 4. Ведь птицы прожорливы: они съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей.
5. Большая синица за лето сберегает полторы тонны зерна, уничтожая до шести тысяч насекомых; колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи.
6. Как же мы должны быть благодарны нашим пернатым друзьям, как же бережно мы должны относиться к ним!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....