Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1
план-конспект урока по русскому языку (6, 9 класс) на тему

Хайрутдинова Нина Петровна

Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по технологии БиС                                             3.03

Предмет: русский язык, 9 класс

Обобщение по теме: «Бессоюзные сложные предложения»

Знать: семантику отношений между частями БСП, правила пунктуации в БСП.

Уметь:   применять на практике правила постановки знаков препинания в БСП; строить схемы; выполнять синтаксический разбор СПП, конструировать БСП. 

 конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию

   

Ход урока

  Организационные моменты

1.Приветствие

2. Слово Лидеру класса

3. Запись нормы на доске

4. Объявление темы

5. Объяснение темы по карте ОСУД (Обобщенные способы учебной деятельности); (Схемы на каждой парте)

6. Перед объяснением записываю время: В1=х-х

х - начало и конец объяснений

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

 Ребята! Сегодня  мы с вами  будем обращать внимание на смысловые отношения между частями БСП, будем усваивать принципы языкового анализа и рассматривать структуру БСП. У нас на уроке материал, который  нужен нам в повседневной жизни, поэтому мы сосредоточимся и приступим к работе

   Нам  на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

 Я желаю вам всем удачи и надеюсь, что оценки «4» и «5»  по итогам работы получат 6 человек (в правом углу доски  в кружочке 6 ). 63%

 Предоставляем слово лидеру класса.

1.Итак, ребята, мы приступаем к первому этапу урока «Перекрестный опрос» по домашнему заданию.  Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении 

Все внимание на меня!  (задаются вопросы, отмечается в матрице)

Актуализация субъектного опыта учащихся. Теория и практика

Учащиеся делают один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания:

1-НПС,1- ППС,1- ВПС

Объявление учителя: 5+30

Какие предложения называются сложными? (имеющие 2 или более грамматических основ)

Назовите виды сложных предложений

● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении.

*Что такое бессоюзное сложное предложение? (БСП называется такое предложение, которое состоит из двух и более ПП, связанных по смыслу и интонационно, без участия союзов.)

  *В чем его отличие от других сложных предложений?

  *Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

  * Какие смысловые отношения могут передаваться в БСП (Значения перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия.)

  *Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном?

- От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? (От содержания ПП, то есть от смысловых отношений).

А         Б             В         Г        

 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 X

 X

Вопросы классу:

  • Кому не хватило времени?
  • Кто затрудняется в выполнении заданий?
  • Кто  был невнимателен?

Подведем итоги 1 этап > или  <

2. Первая критическая точка Следующий этап «Ключевые слова»  Их 7, дается 30секунд время пошло.

      По смыслу и интонационно, причина, пояснение, дополнение, время, условие, следствие. Учитель ходит, проверяет, но не подсказывает.  По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках - ошибка». Если у кого-то замечу ручку, то минус получают оба ученика.. Обмен тетрадями (меняются тетрадями, проверяют, поднимите руку, если у соседа есть 7 слов).

Подведем итоги 2 этап > или  < отмечается на матрице.

3.Перекрестный опрос (первичная проверка понимания)

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
  2. Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
  3. Ты сделал добро -  скрой, тебе сделали добро -  расскажи. (Арабская пословица.) условие
  4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
  5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
  6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
  7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
  8. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
  9. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина

Оценить уровень усвоения, если нет нормы усвоения - провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему (спасательный круг для тех, у кого 2-3 минуса, не больше трех вопросов

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.(пояснение, увидел, что)

Ехал сюда –рожь начинала желтеть (первая часть указывает на время того, о чем говорится во втором предложении)

Лето припасает -зима поедает(первая часть по содержанию резко противопоставлена второй0

Подведем итоги 3 этап > или  < отмечается на матрице.

4.Критический опрос. Вопросы с хитринкой (Учебники закрывают) 3 сек на ответ

1.БСП это такие предложения, в которых два или более простых предложений неравноправны по отношению к друг другу? (они объединены между собой только по смыслу и интонационно )

2. В БСП части соединяются с помощью союзов и союзных слов?

3.В БСП интонация не играет никакой роли?

4.Части простых предложений в БСП не могут разделяться различными знаками препинания в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются?

5. Я думаю, что в предложении Посмотрит- рублем подарит нужно поставить : т.к. указывает на следствие?

 6.На границе частей БСП могут стоять различные знаки препинания и союзы.

7.В сложном бп ставится двоеточие, если перечисляются какие-то члены предложения?  

8. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире? (не тире а :)

9.Я думаю, в предложении Молвит слово-соловей поет  нужно поставить : потому что указывает на причину (сравнение --------)

Подведем итоги 4 этапа > или  < отмечается на матрице.

Я отмечаю ваше упорство и целеустремленность: результат достигнут

Однако были допущены ошибки в постановке…. Необходимо повторить этот материал      

5.Тематический словарный запас

Письменный рассказ по теме урока (время 5 минут, норма от 63 слов и выше)

6. Анализ урока

Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов

Оценивание учащихся (4, 5 + оценка «5», 3+ оценка «4», 2+ оценка «3»)

Дополнительный материал к уроку

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного нужно( вместе с учащимися строим схему-алгоритм):

  1.  Разбить сложное предложение на простые
  2. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения

Причины, пояснения. дополнения 

Времени, условия;

Следствия , сравнения, противопоставления или быстрой смены событий

1 .Из всей жизни можно извлечь одну мудрость  человек должен делать только добро.

2.Добро не лежит на дороге  его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)

  1. Ты сделал добро   скрой, тебе сделали добро-  расскажи. (Арабская пословица.)

  1. Я убежден  правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.)

  1. Злой плачет от злости  добрый   от жалости. (Пословица.)

  1. Хочешь людям добра  сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.)

  1. Мудрость доброты в одном  она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.)

  1. Доброта как солнце без нее немыслима сама жизнь.

  1. Доброта бессмертна в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.)

Я взглянул в окно  на безоблачном небе разгорались звезды

Ехал сюда  рожь начинала желтеть

Лето припасает зима поедает



Предварительный просмотр:

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.

3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.

5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.

3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.

5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.

3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.

5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.

3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.

5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.

3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.

5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....

презентация к уроку 5 класс учебник Spotlight (Модуль 9, урок 9b)

Данный материал может быть использован как наглядный материал к уроку в 5 классе по учебнику Spotlight (Модуль 9, урок 9b). В уроке разобрана грамматическая тема Past Simple, даны упражения на закрепл...