Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок объяснения нового материала с использованием приёмов смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_kl._morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме
«Морфологический разбор имени существительного»
ФИО (полностью): Ортнер Марина Валерьевна
Место работы: МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5Б
Тема урока «Морфологический разбор имени существительного»
Базовый учебник: «Русский язык, 5 класс», авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее изученный материал; развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально; воспитывать интерес к предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
Формируемые УУД:
Личностные: мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные цели в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению ошибок.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства для решения задач, обработка, анализ информации, построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.
Тип урока: урок получения новых знаний
Формы работы учащихся:
индивидуальная, групповая, фронтальная
Необходимое техническое оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Структура и ход занятия
1.Включение в деловой ритм.
На доске: Девятнадцатое апреля, классная работа.
Подготовка класса к работе
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности и проверка темы прошлого урока
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображен улыбающийся смайлик. Девиз сегодняшнего дня: «Улыбнись новому дню».
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).
Буквенный диктант по теме прошлого урока
Камыш..м, туч..й, этаж..м, мяч..м, задач..й, училищ..м, молодц..м, луч..м.
Ключ: оеооеео
Взаимопроверка, выставление оценок
3. Формулирование темы урока, постановка цели урока
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфологию)
- Что изучает этот раздел? ( слово как часть речи)
-Как мы можем доказать, к какой части речи принадлежит слово? (сделать морфологический разбор)
-Записываем тему урока: Морфологический разбор имени существительного.
-Чему мы должны научиться на уроке? ( научиться делать морфологический разбор имени существительного, а для этого надо повторить морфологические признаки существительного).
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выказывают и обосновывают свою точку зрения.
4. Выявление места и причины затруднения (работа в малых группах)
Взаимопроверка.
Работа с текстом.
Синтаксический разбор предложений (материал в распечатке).
Ле..кий ветерок гон..т облачка по небу. В тих.. дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень - пора сбора птиц к отлету.
В д..лекий путь отправляю..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли. (И. С. Соколов-Микитов.)
- Сделаем вывод: какова синтаксическая роль существительных в предложении?
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
5. Физкультминутка
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Выполняют движения в соответствии с текстом
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, сегодня мы с вами обобщим наши знания об имени существительном, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), необходимые действия, операции, работают по плану
7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (работа в парах)
Знакомство с порядком морфологического разбора существительного на с. 263, составление на основе этого материала рассказа об имени существительном по опорным словам (материал распечатан):
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3. В предложении имя существительное выполняет синтаксическую роль …, … , … , … , … .
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою
точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками
делают выводы
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Проверка по эталону (на слайде)
8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Задание. ( текст распечатан на парту)
СТАКАН ВИШНИ
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен», - сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», - ответила мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы».
-Почему мама отдала вишни дочке?
1.Найдите в тексте по одному существительному 1 и 2 склонения, выпишите их в тетрадь и произведите письменно морфологический разбор.
1 ученик у доски, остальные в тетрадях: Боря, стакан.
2.Со словом вишня составьте предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения. Запишите эти предложения в тетрадь
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
Личностные: имеют желание осваивать новые виды
деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
9. Самостоятельная работа, включение в систему знаний и повторение
Индивидуальные задания по карточкам.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Задание:
1. Определить стиль текста. Подчеркнуть олицетворения.
2. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара).
3. Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?
4. Выписать из текста существительное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
5. Выписать из текста прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания, и глагол, в состав которого входят приставка, корень, два суффикса, окончание и суффикс -ся(сь).
6. Сделать письменный морфологический разбор любого существительного из текста.
Выполняют индивидуальные задания, слушают одноклассников,
оценивают их.
Отвечают на вопросы
Личностные: понимают, в чем значение знаний для
человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что нового узнали на уроке?
- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
11. Домашнее задание
Для всех: стр.263, выучить порядок морфологического разбора имени существительного,
На выбор: упр.742
Или составить небольшой текст (5 предложений), ответив на вопрос по тексту, использованному на уроке: Почему мама отдала вишни дочке?, дополнительно сделать морфологический разбор одного существительного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....