Технологическая карта урока русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС по УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx | 114.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Класс: 6
Цель деятельности учителя | Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке. |
Оборудование | Компьютер. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Учебные пособия | Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский |
Основные понятия | Прилагательное, приставка не, частица не. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
II. Языковая разминка. | – Запишите предложения: Январь – месяц ярких звёзд, ясного неба, белых троп, синих льдов, тёмная зорька года. Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студён. (В.Миронов) 1. Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы. 2. Произведите синтаксический разбор последнего предложения. 3. Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль. | Записывают предложения, выполняют задания. | Познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
III. Актуализация и пробное учебное действие. | Словарный диктант. Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не успел на поезд. (Слайд 2) – Какой опознавательный признак объединяет написания? – Какие виды орфограмм встретилось в диктанте? – Обозначьте условия слитного и раздельного написания не в приведенных примерах. – Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда, невидимка. - Что помогло правильно написать данную работу? (Алгоритм) | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, вспоминают и записывают алгоритм «Не с глаголами и существительными» | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
IV Выявление проблемы. | – Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания. – Проверьте себя по учебнику (§ 54, с.128). – Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами. | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 1. Наблюдение с помощью презентации . 2. Упр. 305 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на алгоритм «Не с глаголами и сущ-ми». Учащиеся выявляют два условия слитного написания: 1) неупотребление прилагательного без не (небрежный, невзрачный); 2) замена близким по значению словом или выражением (несчастливый – обездоленный, бедный); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не добрый, а злой). После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными. 3. Чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания. – Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.) – Сколько условий слитного написания не с прилагательными? Сколько условий раздельного написания? – Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов? – Какие условия общие для существительных и прилагательных? – Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы? – Проанализируйте графическое обозначение орфограммы. – Составьте алгоритм «НЕ с прилагательными» (графическую модель) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника. Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм). |
Физминутка | Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Всё ногами топаем, всё руками хлопаем, Надуваем щёчки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово три, все с гримасами замри. Раз, два, три! | Выполняют упражнения. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 307 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. (Слайд 3) – Составьте на основе правила обобщающий алгоритм: «Правописание не с глаголами, существительными и прилагательными» (Слайд 4) Упр. 306 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. (Слайд 5) Выполняется письменно самостоятельно. Взаимопроверка. Упр. 308 – развивается умение слитного и раздельного написания не с прилагательными на основе алгоритма. Упражнения можно выполнять параллельно по группам: например, 3 группы, по три примера для каждой группы. Самопроверка в группе. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными. (Слайды 6 и 7) – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Домашнее задание. | 1. уметь рассказать правило по алгоритму. 2. Упр. Учебника: 309, 310, 311 (по выбору) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....