Технологическая карта урока русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС по УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx114.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Класс: 6

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.

Оборудование

Компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.

Учебные пособия

Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Основные понятия

Прилагательное, приставка не, частица не.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II. Языковая разминка.

– Запишите предложения:

Январь – месяц ярких звёзд, ясного неба, белых троп, синих льдов, тёмная зорька года. Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студён.

(В.Миронов)

1. Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.

2. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

3. Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Записывают предложения, выполняют задания.

Познавательные:

анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

Словарный диктант.

Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не успел на поезд. (Слайд 2)

– Какой опознавательный признак объединяет написания?

– Какие виды орфограмм встретилось в диктанте?

– Обозначьте условия слитного и раздельного написания не в приведенных примерах.

– Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда, невидимка.

- Что помогло правильно написать данную работу? (Алгоритм)

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге

с учителем, вспоминают и записывают алгоритм «Не с глаголами и существительными»

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Выявление проблемы.

– Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания.

– Проверьте себя по учебнику (§ 54, с.128).

– Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение с помощью презентации .

2. Упр. 305 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на алгоритм «Не с глаголами и сущ-ми».

Учащиеся выявляют два условия слитного написания:

1) неупотребление прилагательного без не (небрежный, невзрачный); 2) замена близким по значению словом или выражением (несчастливый – обездоленный, бедный); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не добрый, а злой).

После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными.

3. Чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания.

– Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.)

– Сколько условий слитного написания не с прилагательными?

Сколько условий раздельного написания?

– Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов?

– Какие условия общие для существительных и прилагательных?

– Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы?

– Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.

– Составьте алгоритм «НЕ с прилагательными» (графическую модель)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника.

Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм).

Физминутка

Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком.

Всё ногами топаем, всё руками хлопаем,

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем!

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

Как скажу я слово три, все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Выполняют упражнения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и

правописных умений.

Упр. 307 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. (Слайд 3)

– Составьте на основе правила обобщающий алгоритм: «Правописание не с глаголами, существительными и прилагательными»

https://fs01.urokirusskogojazyka.ru/e/0000b0-001.png

(Слайд 4)

Упр. 306 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. (Слайд 5)

Выполняется письменно самостоятельно.

Взаимопроверка.

Упр. 308 – развивается умение слитного и раздельного написания не с прилагательными на основе алгоритма.

Упражнения можно выполнять параллельно по группам: например, 3 группы, по три примера для каждой группы.

Самопроверка в группе.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

– Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными.

(Слайды 6 и 7)

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

VIII. Домашнее задание.

1. уметь рассказать правило по алгоритму.

2. Упр. Учебника: 309, 310, 311 (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...