конспект урока по русскому языку "Состав слова. Закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок - закрепление по русскому языку "Состав слова. Повторение", 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку «Состав слова. Закрепление.», 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)
Автор – составитель: Попова И.И.
Цели: - закрепить и обобщить знания о частях слова; проверить сформированность понятий: корень, приставка, суффикс, окончание; - корректировать аналитико – синтетическую деятельность мозга с помощью определения частей слова; - развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, правильно писать корни и приставки, отвечать на вопросы полными ответами; - воспитывать любовь к родному языку, аккуратность при письме, умение работать коллективно.
Оборудование: карта страны «Состав слова», «чудо – дерево», «цветок», ноут – бук (слайды с заданиями), письмо, «птичка» с заданиями, учебник.
Ход урока:
1.Организационный момент (правильная посадка учащихся за партами). Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, давайте улыбнемся друг другу для того, чтобы сегодняшний день принес нам радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть наш урок? Дети: Мы хотим видеть урок веселым, интересным. Учитель: Успехов вам и удач. Ребята, нам пришло письмо от жителей одной страны, послушайте его: Привет, друзья! Примите приглашенье. В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем. Познаете вы много разных тайн. Части слова живут – и здесь и там.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Повторительно – обучающая работа. Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Состав слова. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы , конечно же, посетим эти острова и познакомимся и их жителями. Но сначала вспомним, из каких частей может состоять слово. Дети: Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания. Учитель: Какая самая главная часть слова? Дети: Самая главная часть слова – корень. Учитель: Как называются слова с одинаковым корнем? Дети: Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
4.Работа по теме урока. 1)Учитель: Итак, мы причалили к острову «Корень». Как – то много лет назад на этом острове посадили странный сад. Не был сад фруктовым, был он только словом. Это слово, словно корень, разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло, стало много новых слов. ( вешается плакат с изображением « чуда – дерева»; к корню прикрепляется карточка со словом сад ) ( ученики называют однокоренные слова и записывают их в тетради, выделяя корень слова, а учитель прикрепляет на дерево карточки ( листочки ) со словами: рассада, посадка, садовник, садовод, садовый, посадить)
2) Релаксационная пауза ( гимнастика для глаз ): двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево; представить себе большой круг и обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки; зажмурившись, снять напряжение, считая до 10.
3) Учитель: А сейчас мы с вами вообразим, что опять находимся на нашем корабле, который плывет к следующему острову. Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: «При – плыли! При – чаливайте! В – ходите! Скорее, скорее на остров спешите!» Как вы думаете, на каком острове мы оказались? Дети: Мы оказались на острове «Приставка». Учитель: Почему вы так решили? Дети: Матрос говорил слова, выделяя приставки, чтобы мы догадались. Учитель: Что такое приставка? Дети: Приставка – это часть слова. Учитель: Для чего служит приставка? Дети: Приставка служит для образования новых слов. Учитель: Жители острова приставок приготовили для вас задание ( вешается «цветок» ). ( при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова; приставки выделить ). Приставки: от-, при-, по-, вы-, за-, об-, под-, с-, в-, у-, пере-. ( учащиеся записывают новые слова на доске и в тетрадях: уход, отход, переход, вход, подход, отход, сход, заход, выход, поход, приход ). 4) Учитель: Молодцы! А теперь глаза закрыли. С вами дольше мы поплыли. Продолжается наше кругосветное путешествие. Водичка тепленькая. Погодка чудненькая. Вот птичка маленькая несет задание. Начинается наше собрание. Что за остров впереди? Мы не сбились ли с пути? Дети: Впереди остров «Суффикс». Учитель: Почему вы так решили? Дети: Слова были с суффиксами – еньк – (тепленькая, чудненькая, маленькая ), - к – ( погодка, водичка ). Учитель: А что такое суффикс? Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием. Учитель: Для чего служит суффикс? Дети: Суффикс служит для образования новых слов. ( задание на слайде ) Учитель: От заданных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите (самостоятельная запись в тетрадь). Слова: ключ, дед, зверь, солнце. Суффиксы: - ик -, - ушк -,- ек -,- ышк -. Новые слова: ключик, дедушка, зверек, солнышко (несколько учеников зачитывают свои слова ). 5) Физкультминутка ( Хомка ): Хомка, Хомка. Хомячок, полосатенький бочок. Хомка раненько встает, щечки моет, носик трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать. Учитель: Какой же следующий островок? Дети: Островок «Окончание». Учитель: Да, нас приглашает «Окончание», и у него для нас задание. А что такое окончание? Дети: Окончание – изменяемая часть слова. Учитель: Для чего служит окончание? Дети: Окончание служит для связи слов в предложении. 6)Упражнение ( запись на доске ): У окна стоит деревянный стол. На ( стол ) лежит красивая скатерть. Света подошла к ( стол ). Она очень довольна своим ( стол ). ( коллективная работа у доски ) ( дети раскрывают скобки и меняют окончания по смыслу, окончания выделяют ) 7) Учитель: Жители страны приготовили для вас еще одно задание. Откройте учебник на странице 37 № 94. Разберите самостоятельно слова по составу. Пригорок, зимушка, переход, волна, перестрелка, перелетные (индивидуальная помощь учителя ). ( Проверка – слайд ) 8) Работа по карточкам ( составить новые слова ) – коллективная работа. а) Корень от слова лесной, приставка от слова перелет, суффикс от слова грибок – перелесок. б) Приставка от слова понес, корень от слова ходить – подход. в) Приставка от слова полет, корень от слова краски, суффикс от слова дочка, окончание от слова лапа – покраска. г) Приставка от слова занос, корень от слова морозец, суффикс от слова горка, окончание от слова листочки – заморозки. д) Корень от слова зори, суффикс от слова голенький, окончание от слова нога – зоренька.
5. Итоги урока. Учитель: Итак, нам пора возвращаться и говорить жителям страны «До свидания!» Что мы сегодня повторили? Дети: Мы сегодня повторили части слова. Учитель: Из каких частей может состоять слово? Дети: Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: страница 37 № 93 ( разобрать слова по составу ). Учитель: Спасибо, урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Закрепление изученного по теме «Лексика»
Урок ставит своей цельюформировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употреблением синонимов, антонимов, омонимов....
конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"
конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и прил...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя с использованием сингапурской методики обучения....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»
laquo;Не с разными частями речи (урок – закрепление)»...
Конспект урока по русскому языку "Слово и слог"
Тема: Слово и слогТип урока: открытие нового знанияЦель: создание условий для формирования умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;Планируемые ...