Конспект урока по русскому языку "Слово и слог"
план-конспект урока по русскому языку
Тема: Слово и слог
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для формирования умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- понятия «слово», «слог»
- правило деление слова на слоги
- приемы делания слова на слоги
Умеют: различать слово и слог
- определять количество слогов в слове
- делить слово на слоги
- подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
- классифицировать слова по количеству в них слогов
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова;
- Понимание значения словв жизни каждого человека и общества;
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- Ставить и формулировать проблему;
- Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различное.
Регулятивные:
- Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- Формирование умения планировать свою деятельность на уроке;
- Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности;
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Коммуникативные:
- Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика;
- Уметь доносить до собеседника свою точку зрения;
- Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;
- Адекватно оценивать работу в группе
Личностные:
- Положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
- Повышать культуру речевого общения;
- Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
- Формирование нравственно – этического оценивания;
- Развитие доброжелательности, внимания к людям.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 класс.
Оборудование: ИКТ (презентация), раздаточный материал для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.pptx | 971.03 КБ |
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Радость друг кидать маленький доктор товарищ счастье бросать врач крошечный
белый холодный здоровый умный глупый больной горячий черный
Белый камушек растаял, На доске следы оставил. Стоит дом, Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. Если ей работу дашь, Зря трудился карандаш.
В слове столько слогов, сколько в нем гласных. «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов».
Сладкий, сочный, желтый плод, В жарких тропиках растет. В праздник на столе у нас… Скажите кто он? …
«Верите ли вы, что…»
Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица, пенал, резинка, школа, класс, мел, кисточка. Лось, то|поль, ры|бак, бе|рё|за, тра|ва, у|че|ни|ца, пе|нал, ре|зин|ка, шко|ла, класс, мел, кис|точ|ка.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, проведенного в 1 «Б» классе
Кимлач Вероникой Дмитриевной
Тема: «Слово и слог»
г. Городец, 2021 г.
Тема: Слово и слог
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для формирования умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- понятия «слово», «слог»
- правило деление слова на слоги
- приемы делания слова на слоги
Умеют: различать слово и слог
- определять количество слогов в слове
- делить слово на слоги
- подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
- классифицировать слова по количеству в них слогов
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова;
- Понимание значения словв жизни каждого человека и общества;
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- Ставить и формулировать проблему;
- Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различное.
Регулятивные:
- Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- Формирование умения планировать свою деятельность на уроке;
- Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности;
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Коммуникативные:
- Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика;
- Уметь доносить до собеседника свою точку зрения;
- Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;
- Адекватно оценивать работу в группе
Личностные:
- Положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
- Повышать культуру речевого общения;
- Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
- Формирование нравственно – этического оценивания;
- Развитие доброжелательности, внимания к людям.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 1 класс.
Оборудование: ИКТ (презентация), раздаточный материал для самостоятельной работы.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивации к учебной деятельности(1-2 мин.) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Тихо присаживайтесь на свои места. Не забывайте о правильной посадке. -Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. -Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошей работы на уроке. -Проверим вашу готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебник; тетрадь, пенал и дневник. Все готовы? Молодцы. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. | Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; К: Уметь слушать и слышать учителя. |
Актуализация знаний (4 мин.) | -Итак, прежде чем начать писать, подготовим наши пальчики. Мы во двор пришли гулять. Раз, два, три, четыре, пять - Загибаем пальчики по одному Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой И снежками мы кидались. Имитируем движения по тексту Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки. -Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Минутка чистописания. -Запишем словарные слова. Начинаем писать с красной строки с большой буквы первое слово: русский язык, воробей, ворона, пенал, карандаш. -Подчеркните карандашом безударные гласные и поставьте ударение. - Давайте вспомним, какие слова мы называем близкими по значению? А какие слова называются противоположными? -Соедините парами близкиепо значению слова. Работаем по цепочке. Радость, друг, кидать, маленький, доктор, счастье, товарищ, бросать, крошечный, врач -Соедините парами слова противоположные по значению - Белый, холодный, черный, здоровый, глупый, горячий, умный, больной. | Выполняют движения за учителем. -Записывают число, классная работа - Записывают слова в тетрадь -Подчеркивают безударные гласные и ставят ударение - Близкими по значению называют слова, имеющие одно и то же значение, но различные по написанию. Противоположные слова - это слова, имеющие противоположное значение - Радость – счастье, товарищ-друг, бросать-кидать, маленький- крошечный, врач-доктор - Белый- черный, горячий –холодный, больной- здоровый, умный- глупый | П.:Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества; К.:Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения; Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат |
Определение темы и цели урока учащимися(3-5 мин.) | Отгадайте загадки. Белый камушек растаял, На доске следы оставил. Стоит дом, Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. Если ей работу дашь, Зря трудился карандаш. - Что общего между словами – отгадками? - Чем отличаются слова-отгадки? -Обратите внимание на количество слогов в каждом слове. -Скажите, что мы будем изучать на уроке?Тема нашего сегодняшнего урока «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов». - Какую цель поставим на урок? | -Мел -Школа -Резинка - Связаны с учебой - Отличается размер слов - В слове «мел» - один слог, в слове «школа» - 2, «резинка» - 3. - Будем изучать слоги - Научиться делить слова на слоги
| П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества; К.: Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения; Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат; Р.:Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке. |
Планирование достижения намеченной цели (1-2 мин.) | -Что будем делать, чтобы достичь нашу цель? Верно. Давайте приступим к изучению темы. | - Узнаем как делить слова на слоги, из чего состоят слоги, будем составлять из слогов слова, делить слова на слоги | К.: Уметь слушать и слышать учителя; Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Р.: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке. |
Открытие новых знаний(10-15 мин.) | -Ребята, давайте, сегодня поэкспериментируем -Приблизьте ладошку ко рту и произнесите слово мама. Сколько раз струя тёплого воздуха коснулось ладошки при произнесении этого слова? Значит, слово можно разделить на 2 части. - Как называются эти части? - Произнесите слово по слогам. - Как ещё можно определить, сколько в слове слогов? - Я знаю еще один способ, чтобы определить количество слогов в слове. - Скажите, сколько гласных в слове мама? - Значит, столько и слогов в этом слове. - Какое правило можно сформулировать на основе сказанного? -Проверим ваше предположение по учебникуна странице 32. - Итак, еще раз повторим. Как определить количество слогов в слове? - Проверим это, выполнив задание 2.Прочитайте слова. Сравните их количество слогов. -Прочитаем первый столбик слов. - Определим количество слогов разными способами. Первый ряд посчитает количество гласных букв в слове, второй ряд определит количество слогов по дыханию, а третий ряд приставит ладошку к подбородку и посчитает количество прикосновений. - Сколько гласных в словах лист и клен? - Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки? - Сколько раз подбородок коснулся ладони? - Что можем сказать о количестве слогов в словах? - Слова, которые состоят из одного слога,называют односложными, они содержат один гласный звук. - Перейдем ко второму столбику. Прочитайте эти слова - Определим количество слогов касаниями подбородка. Сколько раз подбородок коснулся ладони? - Значит, сколько слогов в слове? - Обратите внимание на количество гласных букв. Совпадает ли оно с количеством слогов? - Перейдем к 3 столбику. Определим количество слогов в слове тополь касанием струи воздуха. Сколько слогов в слове тополь? Совпадает ли оно с количеством гласных? - Аналогично определите количество слогов в слове липа - Эти слова называют двухсложными, потому что они состоят из двух слогов. - Сколько гласных букв в таких словах? - И наконец, перейдем к 4 столбику. - Определите количество слогов понравившимся способом. - Кто может назвать эти способы? - Итак, сколько же слогов в слове береза, в слове крапива? - Эти слова называют трехсложные, потому что состоят из 3 слогов. - Сколько гласных букв в таких словах? -Спишите трехсложные слова себе в тетрадь. Разделите слова на слоги вертикальными линиями. Начинайте писать с красной строки с большой буквы, через запятую. Сладкий, сочный, желтый плод, В жарких тропиках растет. В праздник на столе у нас… Скажите кто он? … - Разделим слово ананас на слоги. - Назовите первый слог? - Обратите внимание, что слог может состоять из одного гласного звука. -Назовите второй слог. Из каких букв он состоит? - Верно, слог может состоять из одного гласного и одного согласного звука - Назовите 3 слог. - А из каких же букв состоит этот слог. - Слог может состоять из нескольких согласных и одного гласного звука Физминутка для глаз «На лугу» | -2 -Эти части называются слоги. - ма-ма - По хлопкам, подставить ладошку к подбородку -2 - Сколько гласных букв в слове, столько в нем и слогов - Читают правило в учебнике - Посчитать количество гласных -1 -1 -1 -1 - В словах один слог -Ива, оса - 2 раза - 2 слога -Да - 2 -Да - 2 слога -2 гласные буквы. - Сколько раз струя воздуха или подбородок коснется ладони, посчитать количество гласных букв - 3 -3 гласные буквы. -записывают слова береза и крапива в тетрадь. - ананас - а-на-нас - а - на -нас | П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации. К.: Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика; уметь доносить до собеседника свою точку зрения; Л: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат; Р.: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения планировать свою деятельность на уроке. |
Применение знаний – развитие умений (15 мин.) | -Перейдем к заданиию 3. Рассмотрите картинки. Произнесите слово-название предмета по слогам. - Назовите слог, который есть во всех словах? - Рассмотрите картинки на стр 34 к заданию 6. -Назовите эти предметы -Запишем названия предметов в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слова, в которых 2 слога, затем слова, в которых 3 слога. Разделите слова на слоги вертикальными линиями. -Игра «Верите ли вы, что..» Если согласны с моим высказыванием хлопайте, если не согласны топайте - В слове дед – 2 слога, гном – 1слог, малина - 3 слога, март -2 слога, диван - 2 слога пенал – 2 слога зверек – 3 слога ива – 1 слог - Поработайте в парах, выполнив упражнение 4. Составьте из предложенных слогов слова. Называем слова по цепочке. - Чем же отличается слово от слога? | - Ба-боч-ка, ба-ра-бан, ба-ран, ба-нан - ба - Пенал, заяц, воробей, карандаш, стул - Стул, заяц, пенал, воробей, карандаш - топают - хлопают - топают - хлопают - хлопают - топают - топают -Слива, вата, варить, сова, трава, ваза, вагон, вафли, дрова, забыть, коза, роза, гроза, загар, заря, глаза, заряд, слеза
-Слог не имеет значения, а слово несет смысл. Из слогов состоят слова. | П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества;повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации. Р.: Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности; Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. К.: Уметь слушать и слышать учителя, другого ученика; Уметь доносить до собеседника свою точку зрения; Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их; Адекватно оценивать работу в группе. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) | -Поработайте по карточкам. Разделите слова на слоги вертикальными линиями. Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица, пенал, резинка, школа, класс,мел, кисточка -Проверим задание по слайду. - Подберите и запишите в тетрадь одно любое слово, состоящее из одного слога, одно слово, состоящее из 2 слогов и одно слово, состоящее из 3 слогов. | - Лось, то|поль, ры|бак, бе|рё|за, тра|ва, у|че|ни|ца, пе|нал, ре|зин|ка, шко|ла, класс, мел, кис|точ|ка - Подбирают слова и записывают в тетрадь слова, н-р: сыр, лиса, барабан | П.: Формирование представления о понятиях «однозначные» и «многозначные» слова; Понимание значения слов в жизни каждого человека и общества; повышать культуру речевого общения; формирование положительной учебной мотивации. Р.: Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности; Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
Рефлексия (3-5 мин.) | -Чем мы сегодня занимались на уроке? -Как правильно разделить слова на слоги? -Научились ли вы делить слова на слоги? Закончите предложения: -Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,... - Я узнал, что односложные слова имеют ..., двухсложные- - Мне было интересно выполнять … - Вы довольны своей работой на уроке? - Поднимите две руки- если все понятно и интересно - Поднимите одну руку – если было не все понятно, вы затрудняетесь в делении слов на слоги. - Не поднимайте рук – если было трудно и непонятно, как делить слова на слоги. | - Делили слова на слоги, составляли из слогов слова - Сколько в слове гласных, столько в нем и слогов - столько в нем и слогов - Односложные слова имеют один слог, двухсложные – два слога, трехсложные – три слога. - Ответы детей Оценивают деятельность на уроке. | Л: сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат. Р:оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка; П: самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку во 2а классе (I вид) Тема: «Слог. Перенос слов».
В конспекте представлены разнообразные необычные интересные виды работ по теме «Слог. Перенос слов». В конспекте отражены коллективные и индивидуальные формы работы по закреплению пройденного материал...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока "Буква Аа в открытом слоге"
План-конспект урока "Буква Аа в открытом слоге", 2 класс....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Письмо слогов с изученными буквами.
План урока по русскому языку.Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока : Письмо слогов с изученными буквами....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...