Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass_leksika.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Тип урока : изучение нового материала
Цели :
Образовательные:
1.Знать понятие «Лексика» ;
2. Знать , какие слова называются многозначными;
3.Знать особенности определения лексического значения слова;
4.Уметь определять лексическое значение слова;
5. Знать определения синонимов ,антонимов ,омонимов, уметь находить их в тексте .
Развивающие :
1.Развивать навыки определения лексического значения слова ;
2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова ;
2.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
3.Развивать связную речь учащихся.
Воспитательные:
1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов , омонимов ,многозначных слов в русском языке.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ,ребята! Запишите в тетради дату сегодняшнего урока.
II. Словарная работа
- Сегодняшний урок мы начнем с словарной работы.
Один ученик работает у доски , записывает слова которые ему диктует учитель и объясняет орфограммы. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь , обозначая орфограммы.
Словарная работа :
Багряный , коллекция , развитый ребёнок , развитой язык, пичужка, бордовый , солнце , пошёл
в лес .
III. Объяснение нового материала
- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? (Синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфография ) Какие из разделов русского языка мы с вами уже повторили ?
- Итак ,сегодня мы приступим к повторению одного из разделов русского языка.
- Сейчас я продиктую вам несколько предложений , а вы запишите их , пожалуйста ,в тетрадь (Ученики записывают в тетради предложения ,которые им диктует учитель) .
- Художник взял кисть , обмакнул её в зеленую краску и начал преображать кисть рябины , которую он нарисовал на холсте.
- Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.
- В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.
- Если бы молодость знала, если бы старость могла.
- Как вы думаете , на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово кисть ,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .)
- Итак ,мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.
-Как вы думаете ,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня? ( Лексика ).
Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).
IV. Фронтальный опрос
- Итак , какие слова можно назвать многозначными? Если можете ,приведите примеры таких слов.
Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.
V. Закрепление изученного материала
- Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.
Целеполагание :
- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).
- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение
Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.
Упражнение 92.
Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дил руж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.
Вывод :
-Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).
- Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило на странице 52.
Один из учащихся читает классу правило .
- Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст , а потом мы найдём с вами многозначное слово.
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова ).
- Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .
Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.
Упражнение 94.
— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.
— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.
— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…
— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.
— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.
— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.
(Ю. Нагибин.)
- Кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете ,почему колодезь – журавль получило такое название? Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки , оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .
Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.
Вывод :
- Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)
- Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)
- Итак ,цель - подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .
Учащиеся работают устно , называя составленные словосочетания.
Упражнение 99.
Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).
- А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом а или но и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.
Вывод :
- Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).
VI .Рефлексия .Подведение итогов.
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Чем различаются однозначные и многозначные слова?
- Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?
- Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?
- Что такое лексикология?
- Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?
- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?
VII. Домашнее задание .
- Дома вы выполните упражнение 100 ,в котором вам нужно будет озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Запишите синонимы к выделенному слову ,если они существуют.
Упражнение 100.
Отец пересмотрел запасные камеры, почистил свечи в мотор.., проверил и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.
— Интересная, брат, у меня вещь получается,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход…т, что литров под три. дцать горючего я сэкономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём домой отбыть. Через другой перевал.
Помн..шь, рассказывал я о нём?
— Помню,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?
Но отец хотел (с, з)делать приятное Сергею и отмахнулся от его возражений.
— Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.
(П. Павленко.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Лексика", 7 класс
Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему "Лексика" предназначен для учащихся 7 класса. Это урок-путешествие по местам декабриста В.Ф.Раевского...
Урок по русскому языку 5 класс по теме "Заимствованные слова"
Данный урок разработан в соответствиии со всеми требованиями ФГОС. Это один из уроков раздела "Лексика"....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Прилагательные близкие и противоположные по значению, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Прилагательные близкие и противоположные по значениюЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательны...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"
Урок по ФГОС русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...
- Мне нравится (1)