План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Валеева Дамира Мидхатовна

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО

 (из опыта работы учителя  МБОУ«Ныртинскаая средняя школа» Кукморского муниципального района  Республика Татарстан Валеевой Д.М.)

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)

Цель урока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки  препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе  (слайд № 2)

Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.

Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, бланки ответов.

В классе 3 группы: 3 группы по 4 человека.

 

 На уроке были применены МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА и следующие структуры МИКС ПЭА ШЭА,  РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУПП,  КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН.

Ход  урока

  1. Организационный момент.   Здравствуйте, ребята!

Менеджмент.  Приветствие.

Орфографическая  разминка (слайд № 3)

  1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

отп…рать

отб…рать

зап…реть

расст…лить

бл…стать

  1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

прил…гательное

р…стовщик

утв…рь

прил…жение

ур…внение

  1. Актуализация опорных знаний.  МИКС ПЭА ШЭА.  Под музыку смешиваемся

Образуем пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)(слайд № 4)

Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:

  1. И, да, ни-ни, не только…, но и …, как…, так и … - соединительные союзы.
  2. Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.
  3. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.

Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов МИКС ФРИЗ ГРУПП (Под музыку ученики перемешиваются в группе. После остановки музыки замирают. Учитель задает вопросы. Ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос)

  1. Виды сказуемых – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.(3)
  2. Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)
  3. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4) 

Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу). Инструментом для управления групп является МЕНЕДЖМЕНТ. (Партнеры приветствуют друг друга).

  1. Пунктуационная разминка (устная) 

Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.

( слайд № 5)

Расставьте знаки препинания, объясните их   постановку.                      

  1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.

  2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.

  3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.

  4. Лес не школа да всех учит.

  5. У самого родника р…сли не только дубы но и ели.

  6. У Сибири есть много особенностей как в пр…роде так и в людских нравах.

Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при  однородных членах.

( комментируем примерами) (слайд № 6)

  1. Работа в тетрадях. Записываем число, тему.

Выполнение задания по слайду (слайд №7),

- Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.

1.   В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

2.  Всюду и вокруг и над головой была вода.

3.  На крышах домов  на деревьях  на скамейках аллеи  везде была изморозь.

 Взаимопроверка по слайду № 8.

1. [⦿:○,○,○,○].

2. [⦿: и○, и○- ...].

3. [○,○,○ - ⦿].

  1. Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.
  1. Используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (слайд № 9), выписываем те предложения, которые соответствуют схемам под вашими номерами по МЕНЕДЖМЕНТУ.  ( слайд № 11)
  2.  Используем структуру КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания. ( слайд № 12)
  3. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия (слайд № 13, 14)

 

1. Из предложения В лесу  легко дышится  взять обстоятельство места;

2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

3. Добавить подлежащее предложения  Всё вдруг изменилось в ней.

Получилось выражение «В лесу поражает всё:  …».

Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации 14 слайда.

  1. Физкультминутка. Давайте отдохнём, вспомним лес летом. Я приглашаю вас на прогулку. (Включается файл аудио/видеофильм «Прогулка»)
  1. Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. ( слайд № 15)  (Включается музыка)
  2. Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае?  Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности. (слайд № 16)
  1. Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны -  легко разводятся в прудах.
  2. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
  1. Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим,  как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт…

    Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания на слайде не расставлены)

Снег идёт,  снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи:

Убелённый пешеход,

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

                         ( Б. Пастернак )

(читаем стихотворение) ( cлайд № 17)

Выполняем задание.

- Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?

- Обобщает смысл, усиливает значение следствия,  результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт…». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.

  1. Проанализировать предложения (слайд № 18)

Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.

  1. Обобщение знаний.  ( слайд № 20)        

Обобщающие слова – это __________________________

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __

Обобщающие слова в предложении могут стоять _________

Тире ставится, если __________________________________

Двоеточие ставится, если _______________________________

Двоеточие и тире ставится, если ____________________

  1. Домашнее задание. Упр. 290-291 (слайд № 21)
  2. Оценивание учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

План-конспект урока по английскому языку 3 класс Тема: использование have/has got в теме “Domestic animals”

Задачи:Формировать навыки устной речи на основе изученной лексики и речевых образцов: have/has got, What pet have you got? / Do you have a pet?;Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...