План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя с использованием сингапурской методики обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_obobshchayushchie_slova_pri_odnorodnyh_chlenah_i_znaki_prepinaniya_pri_nih.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО
(из опыта работы учителя МБОУ«Ныртинскаая средняя школа» Кукморского муниципального района Республика Татарстан Валеевой Д.М.)
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)
Цель урока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе (слайд № 2)
Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.
Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, бланки ответов.
В классе 3 группы: 3 группы по 4 человека.
На уроке были применены МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА и следующие структуры МИКС ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУПП, КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН.
Ход урока
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
Менеджмент. Приветствие.
Орфографическая разминка (слайд № 3)
- Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.
отп…рать
отб…рать
зап…реть
расст…лить
бл…стать
- Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
прил…гательное
р…стовщик
утв…рь
прил…жение
ур…внение
- Актуализация опорных знаний. МИКС ПЭА ШЭА. Под музыку смешиваемся
Образуем пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)(слайд № 4)
Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:
- И, да, ни-ни, не только…, но и …, как…, так и … - соединительные союзы.
- Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.
- Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.
Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов МИКС ФРИЗ ГРУПП (Под музыку ученики перемешиваются в группе. После остановки музыки замирают. Учитель задает вопросы. Ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос)
- Виды сказуемых – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.(3)
- Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)
- Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4)
Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу). Инструментом для управления групп является МЕНЕДЖМЕНТ. (Партнеры приветствуют друг друга).
- Пунктуационная разминка (устная)
Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.
( слайд № 5)
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.
2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.
4. Лес не школа да всех учит.
5. У самого родника р…сли не только дубы но и ели.
6. У Сибири есть много особенностей как в пр…роде так и в людских нравах.
Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
( комментируем примерами) (слайд № 6)
- Работа в тетрадях. Записываем число, тему.
Выполнение задания по слайду (слайд №7),
- Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2. Всюду и вокруг и над головой была вода.
3. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.
Взаимопроверка по слайду № 8.
1. [⦿:○,○,○,○].
2. [⦿: и○, и○- ...].
3. [○,○,○ - ⦿].
- Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.
- Используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (слайд № 9), выписываем те предложения, которые соответствуют схемам под вашими номерами по МЕНЕДЖМЕНТУ. ( слайд № 11)
- Используем структуру КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания. ( слайд № 12)
- Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия (слайд № 13, 14)
1. Из предложения В лесу легко дышится взять обстоятельство места;
2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;
3. Добавить подлежащее предложения Всё вдруг изменилось в ней.
Получилось выражение «В лесу поражает всё: …».
Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации 14 слайда.
- Физкультминутка. Давайте отдохнём, вспомним лес летом. Я приглашаю вас на прогулку. (Включается файл аудио/видеофильм «Прогулка»)
- Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. ( слайд № 15) (Включается музыка)
- Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае? Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности. (слайд № 16)
- Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны - легко разводятся в прудах.
- Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
- Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим, как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт…
Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания на слайде не расставлены)
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
( Б. Пастернак )
(читаем стихотворение) ( cлайд № 17)
Выполняем задание.
- Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?
- Обобщает смысл, усиливает значение следствия, результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт…». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.
- Проанализировать предложения (слайд № 18)
Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.
- Обобщение знаний. ( слайд № 20)
Обобщающие слова – это __________________________
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __
Обобщающие слова в предложении могут стоять _________
Тире ставится, если __________________________________
Двоеточие ставится, если _______________________________
Двоеточие и тире ставится, если ____________________
- Домашнее задание. Упр. 290-291 (слайд № 21)
- Оценивание учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"
полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
План-конспект урока по английскому языку 3 класс Тема: использование have/has got в теме “Domestic animals”
Задачи:Формировать навыки устной речи на основе изученной лексики и речевых образцов: have/has got, What pet have you got? / Do you have a pet?;Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...