1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). |
Цель: активизация внимания обучающихся. Психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему заданию. Доброжелательный настрой учителя и обучающихся.
Задачи: готовность класса к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм. - прямое напоминание учащимся о том, что они должны проверить состояние своего рабочего места, указание на то, что должно быть на парте, или - косвенное побуждение (например: «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»). |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. |
Цель: определить ЗУНы, которые обучающиеся усвоили на предыдущем уроке. Задачи: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Устный опрос по теме «Наречие»: - Что такое наречие? - Как отличить наречие от других созвучных частей речи? - Какие разряды наречий вы знаете? Слово учителя:
Если обнаружится незнание или слабые знания по выполнению задания: - работа по памяткам «Как отличить наречие от других созвучных частей речи»; - выяснение лексического значения слов и способы их образования; - после сверки с правильным вариантом ответа, задание закончить фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…» (в конце урока это послужит одним из оснований выбора индивидуального ДЗ).
Мотивирование заключается в понимании учащимися целесообразности осуществляемой деятельности (от её качества зависит степень усвоения нового материала). Стимулирование осуществляется за счёт: а) положительного эмоционального подкрепления со стороны учителя успехов учащихся; б) личностно ориентированного характера обучения (учёт индивидуальных затруднений и помощь в их преодолении.
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. |
- Цель: сформировать понятие о словах категории состояния, о морфологических признаках и синтаксической ролью.
- научиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
- Научиться употреблять слова категории состояния в речи, в составе предложений.
Учитель: Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно») - Его лицо было грустно.
- Он грустно улыбнулся.
- Мне грустно.
Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи. Какое предложение вызвало затруднение? Почему? Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Обучающиеся определяют цели) Работаем с новым материалом: - Работаем с теоретическим материалом учебника стр. 90-91 Отметим известное галочкой, а новое восклицательным знаком. (Обучающиеся работают с материалом учебника) - Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу. - Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать: Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? - А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния: - Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?
- Н.ф. (т.к. в тексте)
- Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.
- Синтаксическая роль: (сказуемое)
Физкультминутка: Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание. Активность выдвижения гипотез, соответствие вопросов в теме (по делу или не по делу)
Продолжаем работать с новым материалом: - А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Обучающиеся заполняют недостающие графы таблицы )
Таблица «Различение частей речи» Вопросы
|
|
|
|
| сущ. | глагол | не зависит от других слов |
| каков (-а, -о, -ы?) | как? где? | Как? каково? |
| Признак предмета | признак действия | состояние природы, человека, оценку действия |
| сказу- емое | обстоятель- ство | сказуемое в безличном предложении |
| по р., ч., п. | не изменяется | не изменяется |
- Проверяем, что у нас получилось. Применяем полученные знания на практике: - Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 208 стр. 91. Выполните задание 1 и 3. (Обучающиеся выполняют упр. 208) |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
Цель: закрепить в памяти обучающихся ЗУНы, которые необходимы для самостоятельной работы по домашнему заданию. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие ЗУНы. Задачи: Обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей отношений в объекте изучения (слова категории состояния). Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений обучающихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Учитель: Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Обучающиеся работают с раздаткой, зачитывают примеры.) М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно» И скучно и грустно! - и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят - все лучшие годы!.. М. Ю. Лермонтов - «Отчего» Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе. А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила» Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму… А. С. Пушкин - «На холмах Грузии» На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… С. А. Есенин «Пороша» Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу. - А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.) - Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Обучающиеся по картинам составляют предложения).
Учитель: оцените себя по следующим критериям (обучающиеся сами себя оценивают): - «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
- «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
- «3» - материал усвоен, но есть вопросы.
Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…
|
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании (письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год»), разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знаний. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их успешности. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Получение обучающимися информации о реальных результатах учения. Адекватность самооценки обучающихся оценки учителем. |