Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Марченко Анжелика Александровна

«Не с разными частями речи (урок – закрепление)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №420 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»

Конспект

урока по русскому языку в 7 классе.

 «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Марченко Анжелика Александровна

Санкт-Петербург

2019

Тема урока: «Не с разными частями речи»

Тип урока по цели: урок-закрепление.

Тип урока по содержанию: морфология и орфография.

Цели урока: Повторить ранее полученные знания по теме: «НЕ» с различными частями речи.

Задачи:

      1. Обучающие:

           - научить определять тип орфограммы;

           - научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму.

      2. Развивающие:

           - развивать монологическую речь учащегося;

           - развивать орфографическую зоркость;

                        - учить работе с деформированным текстом;

                    3. Воспитывающие:

                        - воспитать культуру речи;

               Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

    Предварительная организация класса.

    Готовность учителя к уроку.

    Мобилизующие начало урока.

    Приветствие.

2. Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

 Задание 1. Работа с текстом (дидактический материал).

В лесу немного (нар) дубов, и каждый дуб окружен березами и осинами, еще не потерявшими (причастие с зависимым словом) листву. Не наглядишься (глаг), какой независимый (прил, можно заменить синоним. самостоятельный) и самостоятельный стоит дуб! Только липа не умаляется и стоит рядом с ним женственная, ничем ем не уступающая (прил).

   Умалить – сделать или представить менее значительным, чем есть на самом деле, преуменьшить.

Н-р, умалять достоинство кого-то.

*Посмотрите на слайд.

- Каким правилом объединены слова с неясным написанием?

- Какие это части речи?

НЕ

наречие

глагол

прилагательное

причастие

- А каких частей речи здесь нет? И какие части речи вы можете назвать?

*Учащиеся называют, а я добавляю

деепричастие

местоимение

существительное

- Выберете из текста слова, которые нас интересуют, перепишите их в тетрадь и приготовьтесь к комментированию орфограмм.

*Комментарий: 

- Какая часть речи?

- Почему слитно или раздельно: затронуть очень сложную, но важную тему в орфографии слитного и раздельного написания «Не» с разными частями речи. В течение всего урока мы будем вспоминать и закреплять ранее изученный материал.

Задание 2.  – Сечас я продиктую несколько предложений, а Вы запишите каждое из них через строчку.

   1) Он говорил неправду (сущ). – Он говорит не правду (сущ), а ложь.

   2) Говорят негромко, но отчетливо. – Говорят не громко (нар), а тихо.

   3) Малина в этом году некрупная (прил), зато (=но) сладкая. – Малина в этом году не купная (прил), а мелкая.

- Объясните выбор написания «Не». Перестройте предложение так, чтобы «Не» писалось раздельно.

(2., 3) Если прилагательное и наречие связать противительным союзом Но, то частица «Не» пишется слитно; в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно.

   Вывод: Как вы написали «Не» с различными частями речи? Объясните.

Задание 3. – Запишите в столбик глаголы.

Не обнаружить (глагол) → не обнаружив (деепр);

Не знать (глагол) →не зная (деепр);

Ненавидеть (глагол) →  ненавидя (деепр);

Не задеть (глагол) → не задев (деепр);

- Определите лишний глагол. Почему именно этот? Теперь образуйте от этих глаголов, деепричастий и запишите их рядом с соответствующим им глаголом, выбрав слитное или раздельным написанием «Не» и выделить суффикс.

    Вывод: Если «Не» с глаголом пишется слитно или раздельно, то и в деепричастие будет писаться тоже самое.

Задание 4. – На доске написано несколько предложений. Вашим заданием будет переделать эти предложения так, чтобы слитное написание «Не» с причастиями поменялось на раздельное, а раздельное на слитное.

    1. Все матросы, не занятые (зав.сл)  вахтой, вышли на верхнюю палубу. – Все незанятые матросы вышли на верхнюю палубу.

   - Расставьте знаки препинания

   - Что вы обособили этими запятыми? Что такое причастный оборот?

   - Задайте вопрос.

   - Как напишем в этом случае «Не» с причастиями чтобы раздельное написание «Не» с причастиями поменялось на слитное. Что для этого нужно сделать?

   2. Еще не видимое (зав.сл) глазом  солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. – Невидимое солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. 

   - Почему не поставили запятую? Потому, что опред. слово «солнце» стоит после причастный оборот.

   - Назовите причастный оборот?

   - Как напишем «Не» с причастием?

Когда вы будите переделывать предложение, чтобы «Не» писалось слитно, надо убрать 2 зав.сл.

  3. Тишина, не нарушаемая (зав.сл) ни движением, ни звуком, особенно поразительна. – Ненарушаемая тишина особенно поразительна.

   - Расставьте знаки препинания.

   - Что вы обособили этими запятыми?

   - Найдите зависимые слова.

   - Задайте вопрос.

   - Как напишите в этом случае «Не» с причастиями?

   - А теперь переделайте это предложение так, чтобы раздельное написание поменялось слитное. Что для этого нужно сделать?

  4. Павел сложит недочитанное письмо. – Павел сложил, не дочитанное вчера письмо.

   - Какое перед вами причастие?

   - Как пишится «Не» с кр.прич.?

   - В чем особ. этого предложения? «Не» с кратким причастием пишется всегда раздельно.

Задание 5. Игра «Четвертый лишний».

* Слова под диктовку

 1. Непоседливый, непоседа, неравный, непримерно.

   - Как пишется «Не» с этими словами?

   - По какому принципу одно из слов лишнее?

 2. Неуклюже (нареч), неразбериха (сущ), недоучка (сущ), невежа (сущ).

 3. Не глядя (деепр), не зная (деепр), не сверкая (деепр), негодуя (деепр).

  - Какая часть речи?

  - Какое слово лишнее?

Задание 6. Творческое задание.

  - Сейчас вы сможете проверить какой у вас запас слов.

* Читаю определение слова, а вы их называете с приставкой «Не».

 1. Человек, относящийся невнимательно к своей работе – небрежный.

 2. То же, что ванька-встанька – неваляшка.

 3. Постоянные неудачи, состояние, при котором не везет  - невезение.

 4. Девушка или женщина, вступающая в брак – невеста.

 5. Тонкая, незаметная шпилька или заколка для женской прически – невидимка.

 6. Родственное медунице травянистое растение с легким голубыми цветками – незабудка.

 7. Не имеющий за собой вины, не совершивший проступка, преступления – невиновный.

 8. Явившийся без зова, без приглашения – незваный.

 9. Не разрешенный законом, подпольный – нелегальный.

 10. Новое слово или выражение – неологизм.

  - Что объединяет эти слова?

3. Итоги:

-Чем мы занимались на уроке?

- С какими частями речи мы встретились? Давайте еще раз повторим правило: как пишем «Не» с глаголами? Какой общ. правило для прил., нар., сущ?

4. Домашнее задание

Упр. 882.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Пра...