Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №420 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»
Конспект
урока по русскому языку в 7 классе.
«Не с разными частями речи (урок – закрепление)»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Марченко Анжелика Александровна
Санкт-Петербург
2019
Тема урока: «Не с разными частями речи»
Тип урока по цели: урок-закрепление.
Тип урока по содержанию: морфология и орфография.
Цели урока: Повторить ранее полученные знания по теме: «НЕ» с различными частями речи.
Задачи:
1. Обучающие:
- научить определять тип орфограммы;
- научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму.
2. Развивающие:
- развивать монологическую речь учащегося;
- развивать орфографическую зоркость;
- учить работе с деформированным текстом;
3. Воспитывающие:
- воспитать культуру речи;
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Предварительная организация класса.
Готовность учителя к уроку.
Мобилизующие начало урока.
Приветствие.
2. Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
Задание 1. Работа с текстом (дидактический материал).
В лесу немного (нар) дубов, и каждый дуб окружен березами и осинами, еще не потерявшими (причастие с зависимым словом) листву. Не наглядишься (глаг), какой независимый (прил, можно заменить синоним. самостоятельный) и самостоятельный стоит дуб! Только липа не умаляется и стоит рядом с ним женственная, ничем ем не уступающая (прил).
Умалить – сделать или представить менее значительным, чем есть на самом деле, преуменьшить.
Н-р, умалять достоинство кого-то.
*Посмотрите на слайд.
- Каким правилом объединены слова с неясным написанием?
- Какие это части речи?
НЕ
наречие
глагол
прилагательное
причастие
- А каких частей речи здесь нет? И какие части речи вы можете назвать?
*Учащиеся называют, а я добавляю
деепричастие
местоимение
существительное
- Выберете из текста слова, которые нас интересуют, перепишите их в тетрадь и приготовьтесь к комментированию орфограмм.
*Комментарий:
- Какая часть речи?
- Почему слитно или раздельно: затронуть очень сложную, но важную тему в орфографии слитного и раздельного написания «Не» с разными частями речи. В течение всего урока мы будем вспоминать и закреплять ранее изученный материал.
Задание 2. – Сечас я продиктую несколько предложений, а Вы запишите каждое из них через строчку.
1) Он говорил неправду (сущ). – Он говорит не правду (сущ), а ложь.
2) Говорят негромко, но отчетливо. – Говорят не громко (нар), а тихо.
3) Малина в этом году некрупная (прил), зато (=но) сладкая. – Малина в этом году не купная (прил), а мелкая.
- Объясните выбор написания «Не». Перестройте предложение так, чтобы «Не» писалось раздельно.
(2., 3) Если прилагательное и наречие связать противительным союзом Но, то частица «Не» пишется слитно; в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно.
Вывод: Как вы написали «Не» с различными частями речи? Объясните.
Задание 3. – Запишите в столбик глаголы.
Не обнаружить (глагол) → не обнаружив (деепр);
Не знать (глагол) →не зная (деепр);
Ненавидеть (глагол) → ненавидя (деепр);
Не задеть (глагол) → не задев (деепр);
- Определите лишний глагол. Почему именно этот? Теперь образуйте от этих глаголов, деепричастий и запишите их рядом с соответствующим им глаголом, выбрав слитное или раздельным написанием «Не» и выделить суффикс.
Вывод: Если «Не» с глаголом пишется слитно или раздельно, то и в деепричастие будет писаться тоже самое.
Задание 4. – На доске написано несколько предложений. Вашим заданием будет переделать эти предложения так, чтобы слитное написание «Не» с причастиями поменялось на раздельное, а раздельное на слитное.
1. Все матросы, не занятые (зав.сл) вахтой, вышли на верхнюю палубу. – Все незанятые матросы вышли на верхнюю палубу.
- Расставьте знаки препинания
- Что вы обособили этими запятыми? Что такое причастный оборот?
- Задайте вопрос.
- Как напишем в этом случае «Не» с причастиями чтобы раздельное написание «Не» с причастиями поменялось на слитное. Что для этого нужно сделать?
2. Еще не видимое (зав.сл) глазом солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. – Невидимое солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей.
- Почему не поставили запятую? Потому, что опред. слово «солнце» стоит после причастный оборот.
- Назовите причастный оборот?
- Как напишем «Не» с причастием?
Когда вы будите переделывать предложение, чтобы «Не» писалось слитно, надо убрать 2 зав.сл.
3. Тишина, не нарушаемая (зав.сл) ни движением, ни звуком, особенно поразительна. – Ненарушаемая тишина особенно поразительна.
- Расставьте знаки препинания.
- Что вы обособили этими запятыми?
- Найдите зависимые слова.
- Задайте вопрос.
- Как напишите в этом случае «Не» с причастиями?
- А теперь переделайте это предложение так, чтобы раздельное написание поменялось слитное. Что для этого нужно сделать?
4. Павел сложит недочитанное письмо. – Павел сложил, не дочитанное вчера письмо.
- Какое перед вами причастие?
- Как пишится «Не» с кр.прич.?
- В чем особ. этого предложения? «Не» с кратким причастием пишется всегда раздельно.
Задание 5. Игра «Четвертый лишний».
* Слова под диктовку
1. Непоседливый, непоседа, неравный, непримерно.
- Как пишется «Не» с этими словами?
- По какому принципу одно из слов лишнее?
2. Неуклюже (нареч), неразбериха (сущ), недоучка (сущ), невежа (сущ).
3. Не глядя (деепр), не зная (деепр), не сверкая (деепр), негодуя (деепр).
- Какая часть речи?
- Какое слово лишнее?
Задание 6. Творческое задание.
- Сейчас вы сможете проверить какой у вас запас слов.
* Читаю определение слова, а вы их называете с приставкой «Не».
1. Человек, относящийся невнимательно к своей работе – небрежный.
2. То же, что ванька-встанька – неваляшка.
3. Постоянные неудачи, состояние, при котором не везет - невезение.
4. Девушка или женщина, вступающая в брак – невеста.
5. Тонкая, незаметная шпилька или заколка для женской прически – невидимка.
6. Родственное медунице травянистое растение с легким голубыми цветками – незабудка.
7. Не имеющий за собой вины, не совершивший проступка, преступления – невиновный.
8. Явившийся без зова, без приглашения – незваный.
9. Не разрешенный законом, подпольный – нелегальный.
10. Новое слово или выражение – неологизм.
- Что объединяет эти слова?
3. Итоги:
-Чем мы занимались на уроке?
- С какими частями речи мы встретились? Давайте еще раз повторим правило: как пишем «Не» с глаголами? Какой общ. правило для прил., нар., сущ?
4. Домашнее задание
Упр. 882.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.
Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пра...
Конспект урока по русскому языку " Н и НН в разных частях речи"
Конспект урока...