Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и приложениях. Материал урока представлен на основе текстов из произведений Л.Н.Толстого, а также его высказываниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 39.5 КБ |
Приложение | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока
по русскому языку,
проведённого в 8 классе
учителем русского языка и литературы,
I квалификационной категории
Карасевой Е.Н.
Тема:
Обособленные определения и приложения
(обобщение и закрепление изученного)
Цели:
- обобщить знания об обособленных определениях и приложениях;
- определить спектр значений обособленных предложений;
- правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений и приложений;
- исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.
- Воспитать чувство уважения к искусству слова, личности Л.Н.Толстого и русскому языку.
Оборудование:
- Доска, мел, ручки,, карандаши, тетради, учебник, раздаточный материал.
Эпиграф к уроку:
Это для нас, молодых, откровение, целый мир.
Ги де Мопассан
Ход урока
I. Оргмомент
II. Работа с эпиграфом
Это для нас, молодых, откровение, целый мир.
Ги де Мопассан
- О ком это высказывание? (о Л.Н.Толстом)
- Наша работа будет строиться на материале, взятом из наследия Л.Н.Толстого. Целью нашего урока является повторение и обобщение знания об обособленных определениях и приложениях.
- Что вы можете сказать о данном предложении? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным приложением и однородными сказуемыми).
III. Закрепление знаний и навыков
1. Запись текста по диктовку.
Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. <…>Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие … мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно.
- Какие члены предложения могут быть обособленными?
(Обособляться могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение)
- Выделите обособленные члены предложения, на каких условиях произошло обособление?
(Определения, выраженные причастными оборотами, стоящие в постпозиции по отношению к определяемому слову)
- Определите роль обособленных членов в данном предложении.
(автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной яркой, эмоциональной).
- К какому стилю речи относится данный текст? (к художественному)
( Мы помним, какие события предваряет данный пейзаж, он как бы подготавливает нас, к чему-то ужасному и неприятному)
- С какой целью еще могут использоваться обособленные члены предложения?
(Обособленные члены предложения могут использоваться с целью устранения неоправданного повторения).
2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.
Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.
1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре. / Не верить мыслям, родившимся в споре. (Из дневника Л.Н.Толстого)
2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. / Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. (Афоризм Л.Н.Толстого)
3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца. / Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. («Война и мир» Л.Н.Толстой)
4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда. /В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …
2. / распростр. приложение /, …
4. Тестирование
1 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.
Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.
А) определение относится к личному местоимению.
Б) определение обособляется всегда.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.
А) 1,2,3,4.
Б) 1,2,3,4,5.
В) 2,3,4,5.
2 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.
Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.
А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.
Б) определение стоит после определяемого существительного.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.
А) 1,2,3.
Б) 1,2,3,4.
В) 2,3,4.
5. Творческая работа
- продолжите фразу так, чтобы получилось небольшое сочинение – рассуждение
1 ряд « Счастье – это…»
2 ряд « Смысл жизни заключается в …»
IY. Подведение итогов
Y. Домашнее задание.
- Найти и выписать из рассказа А.П.Чехова «О любви» предложения с обособленными членами ( не менее 5 предложений).
- упр. 307. параграф 29
Предварительный просмотр:
1 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.
Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.
А) определение относится к личному местоимению.
Б) определение обособляется всегда.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.
А) 1,2,3,4.
Б) 1,2,3,4,5.
В) 2,3,4,5.
-------------------------------------------------------------------------------------
2 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.
Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.
А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.
Б) определение стоит после определяемого существительного.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.
А) 1,2,3.
Б) 1,2,3,4.
В) 2,3,4.
1 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.
Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.
А) определение относится к личному местоимению.
Б) определение обособляется всегда.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.
А) 1,2,3,4.
Б) 1,2,3,4,5.
В) 2,3,4,5.
-------------------------------------------------------------------------------------
2 вариант
1. Укажите предложение с обособленным определением.
А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.
Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.
А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.
Б) определение стоит после определяемого существительного.
3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.
А) 1,2,3.
Б) 1,2,3,4.
В) 2,3,4.
2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.
Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.
1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.
2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.
3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.
4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …
2. / распростр. приложение/, …
--------------------------------------------------------------------------------------
2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.
Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.
1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.
2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.
3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.
4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …
2. / распростр. приложение/, …
2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.
Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.
1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.
2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.
3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.
4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …
2. / распростр. приложение/, …
--------------------------------------------------------------------------------------
2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.
Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.
1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.
2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.
3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.
4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.
3. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
1. , / определение, выраж.прич.оборотом /, …
2. / распростр. приложение/, …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"
План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение",в коррекционной-школе интернате I,II вида, 5 класс....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества ...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:- Создать услов...
Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией
Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные приложения"
Тип урока: открытие новых знанийФормы урока: групповая, индивидуальнаяЦели. 1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особеннос...