Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Цели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм.

Задачи урока:

Обучающая: вспомнить основные лексические понятия; уметь применить их в практической деятельности.

Развивающая: развивать навыки редактирования предложений; развитие устной связной речи.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку посредством лексических особенностей слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gram.normy_5_klass.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:


«Что такое грамматические нормы?» 
Цель урока: 
1. обучающая: повторение грамматических категорий имени существительного (одуш/неодуш, собств/нариц, род, склонение, число, падеж)

 2.развивающая: развитие умения верно определять основные признаки имени существительного, как постоянные, так и непостоянные; определять роль существительного в предложении; развитие монологической речи обучающихся; 3.воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку;
1. Слово учителя (организационный момент, знакомство с целью урока)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Видеть вас я очень рада!

Сегодня в этот чудный день

Прогулку совершить не лень.

А на прогулку мы отправляемся в королевские владения Имени Существительного. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Подпишем в тетрадочках число, классная работа, тема урока: «Повторение грамматических категорий имени существительного». Наша прогулка пройдет под девизом: Per aspera ad astra (лат.) Через тернии к звездам… , что значит, следовать к высокой цели, не взирая на трудности. А преодолев трудности, мы получим самое главное – это наши знания. Итак, в путь!

А) Запишем предложение, найдем в них имена существительные и определим их синтаксическую роль (1 у доски).

Весна – это прекрасная пора, когда свет солнечных лучей проникает в самые дальние лесные уголки, будит спящие кусты и деревья.

Б) Докажите, что весна и т.д. – это имена существительные. Определите синтаксическую роль всех существительных.

Молодцы! 

В) Итак, вспомним биографию Имени существительного, а для этого ответим на вопросы:

- Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

- На какие группы делятся все имена существительные?

- Какие еще постоянные признаки имеет имя существительное?

- Как изменяется имя существительное?

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

Молодцы! Сейчас мы приготовили то необходимое, что обязательно пригодится нам в дороге.

Г) А вот и первое препятствие! Река. Пока … выполняет индивидуальное задание у доски, мы попробуем перебраться через реку. Для этого построим мост, объединив слова в группы по какому – либо грамматическому сходству. Я это сделала за вас, но допустила некоторые ошибки. Найдем их?

Игра «Четвертый лишний» (ваша задача записать только лишнее слово) 

  1. Дорога, деревня, рожь, тропа. 
  2. Ночь, печь, камыш, тишь. 
  3. Бинокль, рюкзак, речь, карандаш. 

Молодцы. Мы справились с поставленной задачей.

Д)- Какая известная вам орфограмма встретилась в данном задании? Ответить на этот вопрос поможет добрая сказка, которую поведал мне мудрый лесной житель:

Влюбленный Ь 
Мягкий знак давно и безнадежно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. Другим буквам нравятся эти качества…

- О какой орфограмме идет речь?

-Правильно! Проверим задание на доске и еще раз сформулируем правило…

Е) Мне кажется, что пора сделать привал и немного отдохнуть. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, ведь мы попали на волшебную полянку, полянку, на которой растут существительные. Посмотрите на них внимательно и ответьте на вопрос:

-Чем отличаются написанные на табличках слова? (город, Шексна, река, газета, «Речь», журнал, кинотеатр, «Победа», поэт, О.Фокина, Ледовый дворец, Череповец, «Телесемь», дворец)

- Как пишутся все имена собственные? Какие имена собственные заключаются в кавычки?

Составьте, пожалуйста, с любыми названиями 2 сложных предложения.

Ж) Отдых – это всегда приятно, а нам пора снова отправляться в путь, вот и гора склонений. Чтобы зайти на гору склонений, нужно выполнить следующее задание. Подпишем «Распределительный диктант», 3 столбика, 3 склонения (2 человека у доски: один - 2 скл., второй: 1 и 3 скл.):

конфета, полночь, рюкзак, Отчизна, глушь, гитара, кабинет, спортсмен, ателье, салют, пианино, модель, футбол, здание, корзина, Родина, молодежь, речь, рассвет, вокзал.

Дополнительно определите род всех существительных.

Проверяем…

З) Вот и снова река. Справиться с этим препятствием нам поможет игра «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, назовите словообразовательные суффиксы.

Сила, труба, цирк, барабан, Кавказ, камень, гардероб, разведка, аптека, библиотека, Москва, баян, журнал. 
(значение суффиксов: обозначает лиц по профессии или по роду занятий, или по месту проживания)

-Так «По щучьему веленью, по моему хотенью…» появился перед нами и новый мост, с помощью которого мы попадаем в домик падежей.

И) -Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

-Вспомним, как же склоняются наши существительные.

Скоро весна

Над полями и лесами все ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда. Скоро лес оденется листвою.

-Проверяем. Найдите 

  • слова с безударной гласной в корне, объясните вставленную букву; 
  • объясните правописание глаголов на –тся; 
  • найдите слова с орфограммой в приставке, объясните правописание; 
  • объясните постановку знаков препинания. 

-Вот и подошла к концу наша прогулка по королевским владениям Имени Существительного. Какие грамматические категории мы повторили?

Итог урока:

- Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебника – имени существительного. Впереди у вас – новые путешествия и новые препятствия

Рефлексия 

Тест.

  1. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным 
  1. На поляне растет старая ель. 
  2. Медведь, заяц, лиса – животные. 
  3. Гнездо дятла висит в дупле. 
  1. Найдите предложение, в котором существительное стоит в винительном падеже 
  1. Я люблю свой родной край 
  2. Небо высоко и прозрачно 
  3. Гранит – прочный камень 
  1. Где нужен ь? 
  1. трикотаж… 
  2. роскош... 
  3. туч… 
  1. Найдите существительное одушевленное, собственное 
  1. Саша 
  2. Москва 
  3. ученик 
  1. Каким членом предложения является выделенное слово: Поля разрушают овраги 
  1. подлежащим; 
  2. дополнением; 
  3. определением. 
  1. Найдите верную характеристику выделенного существительного: У сирени тонкий аромат: 
  1. нариц., неодуш., ж.р., 3скл., в род.п., в ед.ч. 
  2. нариц., одуш., м.р., 2 скл., в род.п., в ед.ч. 
  3. собств., неодуш., ж.р., 3скл., в вин.п., в ед.ч.

Тест.

1.Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным 

  1. На поляне растет старая ель. 
  2. Медведь, заяц, лиса – животные. 
  3. Гнездо дятла висит в дупле. 
  1. Найдите предложение, в котором существительное стоит в винительном падеже 
  1. Я люблю свой родной край 
  2. Небо высоко и прозрачно 
  3. Гранит – прочный камень 
  1. Где нужен ь? 
  1. трикотаж… 
  2. роскош... 
  3. туч… 
  1. Найдите существительное одушевленное, собственное 
  1. Саша 
  2. Москва 
  3. ученик 
  1. Каким членом предложения является выделенное слово: Поля разрушают овраги 
  1. подлежащим; 
  2. дополнением; 
  3. определением. 
  1. Найдите верную характеристику выделенного существительного: У сирени тонкий аромат: 
  1. нариц., неодуш., ж.р., 3скл., в род.п., в ед.ч. 
  2. нариц., одуш., м.р., 2 скл., в род.п., в ед.ч. 
  3. собств., неодуш., ж.р., 3скл., в вин.п., в ед.ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление имён существительных в речи

Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте....

Урок" Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)

Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...

Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".

Употребление существительных в речи....

Текст для редактирования по теме: "Грамматические нормы использования имён существительных мн.числа родительного падежа".

В файле представлен текст для редактирования грамматических ошибок в использовании существительных в родительном падеже и множественном числе. Может использоваться в качестве  одного  из зад...