Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языка
Цели: научиться соблюдать лексические нормы.
Задачи:
1) определять лексическое значение слова;
2) учитывать точное значение слов при использовании их в речи;
3) уметь пользоваться разными словарями.
Гипотеза: чтобы человек был грамотным и культурным, необходимо соблюдать нормы, в том числе и лексические.
Работа проводится по группам. Участники каждой группы получают маршрутные листы. На каждом этапе выполняется задание.
1 этап. Лингвистическая разминка. Работа над паронимами невежа-невежда.
2 этап. «Этимология на уроке географии». Работа с толковым и этимологическим словарями.
3 этап. Редактирование текста. Работа над речевыми ошибками.
На каждом этапе каждая группа получает свое задание.
В конце урока рефлексия. Подтверждение гипотезы: "Грамотный человек тот, который соблюдает в своей речи нормы, в том числе и лексические".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы.( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языка
Цели: научиться соблюдать лексические нормы.
Задачи:
1) определять лексическое значение слова;
2) учитывать точное значение слов при использовании их в речи;
3) уметь пользоваться разными словарями.
Гипотеза: чтобы человек был грамотным и культурным, необходимо соблюдать нормы, в том числе и лексические.
Оборудование:
Компьютер, презентация.
Маршрутные листы с заданиями для каждой группы.
Листы оценивания.
Критерии оценивания.
Технологии: здоровьесбережения, аналитической деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, коллективной и индивидуальной деятельности, информационно-коммуникационные.
Виды деятельности: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности).
Планируемые результаты.
Предметные: научиться соблюдать лексические нормы употребления имен существительных.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения лексических норм употребления имен существительных.
Личностные УУД: формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя!
Прежде чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Давайте поприветствуем друг друга улыбками.
С середины августа до середины сентября проходил традиционный месячник по ПДД «Внимание дети.
- А знаете ли вы правила дорожного движения?
Проблемная ситуация в начале урока.
- Ребята, вы знаете знаки дорожного движения?
Сейчас проверим.
- Главный на дороге (слайд 1)
- Пешеходный переход (слайд 2)
- Подземный переход (слайд 3)
- Осторожно дети! (слайд 4)
- Движение пешехода запрещено (слайд 5)
- Дикие животные (слайд 6)
– Ребята, а вы видели когда-нибудь такой «дорожный знак»?(слайд 7)
– Как вы думаете, что он обозначает?
Ответить на вопрос поможет сопровождающая дорожный знак надпись:
Внимание!
Зайцы ходят пешком!
- Как вы думаете, в чём смысл этой надписи? Сделайте вывод. (Слайд 8)
- В каком значении употребляется слово «заяц» в этом выражении? (в переносном значении)
- А почему безбилетников называют зайцами? Ваши версии. (слайд 9)
- Ребята, существует 2 версии.
1я версия: (слайд 10)
Выражение, по одной из версий, -калька с фр.яз. aller en lapen,где lapen «кролик». Смысл оборота в том, что безбилетный пассажир боится быть пойманным и оштрафованным (дрожит как заяц); заяц традиционно является олицетворением трусости. Безбилетник едет и «дрожит, как заяц». Он боится кондуктора.
2я версия: (слайд 11)
По другой версии, выражение появилось в русском языке самостоятельно, в его основе лежит известное свойство зайца – проворство, прыгучесть, скорость бега. В обиходной речи зайцами прежде всего называли и зрителей – безбилетников, что связано с исходным образом проворного, прошмыгивающего зайца. Безбилетник прыток и проворен, как заяц. Он «проскакивает».
- Ребята, а что проще для употребления: ехать зайцем или ехать в общественном транспорте без билета? (слайд 12)
(ехать зайцем)
- А можно ли использовать данное выражение в другой ситуации? (говорят учащиеся)
Вывод: НЕЛЬЗЯ! Надо использовать выражение в определенной ситуации. (слайд 12)
- Это и есть лексическая норма, когда мы в определенных ситуациях используем данное выражение.
- А как в речи называют такие выражения? (Фразеологизмами)
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.
Тема: Лексические нормы. Правильное употребление имен существительных. (слайд 13)
- Сегодня мы будем с вами исследователями.
- Сформулируйте цель нашего урока:
Цель: научиться соблюдать лексические нормы (слайд 14)
- А что для этого необходимо?
Задачи:
1) определять лексическое значение слова;
2) учитывать точное значение слов при использовании их в речи;
3) уметь пользоваться разными словарями. (слайд 15)
- Ребята, сегодня мы на уроке исследователи. А исследователи должны предполагать, что будет в результате их научной деятельности. Поэтому мы должны выдвинуть гипотезу – научное предположение, чтобы объяснить какое-либо явление.
- Ваши предположения?
Гипотеза: чтобы человек был грамотным и культурным, необходимо соблюдать нормы, в том числе и лексические. (слайд 16)
Приступаем к исследованию.
Перед вами на партах маршрутные листы. В них вы сегодня будете работать.
Также перед вами лежат листы самооценки. В них напишите свою фамилию. За каждый этап работы вы будете ставить себе баллы от 2 до 5.
1 этап. Лингвистическая разминка. (слайд 17)
- Ребята, вы знаете, что в русском языке есть слова, которые называются ПАРОНИМЫ.
- Какие слова называются паронимами?
ПАРОНИМЫ – слова, близкие друг другу по звучанию, но разные по написанию и имеющие разные лексические значения. (слайда 18)
Приступаем к работе с маршрутными листами.
- этап. Лингвистическая разминка.
1 задание. – Объясните, чем отличаются друг от друга слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? (слайд 19).
Работа с маршрутными листами.
А теперь, пользуясь толковым словарем, дайте письменно определение словам невежа и невежда. Определите устно различие в их лексическом значении.
Работа проходит в группах. Учащиеся работают с толковым словарем и записывают определения слов в маршрутные листы.
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. (слайд20)
НЕВЕЖДА – малообразованный, малосведущий человек. (слайд 21)
- задание. Устно объясните употребление в предложенных предложениях слов невежа и невежда. (слайд 22) (Каждая группа работает над своими предложениями).
- Группа (слайд 23)
- Невежа тот, кто позволяет себе грубость. (Л.Н. Толстой)
- Невежда в физике, а в музыке знаток. (И.А. Крылов)
- группа. (слайд 24)
- Как! С невежею! Чтобы я примирился с этим грубияном! (Н.В. Гоголь)
- Невежда он был круглый, ничего не читал. (И.С. Тургенев)
- группа. (слайд 25)
1. Невежу сторонятся, а вежливого чтут. (Пословица)
2. Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(И.А. Крылов)
4 группа. (слайд 26)
1.Знающий летит, а невежда бежит. (Пословица)
2. Над ним все смеялись и говорили, что он невоспитанный невежа и неотёсанный чурбан. (Н.В. Гоголь)
- задание. (слайд 27)
В предложенных предложениях на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова: невежа или невежда. Устно обоснуйте свой выбор.
1,2 группа (слайд 28)
Это люди образованные, начитанные, но настоящие _____________, потому что не умеют себя вести.
Нашего соседа нельзя назвать _______________ в технике: он не раз давал мне хорошие советы по работе с компьютером.
Её дочь выросла _______________ , постоянно грубит взрослым.
3,4 группа (слайд 29)
В медицине моя соседка полнейшая _______________, но любит давать советы по любому случаю.
За столом этот мальчик вёл себя как настоящий_______________ : клал локти на скатерть, разговаривал с набитым ртом, громко смеялся.
Я полный ____________________ в математике.
- Молодцы. Лингвистическая разминка закончилась.
Ребята, в лист самооценки поставьте себе баллы за работу на этом этапе урока.
- Ребята, что эта работа нам дала? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Мы должны правильно употреблять в речи слова, зная их лексическое значение, потому что наша речь должна быть точной, связной, выразительной.
Физминутка. Зарядка для глаз. (слайд 30-38)
- А теперь мы с вами поиграем.
2 этап. «Этимология на уроке географии». (слайд 39)
1 Задание. Перед вами сочетания слов. Найдите среди них словосочетание, подчеркните его. (Вспомним, что такое словосочетание? (слайд 40)
Словосочетание – сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически).
Устно объясните свой выбор, пользуясь словарями.
- Как вы думаете, какие словари вам помогут?
Часто о значении слова можно понять из его истории.
- В каком словаре мы можем это найти? (В этимологическом).
При устной проверке выбранных верно словосочетаний – показ слайдов с этимологией слов.
1 группа. (Дети дают толкование слов, учитель показывает фотографии и говорит об этимологии слов) (слайд 41)
потухший вулкан
квадратный глобус
Вулкан – каноническая гора с кратером на вершине, из недр которой время от времени извергаются огонь, лава, пепел. (слайд 42)
Вулкан. Лат.vulcanus «огонь, пламя»
Глобус – это объёмная модель планеты, уменьшенная во много миллионов раз. (слайд 43)
Глобус. Лат.globus «шар», «земной шар».
2 группа. (слайд 44)
ледяной айсберг
водяной барометр
Айсберг – гигантская глыба льда, которая оторвалась от ледяного купола и путешествует в океане благодаря течениям и ветрам.
Айсберг – отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью. (слайд 45)
Айсберг. Англ.ice «лёд» + англ.berg «гора».
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Барометр. Греч.baros «тяжесть» + metreo «мерю». (слайд 46)
- группа.
Идти по азимуту
Холодный гейзер
Азимут – угол между заданным направлением движения и направлением на север. (слайд 48)
Азимут. Араб.as-sumut «дороги»; идти по азимуту, т.е. без дороги, ориентируясь по небесным светилам.
Гейзер - источник вулканического происхождения, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (горячий источник, время от времени бьющий фонтаном) (слайд 49)
Гейзер. Исланд. geysa «хлынуть».
- группа. (слайд 50)
Проверить по компасу
Легкое цунами
Компас – прибор для определения сторон света, имеющий намагниченную стрелку, всегда указывающую на север. (прибор для точного определения сторон горизонта). (слайд 51)
Компас. Лат.com-(con-) «с», «вместе»+ лат.passus «шаг», «ход»
Цунами – гигантская разрушительная океаническая волна, возникающая в результате подводного землетрясения или извержения вулкана.
Цунами. Япон.tsunami «цунами, гигантские морские волны». (слайд 52)
2 задание. Используя полученные знания на уроках географии, пользуясь словарями, составьте словосочетания со словами глобус, айсберг, гейзер, цунами. (слайд 53)
1 группа: квадратный глобус – круглый глобус.
2 группа: ледяной айсберг – большой айсберг.
3 группа: холодный гейзер – гейзер на Камчатке, гейзер в Исландии.
- группа: лёгкое цунами – предупреждение о цунами, разрушительное цунами, надвигающееся цунами.
- Ребята, работа закончена. В лист самооценки поставьте себе баллы за работу на этом этапе урока.
- Какой вывод нам позволяет сделать работа на этом этапе урока?
Вывод: Нужно обращаться к словарям, в том числе и к этимологическому, так как лексическое значение слова можно определить по его происхождению.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения. (слайд 54)
Исходное положение
– сидя на стуле, руки на поясе.
1. – голову повернуть направо.
2. – И. п.
3. - голову повернуть налево.
4. - И. п.
5. – голову наклонить вперед,
плечи не поднимать.
6. - И. п.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Приступаем к третьему этапу работы.
3 этап. Редактирование текста. (слайд 55)
- Сейчас нам предстоит познакомиться с отрывками из письменных работ школьников.
Нам необходимо исправить в предложениях допущенные речевые ошибки и записать правильные предложения.
1 предложение выполняем все вместе.
После урока Ольга обратилась к учителю с ходатайством о том, чтобы её отпустили домой. (слайд 56)
? – Где здесь допущена ошибка? В употреблении какого слова?
Ходатайство – документ, содержащий просьбу о чем-либо, представление с целью добиться чего-либо, выхлопотать что-либо. (официальная просьба).
Просьба - обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания.
Запись предложения:
После урока Ольга обратилась к учителю с просьбой о том, чтобы её отпустили домой. (слайд 57)
1 группа. (слайд 58)
У собаки встал дыбом мех.
Мех – волосяной покров животных. Понятие мех применяется лишь к семействам куньих и зайцеобразных, к некоторым видам грызунов и псовых, а также кошачьих.
Шерсть – волосяной покров млекопитающихся.
Запись:
У собаки встала дыбом шерсть.
Он бросился в лодку и начал грести коромыслами.
Коромысло – деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер и других грузов.
Вёсла – специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения судов в движение. (слайд 59)
Запись:
Он бросился в лодку и начал грести веслами.
2 группа. (слайд 60)
В правом углу висит гардероб.
Гардероб – помещение для хранения одежды и переодевания.
В правом углу находится гардероб.
На потолке висит люстра с тремя фужерами.
Фужер – стеклянная посуда для минеральной и фруктовой воды.
Плафон – осветительная арматура электрического светильника, устанавливаемая на потолке или стене.
На потолке висит люстра с тремя плафонами. (слайд 61)
3 группа. (слайд 62)
Крепкий кафтан защищал былинного богатыря.
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда, праздничная, длиной до колен, приталенная, с удлиненными рукавами, невысоким стоячим воротником.
Кольчуга – доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.
Крепкая кольчуга защищала былинного героя. (слайд 63)
Раздался сигнал на обед, и рабочие пошли ужинать.
Ужинать – есть вечером.
Обед – еда днем.
Раздался сигнал, и рабочие пошли обедать.
4 группа. (слайд 64)
Миклухо-Маклай изучал внутренности Новой Гвинеи.
Внутренности – внутренние органы животных и человека, лежащие в основном в грудной и брюшной полости.
Обычаи – исторически сложившееся в определенной местности правило поведения.
Миклухо-Маклай изучал обычаи Новой Гвинеи.
Мы встретились с воинами-детсадниками. (слайд 65)
Детсадовец – ребенок, посещающий детский сад.
Десантник – военнослужащий десантных войск.
Мы встретились с воинами-десантниками.
- Какие ошибки допущены в использовании слов?
Допущены речевые ошибки.
Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хотя бы одного критерия может привести к речевой ошибке.
В своих работах надо стремиться не допускать ошибок. А для этого нужно знать лексические нормы (правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значением)
Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьёзным речевым ошибкам.
- Ребята, оцените свою работу на этом этапе урока (работа с листами самооценки).
Вывод.
Сегодня мы говорили о лексических нормах употребления имен существительных.
- Как вы считаете, гипотеза, которую мы выдвинули в начале урока, верна?
(Гипотеза: чтобы человек был грамотным и культурным, необходимо соблюдать нормы, в т.ч. и лексические).
- Да, верна. Грамотный человек тот, который соблюдает в своей речи нормы, в том числе и лексические.
4 этап. Домашнее задание. (слайд 66)
- Упражнение 238 (1)
Прочитайте слова и объясните. К какой тематической группе они относятся. Знаете ли вы значение существительных, определяющих степень родства. Проверьте себя, обратившись к толковому словарю.
- Дополнительное.
Разгадайте кроссворд. Все зашифрованные слова объединяет общее значение – указание на степень родства, в котором состоят близкие друг другу люди.
- этап. Рефлексия.
- Ребята, подведем итоги урока. Сложите, пожалуйста, заработанные вами баллы за работу на трех этапах урока.
- У кого максимальное количество баллов – 15? Молодцы! Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
У каждого есть пара смайликов: веселый и грустный.
- Если вы узнали что-то новое для себя, поднимите веселый смайлик.
- Если вам было сегодня интересно, поднимите веселый смайлик.
-Если было интересно, но остались моменты, которые вы не поняли, поднимите грустный смайлик.
- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Надеюсь, что каждый из вас будет стремиться соблюдать в речи лексические нормы.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление имён существительных в речи
Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте....
Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...
Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".
Употребление существительных в речи....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...
Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы"
Презентация для 5-6 классов...
Употребление имён существительных в речи.
Цели урока•Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравне...